Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать.
Основной целью курсового проекта является исследование состояния транспортной сети с выявлением проблем и перспектив развития, а так же разработка ряда рекомендаций по совершенствованию транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике…….……..4
1.1 Структура транспортного комплекса России……………………………....4
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны…………………………...7
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны……………….…...9
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан……………………………………………………………………12
2.1 Система внешнего транспорта……………………………..………………14
2.2 Система автомобильного транспорта………………...……………………19
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан…………………………………………………..….…………….24
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта……...…………24
3.2 Пути улучшения безопасности дорожного движения……………..…….32
Заключение…………………………………………………………….………..
Дороги территориального значения составляют 24313,3 км, в том числе 88,2% имеют твердый тип покрытия, из них только 45,3%- с усовершенствованным типом покрытия. Республика Башкортостан имеет также наибольшую протяжённость грунтовых автомобильных дорог.
Центральную часть территории Республики Башкортостан пересекает также федеральная дорога "Урал" М-5: Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск. Общее протяжение дорог федерального значения составляет 496 км, на всём протяжении дороги имеют усовершенствованный тип покрытия. Распределение по категориям
Категории | Всего км | В том числе по "Волге" М-7 | % | В том числе по "Волге" М-7 |
Всего | 496 | 164 | 100 | 100 |
I-б | 35 | - | 7,1 | - |
II | 111 | 27,6 | 22,4 | 16,8 |
III | 220 | 136,4 | 44,3 | 83,2 |
IV | 130 | - | 26,2 | - |
По "Программе развития и совершенствования автомобильных дорог Приволжского федерального округа до 2010 г. с прогнозом до 2020 г." федеральная дорога М-5"Урал" Москва - Рязань - Пенза - Самара - Уфа - Челябинск общим протяжением 1880 км образует транспортный коридор № 4 ("Центр - Поволжье - Урал"). Она проходит по субъектам РФ с высокой концентрацией населения и обеспечивает федеральные и региональные связи "Запад-Восток" и "Север-Юг". Республику Башкортостан автомобильная дорога "Урал" М-5 пересекает в широтном направлении на протяжении 332 км.
Из территориальных дорог республиканского значения наиболее значимыми являются дороги: Уфа - Оренбург (324,2 км), Уфа - Бирск - Янаул (173 км), Уфа - Инзер - Белорецк (228,2 км), автодорога «Урал» - Чишмы – Киртиз - Мияки (154,7 км), Бирск – Тастуба - Сатка (298,3 км ), Магнитогорск - Сибай - Зилаир - Ира (317,0 км).
Существующая сеть территориальных автомобильных дорог характерна неравномерностью распределения: с западной стороны она не имеет выхода в соседнюю Республику Татарстан; ограничены автотранспортные связи по территориальным дорогам с северными и северо-восточными областями - Пермской и Свердловской, хотя экономические связи с этими регионами являются стабильными. 97,2% территориальных дорог имеют твёрдое покрытие, в том числе 62,8% - с усовершенствованным типом покрытия.
На формирование транспортных потоков на участке федеральной магистрали "Волга" М-7 оказывают влияние следующие территориальные дороги: республиканского и межрайонного значения - Кушнаренково - Чекмагуш-Бакалы (119,1 км), Кушнаренково - Арсланово (Чишмы), Буздяк - Чекмагуш - Дюртюли (117,4 км), Дюртюли - Нефтекамск (75,6 км), Дюртюли - Груздёвка (42,1 км), Шаран - Новобалтачёво - Андреевка (125,4 км); внутрирайонного значения Асяново - Нижнеманчарово - Семилетка (13 км).
Состояние территориальных дорог района тяготения - удовлетворительное, их параметры в основном соответствуют размерам интенсивности движения по ним.
Таблица 7. Показатели развития автомобильного транспорта
Основные показатели развития автомобильного транспорта | |||||
| 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Перевезено грузов, млн. т | 192,2 | 321 | 324,2 | 311 | 323,4 |
Грузооборот, млн. т/км | 2470,1 | 6247,3 | 7542,5 | 7028,4 | 7448,3 |
Перевезено пассажиров, млн.чел. | - | - | 632,1 | 553,8 | 601,4 |
Пассажирооборот млн. пасс./ км | - | - | 9837 | 7468 | 8538 |
**2000 год
** 2007 год
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан.
В настоящее время транспортно-дорожный комплекс России переживает, как и вся экономика, переходное состояние, все его звенья приспосабливаются к новым формам функционирования в условиях рыночной экономики. Этот процесс идет сложно и не лишен противоречий, демонстрируя наряду с кризисными явлениями новые точки экономического роста, новые не имевшие места раньше, возможности. Формирующиеся рыночные отношения требуют повышения качественного обслуживания транспортными услугами, как отраслей народного хозяйства, так и населения страны. На решение этих задач и направлена разрабатываемая правительством программа «Транспорт России».
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта.
По географическому положению, Башкирия находится между двумя частями страны, «Азия» и «Европа». По этой причине, интенсивность наших дорог является одной из самых высоких. Самой главное причиной этому является товаро- и пассажирооборот и растущий по геометрической прогрессии автомобильный парк. Если учитывать, что в нашей республике на 1000 человек приходится 200 автомобилей, вместо 60-100, то без сложных вычислений можно видеть что нашим дорогам остается желать только лучшее. Если на трассах основной причиной является полотно дороги, то при приближении в Уфу и въезд в нее затрудняется образованием заторов и пробок.
Если рассмотреть более пристально, то можно выделить основные проблемы транспортной сети города республики:
Острая нехватка мостовых переходов через реки Белую и Уфу, которая вызывает концентрацию транспортных потоков на подходах к мостам, не позволяет дифференцировать транспортные потоки и обеспечивать пути пропуска транзитного для города транспорта.
Отсутствие путепроводов и транспортных развязок в условиях сложного рельефа и наличия большого количества железнодорожных путей не позволяют увеличить пропускную способность магистральной сети на отдельных ее участках.
Отсутствие полноценных меридиональных магистралей, преобладание транспортных связей города, ориентированных на пропуск грузового транспорта.
Увеличение автомобильного парка.
В современных условиях низкая пропускная способность дорог не соответствует требованиям, выдвигаемым значительным ростом автопарка. Большинство российских дорог были построены в середине ХХ века.
Снижение безопасности движения. Увеличение числа ДТП, что создает грозу здоровья, как пешеходов, так и автомобилистов
Низкое качество подготовки водителей оставляет желать лучшего. А дорога ошибок не прощает.
Недостаточно эффективная и оперативная работа дорожных служб города, особенно в зимний период.
Для решения вышеназванных проблем, можно предложить следующие мероприятия которые должны выполнятся на Федеральном уровне, а именно что они должны обеспечивать:
Пропуск межрегиональных и транзитных потоков на основных направлениях международных транспортных коридоров;
Автотранспортные связи между административными центрами субъектов Российской Федерации;
Автотранспортные связи на основных направлениях международных автомобильных дорог;
Подъезды к объектам федерального значения.
В качестве основных направлений развития федеральных автомобильных дорог следует считать:
Завершение формирования опорной сети автомобильных дорог для обеспечения связи с регионами;
Увеличение пропускной способности сети федеральных автомобильных дорог за счет создания многополосных автомагистралей на существующих направлениях;
Формирование новых автодорожных маршрутов, обеспечивающих оптимальное распределение автотранспортных потоков на направлениях в обход перегруженного движением автотранспорта Московского дорожного узла;
Создание подъездов к крупным транспортным узлам и объектам транспортной инфраструктуры, включая реконструкцию и строительство подъездов к портам;
Строительство и реконструкция обходов крупных населенных пунктов.
Решение задачи повышения пропускной способности наряду с развитием и модернизацией федеральных автомобильных дорог должно осуществляться путем ликвидации «узких» мест, приводящих к снижению скоростей и заторов движения за счет:
Улучшения организации движения путем устройства транспортных пересечений в разных уровнях, сокращения пересечений и примыканий в одном уровне к автодорогам с малой интенсивностью движения.
Решение этих задач в дорожной отрасли в целом ориентирована на обеспечение:
транспортной связности территории Российской Федерации как в целом, так и в пределах регионов, исходя из обеспечения доступа к сети по подъездам с твердым покрытием для практически всех населенных пунктов, в которых проживает основная часть населения страны;
бесперебойного движения на основной части дорожной сети вне зависимости от сезонности и погодных условий;
формирования экономически рациональных маршрутов автомобильных перевозок;
эффективной стыковки российских автодорожных коридоров с европейской и азиатской сетями автомобильных дорог;
доведения транспортно-эксплуатационных качеств дорог до уровня международных стандартов, в первую очередь – в основных международных транспортных коридорах;
повышения безопасности дорожного движения и сокращение числа дорожно-транспортных происшествий по причине дорожных условий;
комплексного развития дорожного сервиса;
повышения производительности труда и эффективности инвестиций в дорожном хозяйстве, совершенствования системы отраслевого управления.
На Региональном уровне:
Создания автомобильных дорог с реверсивным движением на подходах к крупным городам и населенным пунктам;
Формирование новых автодорожных маршрутов, обеспечивающих оптимальное распределение автотранспортных потоков на направлениях в обход перегруженного движением автотранспорта Уфимского дорожного узла;
Модернизация и развитие подходов к Уфе и сооружение их обходов;
Модернизация и реконструкция подъездов к железнодорожным станциям, речным и морским портам и другим объектам транспортной инфраструктуры;
Ликвидация грунтовых разрывов на опорной дорожной сети страны;
Развитие муниципальных дорог и улично-дорожной сети городов и населенных пунктов с учетом потребности населенных пунктов и в увязке с развитием федеральных автомобильных дорог и автомобильных дорог субъектов Российской Федерации;
Улучшение городских улично-дорожных сетей и совершенствование системы организации и регулирования дорожного движения;
Внедрение системы электронно-логистического сопровождения автотранспортных средств и грузов на основных международных автомобильных пунктах пропуска и организация пропуска автотранспортных средств по «зеленому коридору».
Применять экономические и административно-правовые механизмы для ограничения использования личных автомобилей при наличии качественных альтернативных услуг общественного транспорта.
Содержать в отличном состоянии дорожные полотна. То есть, полностью ремонтировать трассы раз в два года, а не как в настоящее время использовать метод «заплаток».
На Местном уровне:
Комплексный учет транспортных факторов при выработке архитектурно-планировочных решений. Развитие долгосрочного градостроительного и транспортного планирования с учетом прогнозируемых транспортных потоков внутри муниципального образования и города, а также транспортных потоков на внегородских автодорогах, примыкающих к этим населенным пунктам;