Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать.
Основной целью курсового проекта является исследование состояния транспортной сети с выявлением проблем и перспектив развития, а так же разработка ряда рекомендаций по совершенствованию транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике…….……..4
1.1 Структура транспортного комплекса России……………………………....4
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны…………………………...7
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны……………….…...9
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан……………………………………………………………………12
2.1 Система внешнего транспорта……………………………..………………14
2.2 Система автомобильного транспорта………………...……………………19
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан…………………………………………………..….…………….24
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта……...…………24
3.2 Пути улучшения безопасности дорожного движения……………..…….32
Заключение…………………………………………………………….………..
Сфера применения автомобильного транспорта чрезвычайно широка. Автомобили выполняют большую часть городских, пригородных и внутрирайонных грузовых перевозок. Они подвозят грузы от производителей продукции к станциям железных дорог, речным пристаням, морским портам и развозят от них к потребителям. Таким образом, автомобильный транспорт может участвовать в перевозках одного и того же груза несколько раз. Поэтому его доля в перевозках грузов чрезвычайно велика и составляет почти 80% от общего объема перевозок грузов всеми видами транспорта.
Дальние межрайонные перевозки автомобильный транспорт осуществляет в тех случаях, когда либо другие виды транспорта отсутствуют, либо грузы относятся к ценным или скоропортящимся .
Обеспеченность автодорогами с твердым покрытием служит важным показателем развития транспорта в стране.
Основу автодорожной сети России общей протяженностью 929 тыс. км (из них длина шоссейных дорог общего пользования — 574 тыс. км, ведомственных — 355 тыс. км) формируют дороги с твердым покрытием, доля которых составляет 3/4.
В России 40% сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования. Качество автодорожной сети невысокое: 11% автодорог — грунтовые, 1/3 дорог, имеющих твердое покрытие, — гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению.
Однако протяженность автодорог соответствующего современным требованиям технического уровня исчисляется лишь первыми десятками тысяч километров, поэтому проблема создания современной сети автодорог остается для России одной из наиболее актуальных.
Особая роль автодорог состоит в том, что они в большей степени, чем другие пути сообщения, обеспечивают перевозки пассажиров с трудовыми, культурно-бытовыми, административными и другими целями. Доведение автодорог с твердым покрытием до каждого населенного пункта, необходимое по социальным соображениям, является одновременно и обязательным условием ликвидации экономических потерь от бездорожья. Данный принцип необходимо рассматривать как один из основных при развитии сети дорог общего пользования. Поэтому проблема развития автодорожной сети России включает в себя и задачу значительного увеличения протяженности автодорог с твердым покрытием.
Автомобильный транспорт (автобусы) выполняет основной объем пассажирских перевозок — почти 90% от всех перевозок пассажиров основными видами магистрального транспорта. Однако основная их часть — около 80% — приходится на внутригородские перевозки. Доля пригородных поездок составляет 18%, а междугородных — лишь 2%. В последние годы в крупных городах резко возрастает парк индивидуальных легковых автомобилей, что приводит к увеличению их доли в пассажирских перевозках.
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Характеристика работы основных видов транспорта. Всеми видами транспорта общего пользования в Республике Башкортостан в 2001 г. перевезено 149,6 млн. тонн грузов, грузооборот составил 154,7 млрд. тонн-км. Перевозки грузов и пассажиров в Республике Башкортостан осуществляются различными видами транспорта общего пользования. С использованием трубопроводного - 68,6%, железнодорожного -15,7%, автомобильного транспорта 11,8%. В общем объёме перевозок пассажиров на автомобильный транспорт приходится 97,8%, удельный вес внутригородских перевозок - до 80%. Общий объём перевозок автомобильным транспортом в Республике Башкортостан составил в 2001 г. 130,6 млн. тонн (на 3% меньше, чем в 2000 г.).
Таблица 2. Парк транспортных средств в Республике Башкортостан и его показатели работы:
Виды транспортных средств | 2004 г | 2005 г | 2006 г | 2007 г |
Грузовые автомобили, всего | 115041 | 93943 | 99738 | 94958 |
в том числе |
|
|
|
|
Грузовые автомобили общего пользования | 4896 | 4478 | 4216 | 3610 |
Специальные автомобили | 23400 | 23390 | 22721 | 26228 |
Грузовые автомобили частные | 35211 | 28309 | 32103 | 35281 |
Автобусы всех отраслей экономики | 12638 | 12361 | 12112 | 11813 |
Автобусы общего пользования | 2951 | 2962 | 2997 | 2952 |
средняя вместимость, мест | 29,8 | 29,7 | 29,7 | 29,9 |
Легковые автомобили, всего | 511986 | 533502 | 533271 | 573514 |
в том числе в собственности граждан | 488475 | 505057 | 507315 | 550344 |
Таблица 3. Характеристика основных элементов транспортной системы Республики Башкортостан
| 2000 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 |
Эксплуатационная длина путей сообщения общего пользования (на конец года), км: |
|
|
|
|
|
железнодорожные пути | 1518 | 1475 | 1457 | 1457 | 1457 |
автомобильные дороги - всего | 34894 | 35061 | 34674 | 34808 | 34897 |
из них: |
|
|
|
|
|
с твердым покрытием | 28960 | 30541 | 30642 | 30776 | 30877 |
трамвайные пути | 85 | 78 | 67 | 63 | 63 |
троллейбусные линии | 120 | 131 | 148 | 151 | 159 |
внутренние водные судоходные пути 1 | 891 | 872 | 929 | 929 | 929 |
магистральные трубопроводы | 9593 | 9971 | 9437 | 9447 | 9437 |
Перевезено грузов транспортом общего пользования2, млн. т | 268,3 | 153,6 | 153,8 | 161,8 | 151,8 |
Грузооборот транспорта общего пользования 2 , млрд. т-км | 96 | 149,6 | 202 | 202,4 | 207,2 |
Перевезено пассажиров транспортом общего пользования, млн. человек | 912,2 | 699 | 573,2 | 535,6 | 508,5 |
Пассажирооборот транспорта общего пользования,млрд.пассажиро-км | 10,7 | 8,3 | 7,6 | 7,2 | 7,2 |
** 2000 год
Если сравните данные таблицы, то можно увидеть, что общих закономерностей изменения не наблюдается. Значения меняются то по возрастающей, то по понижающей.
Таблица 4.Основные показатели работы транспорта Республики Башкортостан
| Январь-февраль 2009г. | Январь-февраль 2009г. в % к январю-февралю 2008г. | Февраль 2009г.в % к | |
январю 2009г. | февралю 2008г. | |||
Грузооборот транспорта - всего, | 28763,4 | 84,7 | 93,6 | 84,7 |
млн. тонно-километров | ||||
в том числе: |
|
|
|
|
железнодорожного | 5094 | 58,2 | 109,4 | 63,7 |
автомобильного | 323,2 | 80,1 | 104,8 | 78,2 |
внутреннего водного | 61,2 | 105 | 94,3 | 93,7 |
трубопроводного | 23285 | 94,1 | 90,4 | 92,1 |
Пассажирооборот транспорта |
|
|
|
|
общего пользования, млн. пасс.–км |
|
|
|
|
| 975,9 | 88 | 90,5 | 83,3 |
в том числе: |
|
|
|
|
железнодорожного | 230,4 | 88,5 | 84,7 | 89,3 |
автомобильного (автобусы) | 745,5 | 87,8 | 88,7 | 81,5 |
2.1 Размещение внешнего транспорта.
Железнодорожный транспорт.
Общая протяженность железнодорожных путей общего пользования в Республике Башкортостан равна 1457 км.
Регулярное железнодорожное сообщение на территории республики Башкортостан открыто 8 сентября 1888 года с вводом в действие железнодорожной линии от станции Кинель до станции Уфа. Через два года 8 сентября 1890 года к Самаро-Уфимской дороге был присоединен вновь построенный участок Уфа-Златоуст, дорога стала именоваться Самаро-Златоустовской.
Для Башкирии, расположенной в центре Евразийского континента, имеющей богатейшие природные ресурсы, развитую промышленность и сельское хозяйство, железные дороги с 1888 года и по сей день – главные транспортные артерии. Именно железнодорожный транспорт обслуживает основную часть внутренних и внешних связей Башкортостана.
Башкирское отделение – структурное подразделение Куйбышевской железной дороги – филиала ОАО «Российские железные дороги» - одно из крупнейших на сети железных дорог России. Географической положение отделения определяет его характерную особенность: сочетание транзитных грузопотоков с местными перевозками.
В границах Башкирского отделения дороги проходит часть транссибирской магистрали от станции Абдулино в Оренбургской области до станции Кропачево в Челябинской области. Внутри отделения имеются железнодорожные линии Дема-Тюльган с выходом на Оренбург, Южной обход города Уфы от станции Дема-Южный парк до станции Иглино, уникальный по своей специфике и значению Бензино-Черниковский узел (входящие в его состав станции Черниковка, Бензин, Черниковка-Восточная, Загородная, Ново-Уфимская, Лощинная обслуживают вывоз продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий, расположенных в черте г. Уфы), а также линии Карламан – Белорецк с выходом на Магнитогорск и Чишмы – Туймазы на границе с Республикой Татарстан.
В структуре грузовых перевозок более половины приходится на нефть и нефтепродукты, около 30 процентов – на строительные материалы и цемент, десятую часть составляют продукция химической промышленности, сода и минеральные удобрения. Перевозится также лес и пиломатериалы, уголь, зерно и продукты его переработки.
Развернутая длина железнодорожных путей на Башкирском отделении дороги составляет 3066 километров, из них 1976,2 километра главных путей, 836,2 километра эксплуатационной длины железнодорожных путей электрифицировано.
На территории Башкирского отделения расположены два локомотивных депо, обеспечивающие эксплуатацию и ремонт электровозов, тепловозов, электро- и дизель-поездов, депо по ремонту и техническому обслуживанию грузовых вагонов, 7 дистанций пути, три путевые машинные станции, 4 дистанции сигнализации, централизации и блокировки, региональний центр связи, 3 дистанции электроснабжения и ряд других предприятий.