Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2012 в 10:03, курсовая работа
Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать.
Основной целью курсового проекта является исследование состояния транспортной сети с выявлением проблем и перспектив развития, а так же разработка ряда рекомендаций по совершенствованию транспортного комплекса Республики Башкортостан.
Введение………………………………………………………………….……….2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике…….……..4
1.1 Структура транспортного комплекса России……………………………....4
1.2 Роль внешнего транспорта в экономике страны…………………………...7
1.3 Роль автомобильного транспорта в экономике страны……………….…...9
Глава 2. Характеристика транспортного комплекса Республики Башкортостан……………………………………………………………………12
2.1 Система внешнего транспорта……………………………..………………14
2.2 Система автомобильного транспорта………………...……………………19
Глава 3. Перспективы развития транспортного комплекса Республики Башкортостан…………………………………………………..….…………….24
3.1 Проблемы и пути решения автомобильного транспорта……...…………24
3.2 Пути улучшения безопасности дорожного движения……………..…….32
Заключение…………………………………………………………….………..
В состав Башкирского отделения входит 78 железнодорожных станций, 34 станции открыты для грузовых операций.
Переход к рыночной экономике и связанные с ним коренные изменения хозяйственных отношений вызвали необходимость осваивать новые типы экономического поведения. С 1995 года на Башкирском отделении дороги работает региональное агенство фирменного транспортного обслуживания (РАФТО), деятельность которого направлена на обеспечение высокого качества обслуживания грузовладельцев, изыскание и привлечение дополнительных объемов перевозок грузов на основе комплексного транспортного обслуживания от оформления заказа грузоотправителем до доставки грузополучателю.
В состав пассажирского комплекса входят Дирекция по обслуживанию пассажиров в дальнем и местном сообщении, депо по ремонту и подготовке в рейс пассажирских вагонов на ст.Уфа и Дирекция по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении «Баштранспригород».
Водный транспорт.
В Республике Башкортостан, водным транспортом управляет ЗАО Судоходная компания «БАШВОЛГОТАНКЕР».
Протяженность внутренних водных судоходных путей составляет 929 км.
В транспортной системе Республики Башкортостан, грузооборот речного транспорта составляет 3,7%, пассажирооборот - 0,2% (2004). Протяженность водных путей, пригодных для судоходства, в республике 1018 км. Движение речных судов осуществляется по рекам Белая и Уфа. В настоящее время, объем грузовых перевозок составило около в 735 тыс. т. Развитие речного транспорта идет по пути улучшения водных путей; увеличения количества и грузоподъемности речных судов, повышения степени механизации погрузочно-разгрузочных работ. В 1937 создано Бельское речное пароходство (управление в Уфе). Условия судоходства на реках Бельского бассейна сейчас стабильно улучшается с образованием Павловского водохранилища на р. Уфа. В республике создан значительный флот (самоходные нефтеналивные танкеры). Более 70% вывоза грузов из РБ направляется по Белой, Каме и Волге, а также участкам Волго-Балтийского канала в Пермскую, Горьковскую, Волгоградскую, Московскую и др. области. В грузообороте речного транспорта первое место принадлежит лесу, второе - нефтегрузам. Далее – строительный материалы, металл и металлические изделия. Перевозку пассажиров осуществляют теплоходы по направлению Уфа-Пермь-Казань-Ниж.Новгород-
Таблица 5. Развитие речного транспорта
Основные показатели работы речного транспорта Башкортостана | |||
| 2000 | 2002 | 2004 |
Протяженность внутренних водных путей, км | 1018 | 1020 | 1018 |
Перевозка грузов, тыс. т | 9995 | 15000 | 6800 |
Грузооборот, млн. т/км | 1287 | 3439 | 410 |
Перевозка пассажиров, тыс.чел. | 691 | 692 | 79 |
Пассажирооборот, млн. пасс./км | 110 | 149 | 25 |
За годы своего существования «БашВолготанкер» перевез свыше 210 миллионов тонн нефтепродуктов. Один из основных грузообразующих центров ОАО «Пароходство «Волготанкер» - Уфа с её нефтеперерабатывающими заводами. Наша компания обеспечивает доставку нефтепродуктов потребителям Башкортостана, регионов России Волжско-Камского бассейна. В настоящее время около 90 процентов общего объема перевозок приходится на экспортные поставки в страны, тяготеющие к Балтийскому морю.
В составе флота компании - танкеры типа «Волгонефть», буксиры -толкачи типа «ОТ-2000». Для ремонта и обслуживания транспортных судов построена Благовещенская ремонтно - эксплуатационная база. Устаревшие суда заменяются и модернизируются. За последние четыре года компания приобрела семь нефтеналивных барж, современную нефтеперекачивающую станцию, танкер грузоподъемностью 1000 тонн. Произведена модернизация нефтеналивных барж типа «Бельская» для поддержания их эксплуатационных характеристик и приведения в соответствие с современными требованиями к экологической безопасности нефтеперевозок.
ЗАО Судоходная компания «БашВолготанкер» имеет в своем распоряжении нефтеналивные суда, предназначенные для перевозки любых нефтепродуктов, как темных, так и светлых. Производит перевозку по малым рекам и мелким нефтебазам.
Совместно с флотом материнской компании ОАО «Нефтеналивное пароходство «Волготанкер» осуществляет экспортные перевозки грузов в порты Европы, Малой Азии и Северной Африки.
ЗАО Судоходная компания «БашВолготанкер» в течение навигационного периода способна перевезти 3 млн. тонн нефтепродуктов, и гарантирует качество перевозки нефтепродуктов в кратчайшие сроки для всех грузоотправителей.
Воздушный транспорт.
Воздушный транспорт республики связан главным образом республиканским Аэропортом “Уфа”. Основан в июле 1933 г. и имеет большой опыт работы в авиационной отрасли почти 73 года. ОАО “Международный аэропорт “Уфа” относится к аэропортам федерального значения и обслуживает авиаперевозки пассажиров, почты и грузов регулярными и чартерными рейсами по внутренним и международным линиям. Привлекательное географическое положение в приволжской части России позволило аэропорту г. Уфы стать важным стыковочным узлом на пути пассажирских и грузовых потоков из Европы в Юго-Восточную Азию.
Сегодня же Уфимский аэропорт является не только знаком качества и комфорта, но и символом нашей Республики - воздушными воротами Башкортостана. Занимая 8 место в рейтинге российских аэропортов по обслуживанию на внутренних авиалиниях, Международный аэропорт “Уфа” по праву считается одним из крупнейших и удобных транспортных узлов в Российской Федерации.
Пропускная способность двух терминалов после введения в 2001 году в эксплуатацию составляет 600 пассажиров в час, после реконструкции составит 800 пассажиров в час.
Международный аэропорт «Уфа» принимает и обслуживает самолеты 25 авиакомпаний и является одним из крупнейших аэропортов России. В 2006 году обслужено около 1,0 млн. пассажиров.
2.2 Размещение автомобильного транспорта.
Значение существующей дороги в транспортной сети
Автомобильная дорога "Волга" М-7 от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы является важнейшей транспортной артерией и обеспечивает экономические и административные связи Центрального и Приволжского федерального округов Российской Федерации. Вместе с автомобильными дорогами: "Урал" М-5 (на участке Уфа - Челябинск), "Байкал" (М-51, М-53, М-55) магистраль "Волга" М-7 является основным звеном транспортного коридора России "Запад-Восток".
Автомобильная дорога "Волга" М-7 проходит по территориям Центрального и Приволжского федерального округа, пересекает шесть субъектов Российской Федерации: Московскую, Владимирскую, Нижегородскую области, Республику Чувашия, Татарстан, Башкортостан, и представляет собой магистраль, по которой расположены промышленные города: Владимир, Нижний Новгород, Чебоксары, Казань, Набережные Челны, Уфа.
В Республике Башкортостан к основным преобразующим узлам относятся: Уфа, Нефтекамск, Агидель, Дюртюли, п. Чекмагуш, п. Кушнаренково, с. Верхнеяркеево, транспортные связи которых осуществляются преимущественно по автомобильной дороге "Волга" М-7.
От границы с Республикой Татарстан до г. Уфы дорога "Волга" М-7 является единственной для связи населённых пунктов Илишевского, Дюртюлинскогаи Кушнаренского районов с республиканским центром - г. Уфой. Вместе с дорогой Дюртюли - Нефтекамск она обеспечивает кратчайший проезд к городам Нефтекамску и Агидель с высоким промышленным потенциалом.
К автомобильной дороге "Волга" М-7 примыкает много территориальных дорог республиканского и межрайонного значения.
Транспортно-экономическая характеристика. Республика Башкортостан относится к регионам с развитой специализацией в направлении "Запад-Восток", чему способствует расположение на пересечении транспортных коммуникаций на стыке Европы и Азии. В республике развиты трубопроводный транспорт протяженностью 9934 км (объем грузов 68,6% -16,2 млн. тонн нефти, 78,6 млн. тонн газа и 7,7 млн. тонн нефтепродуктов), железнодорожный транспорт протяженностью 1462 км (объем грузов 15,7%, нефтяные грузы составляют 84% от общего объема), водный транспорт протяженностью 932 км с навигацией 210 дней в году.
Характеристика автотранспортной сети. По протяжённости дорог Республика Башкортостан находится на первом месте в Российской Федерации и значительно опережает другие регионы. Состояние дорог общего пользования Республики Башкортостан на 01.01.2006г.
Таблица 6. Состояние дорог общего пользования Республики Башкортостан
Территория, тыс. км² | Протяжение дорог общего пользования, км | Удельный вес дорог с твёрдым типом покрытия, % | Плотность сети дорог общего пользования на 1000 км, км | ||
Всего | В том числе с твёрдым типом покрытия | Всего | В том числе с твёрдым типом покрытия | ||
143,6 | 25405,3 | 22548,3 | 88,8 | 176,9 | 157,0 |