Современные проблемы автомобильного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление экономико-географических проблем развития автомобильного транспорта (на примере Республики Бурятия).


Задачи:

Изучение теоретических аспектов географии транспорта России и РБ


Изучение современных проблем развития автомобильного транспорта в Республике Бурятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Транспорт России…………………………………………………………………4

1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе…………………………………….4

1.1. Транспорт, как особая сфера материального производства…………………………4

1.2. Факторы размещения…………………………………………………………………..14

2. Экономическая характеристика автомобильного транспорта…………………………14

Глава II. Автомобильный транспорт Бурятии……………………………………………16

1. История развития транспорта Бурятии…………………………………………………16

2. Характеристика автомобильного транспорта…………………………………………...17

3.Особенности природных условий, влияющих на функционирование

и развитие автодорожной сети республики Бурятии……………………………………..24


4. Автомобильный транспорт в системе народного хозяйства РБ……………………….24


Глава III. Проблемы и перспективы автомобильного транспорта

в Республике Бурятия……………………………………………………………………….26


1. Экологические проблемы и инструменты их решения………………………………...26

2. Проблемы транспортного комплекса в Республике Бурятия…………………………..27

3. Современные проблемы автомобильного транспорта………………………………….27


Заключение………………………………………………………………………………… 31

Список литературы………………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

для сайта.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

Основные  автомобильные дороги общего пользования регионального значения представлены ответвлениями от федеральной дороги «Байкал» в меридиональном направлении.

Автомобильные дороги регионального значения находятся  в оперативном управлении Республиканского дорожного агентства, местного значения в Муниципальных образованиях, федерального значения – Упрдор «Южный Байкал» и Упрдор «Прибайкалье».

Обеспеченность  связей между населёнными пунктами республики с её центром по дорогам с твёрдым покрытием составляет 91%. Не имеют связей два административных района, 1 город республиканского подчинения, 10 посёлков городского типа и 67 сельских населённых пунктов.

Эксплуатационное  состояние более 80% существующих покрытий практически по всем направлениям достигло критического уровня, нормативный срок эксплуатации давно истек, недоремонт в целом по дорогам достиг 97%. Существующее состояние деревянных мостов, а их общая протяженность 7,14 тыс. пог.м., вызывает опасность эксплуатации, так как 40% находится в аварийном и предаварийном состоянии. Все деревянные мосты отслужили свой срок службы.

На дорогах  Бурятии общего пользования имеется 4 паромные переправы.

В Республике реализуется целевая программа  «Дороги Бурятии ХХI века республиканского значения на период до 2010 г. с прогнозом до 2020 года» (далее Программа).

За период 2001–2007 гг. по Программе выполнен ремонт на 28 км территориальных автомобильных  дорог и 25 мостов длиной 575,2 п м. Кроме  того, введены в постоянную эксплуатацию 19 мостовых переходов общей протяжённостью 1959п.м.

Общая стоимость работ по ремонту составила  в ценах на начало 2008 г. 333,78 млн. руб.

На содержание автомобильных дорог и мостов было направлено 781,16 млн. руб. в ценах  на начало 2008 г., что составило 35,7% от общего объёма финансирования.

За последние 5 лет протяжённость сети автомобильных  дорог увеличилась на 90 км (1,3%), с  твёрдым покрытием – на 105 км (1,7%), с усовершенствованными типами покрытий – на 39 км (1,2%), при этом протяжённость грунтовых дорог уменьшилась на 15 км:

В Республике планируется развитие системы платных автодорог.

В качестве платных дорожных объектов могут  рассматриваться вновь строящиеся или находящиеся в незавершённом  строительстве автомобильные дороги, мосты, путепроводы с подходами  к ним. Среди них в первую очередь:

- автомобильные  дороги, обслуживающие преимущественно  концентрированные транзитные потоки;

- мостовые  переходы, обеспечивающие резкое  сокращение дальности поездки  и перевозки грузов по сравнению  с альтернативными маршрутами.

Необходимо  отметить, что организация платных дорог экономически оправдана, как правило, на дорогах с фактической интенсивностью движения не менее 15 тыс. автомобилей в сутки. Существующий же уровень интенсивности движения на федеральных дорогах республики - 2-3 тыс. авт. в сутки. 

Ориентировочная стоимость работ 
на строительство, реконструкцию и ремонт 1 км автомобильных дорог 
в Республике Бурятия (определена по утверждённым объектам-аналогам)

Виды  работ В ценах  на 1 квартал 2008 года, млн. руб.
I Строительство

1.1.Территориальные дороги

III категория  (усовершенствованное покрытие) 32,7
IV категория  (переходное покрытие) 10,8
V категория  (переходное покрытие) 7,8
II Реконструкция

2.1 Территориальные  дороги

III категория  (усовершенствованное 

покрытие)

19,2
IV категория  (переходное покрытие) 7,9
III Ремонт 

3.1. Территориальные  дороги

IV категория  (переходное покрытие.) 6,3
IV Ремонт (устройство  покрытия в пределах  существующей категории)4.1 Территориальные дороги
II категория (усовершенствованное  покрытие) 19,1
III категория (усовершенствованное покрытие) 12,0
IV категория (переходное покрытие) 3,4
V категория (переходное покрытие) 2,4
V Содержание дорог  и сооружений
II – III категории (усовершенствованное  покрытие) 0,100
IV категория (переходное покрытие) 0,159
Мосты и путепроводы (на 1 пм) 0,016

При определении стоимости  строительства, реконструкции  и ремонта автомобильных  дорог в текущих ценах на начало 2008 года применены индексы изменения стоимости по дорожной отрасли с учётом территориальных коэффициентов по письму Госстроя от 06.09.90 г. №14-Д и индексов – дефляторов, рекомендованных Минэкономразвития РФ.

Перевозки. Городские перевозки автомобильным  транспортом осуществляются в следующих  муниципальных образованиях:

Информация  о количестве маршрутов  и транспортных единиц, осуществляющих городские перевозки

Муниципальное образование Численность населения, тыс.чел. Количество  маршрутов Количество  транспорт. единиц
всего Обеспеченность 
на 1000 чел.
г. Кяхта 18,6 2 3 0,16
г. Северобайкальск 25,8 6 22 0,85
г. Закаменск 12,9 3 6 0,47
г. Улан-Удэ 372,6 75+13 сезонных 1889 5,07
п. Таксимо 10,7 3 3 0,28
с. Бичура 4,9 3 4 0,82

В последние  годы в результате приобретения нового подвижного состава износ автопарка  пассажирских автобусов сократился с 92% до 68,4%. Дополнительно были открыты 7 республиканских маршрутов. Обеспеченность автобусами за период 1998-2004гг. сократилась в 2,2 раза.

 

3. Особенности природных условий, влияющие на функционирование и развитие автодорожной сети республики Бурятии. 

Природные условия большое внимание оказывают  на автодорожную сеть. Автодорожные сети как линейные сооружения подвергаются воздействию всех природных условий  данной территории. Наиболее существенное воздействие на автомобильные дороги оказывают: рельеф, климат, сейсмичность, многолетняя мерзлота, свойства грунтов. Горный рельеф, характерный для Забайкалья, влияет на профиль, план дороги от которых зависят длина трассы, вид тяги, скорость движения, расход энергии и топлива.

В соответствии с техническими возможностями современного подвижного состава автомобильного транспорта на уклонах, начиная с 0,5-0,7 градусов (в зависимости от категории  дороги), применяется новая тяжелая техника, дорожает строительство.

Особое  значение для формирования конфигурации автодорожной сети имеет орографическая характеристика рельефа. Большая часть  территории Забайкалья представляет собой  вытянутую с северо-запада на северо-восток в форме буквы S цепь среднегорных хребтов, перемежающихся межгорными котловинами. Такая орографическая схема благоприятствует сооружению автодорожных линий широтного направления в юго-западных и восточных районах, так как днища межгорных котловин имеют пологие уклоны. Некоторое затруднение для автомобильного транспорта представляют переходы из одной котловины в другую, в результате построены тоннели (Байкальский, Северомуйский, Кодарский). 
 

4. Автомобильный транспорт в системе народного хозяйства РБ 

В Бурятии  насчитывается чуть менее 300 тыс. автомобилей, большая часть которых приходится на Улан-Удэ, и число их постоянно растет. Только за 1 полугодие 2008г. количество машин в Улан-Удэ увеличилось на 15 тысяч.  
 
Город уделяет большое внимание транспортным проблемам. Создав новое ОАО «Городские маршруты», город привлекает инвесторов и покупает автобусы большой вместимости. За год городским пассажирским транспортом перевозится около 100 млн. человек. Подавляющее большинство перевозчиков — частники. Администрацией г. Улан-Удэ утвержден реестр автобусных и трамвайных остановок (всего остановок в Улан-Удэ 642, в том числе автобусных 551), введено диспетчерское сопровождение пассажирского транспорта, утверждено максимальное количество транспортных средств, работающих на городских маршрутах.  
В Улан-Удэ работают 22 фирмы такси, в каждой их которых — от 6 до 100 машин.
 

В осуществлении  планомерного, рационального размещения производительных сил велика роль транспорта, так как он осуществляет экономические  связи между отраслями народного хозяйства и между экономическими районами, активно воздействует на размещение производительных сил и тем самым оказывает большое влияние на эффективность общественного производства.

По грузообороту основное место занимает железнодорожный  транспорт, а по объему перевозок местных грузов – автомобильный.

В районах, удаленных от железной дороги, внутренние транспортно-экономические связи  осуществляются  в основном автомобильным  транспортом. Автомобильный транспорт  обеспечивает перевозки в городах  и других населенных пунктах, развитие межрайонных и внутрирайонных экономических связей, перевозку промышленной и сельскохозяйственной продукции, а также обслуживает новое строительство и места добычи полезных ископаемых.

В Бурятии  общее количество грузов, перевезенных автомобильным транспортом, увеличивалось с 1960 по 1970 год на 30%, а грузоперевозки автомобильного транспорта СССР за этот же период увеличивались на 17,2. Итак, хотя темпы роста грузоперевозок всего автотранспорта Бурятии выше, чем по стране в целом, однако, темпы роста грузоперевозок автомобильного транспорта общего пользования по Бурятии значительно выше этих показателей по России. В мелких автохозяйствах, как правило, низка эффективность использования подвижного состава по сравнению с крупными предприятиями. Так, автотранспортные предприятия общего пользования, имеющие менее 20% общего парка грузовых автомобилей, выполнили в 1970 году 22% общего объема грузовых перевозок в республике.

Одним из путей повышения экономической  эффективности автомобильного транспорта в условиях Бурятии, когда многие грузы перевозятся на дальние расстояния, является увеличение доли автомобилей большой грузоподъемности, широкое применение подвижного состава со специализированными кузовами, а также повышение уровня централизованных перевозок. Важным резервом роста производительности труда является также увеличение коэффициентов использования парка, пробега, грузоподъемности и уменьшения простоев под погрузочно-разгрузочными операциями, которые иногда достигают 30-50% рабочего времени. 

Решающее  значение для эффективного использования  автомобильного транспорта имеют автомобильные  дороги. Расчеты, проведенные в институте  комплексных транспортных проблем  Госплана СССР (ИКТП), показали, что  недостаточная разветвленность, неудовлетворительное состояние сети автомобильных дорог приводят к большим потерям в народном хозяйстве. Плохие дорожные условия снижают производительность автомобиля на 30-40%.

При строительстве  некоторых автомобильных дорог  не были учтены высокие темпы роста интенсивности движения и появление автомобилей большой грузоподъемности, в результате чего эти дороги быстро изнашиваются и выходят из строя.

Информация о работе Современные проблемы автомобильного транспорта