Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявление экономико-географических проблем развития автомобильного транспорта (на примере Республики Бурятия).
Задачи:
Изучение теоретических аспектов географии транспорта России и РБ
Изучение современных проблем развития автомобильного транспорта в Республике Бурятия
Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Транспорт России…………………………………………………………………4
1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе…………………………………….4
1.1. Транспорт, как особая сфера материального производства…………………………4
1.2. Факторы размещения…………………………………………………………………..14
2. Экономическая характеристика автомобильного транспорта…………………………14
Глава II. Автомобильный транспорт Бурятии……………………………………………16
1. История развития транспорта Бурятии…………………………………………………16
2. Характеристика автомобильного транспорта…………………………………………...17
3.Особенности природных условий, влияющих на функционирование
и развитие автодорожной сети республики Бурятии……………………………………..24
4. Автомобильный транспорт в системе народного хозяйства РБ……………………….24
Глава III. Проблемы и перспективы автомобильного транспорта
в Республике Бурятия……………………………………………………………………….26
1. Экологические проблемы и инструменты их решения………………………………...26
2. Проблемы транспортного комплекса в Республике Бурятия…………………………..27
3. Современные проблемы автомобильного транспорта………………………………….27
Заключение………………………………………………………………………………… 31
Список литературы………………………………………………………………………...32
В Московском автомобильно-дорожном университете созданы все условия для развития логистики и подготовки специалистов в этой новой области знаний. Московский университет стал первенцем по подготовке логистов в России. И можно сказать, что логистика в России началась именно с этого университета.
Используя колоссальный научный потенциал, создав современные учебные программы в области транспортной политики, законодательства, инженерной защиты окружающей среды, сервиса, сертификации услуги, имея серьезную базу, МАДИ ТУ создал весь комплекс программ по подготовке специалистов-логистов.
В настоящее время планируется ввести подготовку специалистов по логистике трех квалификаций.
Первый уровень - высшее образование с присвоением квалификации менеджер-логист и параллельно с этим , с учетом специализации – менеджер- транспортный экспедитор.
Второй
уровень- послевузовская переподготовка
кадров с высшим образованием для
транспортного комплекса с
Третий
уровень – подготовка технического
персонала с присвоением
Оживление экономики вызвало рост спроса на транспортные услуги. Как и во всем мире, развитие рынка сопровождается значительным ростом автомобильных перевозок. Их объемы вырос на 6% . На 18% повысился грузооборот морских портов, на 13% -объемы деятельности промышленного транспорта. Впервые за последние годы отмечен рост и объемов грузооборота автомобильного транспорта, который составил около 3%. Если в предыдущие годы отрасль заканчивала с убытком, то уже с 2000г. Получено около 7млрд. руб. и эта цифра растет. Число же убыточных предприятий сократилось. Индексы внутренних транспортных тарифов в течении года были ниже, чем инфляция. Это говорит о том, что автотранспорт развивается, хоть и медленно, но развивается. Например, значительно возросли перевозки грузов на Монголию- на 63%, на Китай-30%. Более чем в 3 раза возросло количество перевозок на Турцию. Предполагается увеличение спроса на перевозки грузов в Иран и Сирию.
Перевозки пассажиров автобусами в международном сообщении выросло на 24%, а в российском транспортом – на 29%. Доля российских пассажирских перевозчиков возросла на 46.2%, 87% международных пассажирских перевозок осуществляется в страны СНГ, Прибалтику, а также в Китай, Финляндию и Польшу. Между Россией и 18-ю странами работают 440 регулярных автобусных линий, из них 126 между Россией и Украиной.
Протяженность увеличилась автодорог увеличилась на 7тыс.км., что на 27% больше , чем в 2000. На дорожной сети появился ряд уникальных сооружений, таких как новые мосты через Обь в Сургуте, через Волгу у Саратова.
В работе
автотранспортной отрасли менее
ощутимы, чем в целом, позитивные
процессы и положительные тенденции, но
они явно имеются.
Глава
II. Автомобильный транспорт
Республики Бурятия
1.
История развития транспорта
Бурятии
В любую историческую эпоху выгодное транспортно-географическое положение, удобные и дешевые транспортные пути были одним из залогов успешного развития хозяйства, культуры всех стран. В этом отношении территория Бурятии, расположенная вдалеке от дешевых морских путей, высокоразвитых промышленных районов до Великой октябрьской революции представляла отсталую окраину царской России. Главной отраслью хозяйства края было кочевое и полукочевое животноводство с низкой продуктивностью, земледелие имело в основном подсобное значение. Промышленность была представлена небольшими полукустарными, кустарными предприятиями по переработке сельскохозяйственного сырья. Такой низкий уровень развития производительных сил определял слабость экономических связей, которые сводились к вывозу кожсырья, пушнины, золота и ввозу потребительских товаров.
С получением первого легкового автомобиля Советом народных комиссаров Бурят-Монгольской АССР в мае 1924 г. Было положено начало развитию автомобильного транспорта в Бурятии. К 1927-1928 гг. в Бурятии работало 14 автомобилей, в том числе 4 автобуса. В эти же годы было положено начало автобусному движению для перевозки пассажиров в г. Улан-Удэ по маршруту город – Верхняя Березовка.
В годы довоенных пятилеток в объеме перевозок местных грузов на короткие расстояния гужевой транспорт все больше начинает уступать место развивающемуся автомобильному транспорту.
Развитие автомобильного транспорта в годы довоенных пятилеток доставило проблему значительного улучшения технического состояния дорог. К этому времени почти ¾ дорог были грунтовыми. В довоенные годы был закончен капитальный ремонт Кяхтинского тракта. Наиболее значительным сооружением на этом тракте был металлический мост через р. Селенгу в районе Новоселенгинска, который был сдан в эксплуатацию в 1939 году. В это время было начато строительство автомобильной дороги союзного значения – Улан-Удэ – Петровский Завод, строились отдельные участки Джидинского тракта (Чикой – Кяхта – Цакир), Баргузинского тракта, автомобильных дорог Мухоршибирь – Бичура – Харлун, Улан-Удэ – Романовка и др. Однако доля дорог с твердым покрытием оставалась еще низкой.
Таким
образом, транспорт перестал быть «узким
местом» в хозяйстве. Развитие социалистической
индустрии позволило значительно усилить
технические средства транспорта, совершенствовать
систему организации производства и труда,
улучшить использование средств различных
видов транспорта и сделать рациональную
координацию их между собой с максимальным
использованием каждого. Другой особенностью
этого периода являлось быстрое развитие
на территории Бурятии автомобильного
транспорта. Вторая мировая война внесла
коренные изменения в работу транспорта
и явилась проверкой его жизнеспособности.
Война отвлекла значительную часть подвижного
состава, в особенности автомобильного
транспорта, который почти полностью был
мобилизован на военные нужды.
В связи с быстрым ростом производства автомобилей в нашей стране в послевоенный период резко увеличивается удельный вес автомобильного транспорта в общем объеме грузоперевозок по Бурятской АССР. Так, если в 1940 году доля автомобильного транспорта составляла 30% от общего объема грузоперевозок, то в 1955 году – 60%, а в 1970 году – 70%.
На автомобильном
транспорте в послевоенный период для
повышения эффективности
В послевоенные
годы развивался быстрыми темпами не
только автомобильный транспорт
общего пользования, но и весь автомобильный
транспорт Бурятской АССР. За этот
период количество автомобилей увеличилось
от нескольких тысяч до десятков тысяч,
а перевозки грузов – от нескольких десятков
тысяч тонн до 40-50 млн тонн.
Хотя
в довоенные годы и были сделаны
крупные шаги по ликвидации бездорожья,
и все же в послевоенные годы эта
важнейшая народнохозяйственная проблема
была еще не решена. Темпы роста автомобильного
парка превосходили темпы сооружения
автомобильных дорог, хотя в Бурятии придавалось
значительное внимание уменьшению остроты
этой проблемы.
2. Характеристика автомобильного транспорта
Пограничное положение. Важным фактором геополитического положения Республики Бурятия является ее пограничное положение – общая граница с Монголией (1275 км), которая здесь пересекается основной для Монголии железной дорогой, связывающей ее с Россией, странами Европы, Средней и Ближней Азии. На территории республики действуют два пограничных перехода на границе с Монголией: в г. Кяхта, переход Монды-Ханх в Тункинском районе. Это же направление служит наикратчайшим путем из европейских и сибирских регионов Российской Федерации в Китай.
Транспортный узел. По территории республики или в непосредственной близости от ее границ пролегают два транспортных коридора общегосударственного и даже межгосударственного значения.
По южному – главному – располагаются Транссиб с проходящими вдоль него автомобильной магистралью, линиями высоковольтной электропередачи, а также железной дорогой в Монголию и Китай.
По северному проходит Байкало-Амурская магистраль, значение которой возросло после ввода в действие в конце 2003 г. Северо-Муйского тоннеля. Свое название тоннель получил по имени Северо-Муйского горного хребта в Бурятии, который он пронзает насквозь. По протяжённости (15 км 343 м) он является самым длинным тоннелем в России. Тоннель не имеет аналогов по сложности проходки. В мировой практике подобный тоннель не строился в сейсмической зоне, где балльность выше девяти по классической шкале (в среднем мелкие землетрясения происходят здесь 2 раза в сутки и не менее одного землетрясения силой 9-10 баллов за 50 лет).
Оба транспортных коридора, пролегая по южной и северной "окраине" Бурятии, открывают возможность для освоения внутренних районов республики, в настоящее время наименее развитых в экономическом отношении.
На территории республики расположен международный аэропорт г. Улан-Удэ, который имеет воздушное сообщение с регионами России. По погодным условиям аэропорт Улан-Удэ является самым лучшим в Байкальском регионе. После завершения реконструкции есть все возможности привлечения отечественных и зарубежных авиакомпаний для организации авиарейсов в Улан-Удэ или для промежуточной посадки.
Территория Республики Бурятия более чем на 1200 км простирается вдоль восточного берега оз. Байкал, охватывая одновременно свыше 80 % водосборной площади озера в пределах Российской Федерации. Сообщение водным транспортом осуществляется по оз. Байкал и рекам Селенга, Чикой с соседними регионами.
На территории Республики, по состоянию на январь 2006 г., функционирует 506 транспортных предприятий. В 2005 г. предприятиями транспорта выполнено услуг на общую сумму 612,8 млн.руб.(без НДС). На отрасль приходится 15,4% от общего объема оказанных услуг населению (в 2000г. – 28,3%). Обеспеченность населения общественным транспортом в среднем по республике составляет 1,45 ед./на 1000 чел.;
Транспортный комплекс республики включает 6 904 км автобусных маршрутов, 1 374 км железнодорожных путей, 4 аэропорта, 56,6 км трамвайных линий. Созданы 3 грузовых железнодорожных операторских компании с общим числом до 400 платформ (это позволило увеличить объем железнодорожных перевозок лесопродукции на экспорт на 16,5%).
Осуществляется
реконструкция международного аэропорта
г.Улан-Удэ. Ведется работа по обновлению
парка воздушных судов ОАО
«Авиакомпания Бурятские
Основными видами транспорта в республике являются автомобильный и железнодорожный транспорт.
Воздушным транспортом в 2005 г. перевезено не более 0,2 тыс.т. грузов и 36,7 тыс. пассажиров. Водным транспортом в данный период перевезено 16,7 тыс.т., что почти на 40% меньше уровня 1998г.
Общее количество пассажирских перевозок сократилось за последние 7 лет почти вдвое (в 2005 г. перевезено 43,4 млн.чел. (1998г.- 85,9 млн.). При этом объем перевозок воздушным транспортом за период 1998-2005 гг. сократился более чем в 2 раза и к концу 2005 г. составил 36,7 тыс.чел. Показатель по трамвайным перевозкам сократился на 55%. Отчасти сокращение объемов перевозок связано с ростом числа личных автомобилей.
Негосударственный
сектор занял доминирующее
положение в отрасли. Предприятиями
негосударственных форм собственности
в настоящее время выполняется 97% всех
перевозок грузов и 38–50% перевозок пассажиров
(воздушных, ж/д, автомобильных, городских
электрических).
Автомобильный транспорт
Дорожная сеть. Общая протяжённость дорог общего пользования на начало 2006 г. составила 6778 км, из них 6331 км с твёрдым покрытием (93,4% от общей протяжённости).
По плотности автомобильных дорог с твёрдым покрытием Республика Бурятия в Сибирском федеральном округе занимает 8-ое место после Читинской области (18 км на 1000 кв. км).
Основу
автодорожной сети республики составляют
3 федеральные автомобильные
|
Информация о работе Современные проблемы автомобильного транспорта