Современные проблемы автомобильного транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2011 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы – выявление экономико-географических проблем развития автомобильного транспорта (на примере Республики Бурятия).


Задачи:

Изучение теоретических аспектов географии транспорта России и РБ


Изучение современных проблем развития автомобильного транспорта в Республике Бурятия

Содержание

Введение……………………………………………………………………………………..3
Глава I. Транспорт России…………………………………………………………………4

1. Роль транспорта в воспроизводственном процессе…………………………………….4

1.1. Транспорт, как особая сфера материального производства…………………………4

1.2. Факторы размещения…………………………………………………………………..14

2. Экономическая характеристика автомобильного транспорта…………………………14

Глава II. Автомобильный транспорт Бурятии……………………………………………16

1. История развития транспорта Бурятии…………………………………………………16

2. Характеристика автомобильного транспорта…………………………………………...17

3.Особенности природных условий, влияющих на функционирование

и развитие автодорожной сети республики Бурятии……………………………………..24


4. Автомобильный транспорт в системе народного хозяйства РБ……………………….24


Глава III. Проблемы и перспективы автомобильного транспорта

в Республике Бурятия……………………………………………………………………….26


1. Экологические проблемы и инструменты их решения………………………………...26

2. Проблемы транспортного комплекса в Республике Бурятия…………………………..27

3. Современные проблемы автомобильного транспорта………………………………….27


Заключение………………………………………………………………………………… 31

Список литературы………………………………………………………………………...32

Работа содержит 1 файл

для сайта.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

По назначению автобусы делят на городские, пригородные, междугородные, местных сообщений, туристские, экскурсионные и школьные.

Городские автобусы предназначены для массовых маршрутных перевозок пассажиров, имеют  большей частью многоместные кузова вагонного типа, позволяющие более рационально использовать габаритные размеры автобуса. При узких улицах и интенсивном движении целесообразно использовать автобусы малой вместимости, но с хорошими маневренными свойствами. Микроавтобусы применяют как маршрутные такси при незначительном пассажиропотоке. Особенностью городских автобусов является их способность к интенсивному разгону, обеспечивающему высокую среднюю скорость движения при частых остановках. Максимальная скорость ограничена 70—80 км/ч

Пригородные автобусы работают на маршрутах, связывающих города с пригородами. По сравнению с городскими автобусами они рассчитаны для перевозки преимущественно сидящих пассажиров и имеют более высокую максимальную скорость. Эта же разновидность автобусов используется на внутригородских экспрессных линиях.

Междугородные автобусы, предназначенные для перевозки  пассажиров на значительные расстояния, должны обеспечивать быстроту передвижения и повышенные удобства для пассажиров. Багаж в междугородных автобусах укладывают в специальных ящиках в нижней части автобуса или на специально оборудованном участке крыши.

Автобусы  местного сообщения курсируют между  небольшими городами, населенными пунктами и внутри них преимущественно в сельской местности по сети дорог с различными видами покрытий, а также по грунтовым дорогам.

Туристские  автобусы используют на туристских маршрутах. По конструкции они аналогичны междугородным, но дополнительно должны иметь оборудованное  место для экскурсовода.

Экскурсионные автобусы предназначены для перевозки пассажиров по городам и за их пределами на небольшие расстояния. Они имеют большую площадь остекления, высокую комфортабельность для пассажиров.

Школьные  автобусы используют для перевозки  школьников в сельской местности  и малонаселенных районах. Их оборудуют устройствами, повышающими безопасность движения, сиденьями соответствующих габаритов. На этих автобусах устанавливают трафареты, указывающие их назначение.

Легковые  автомобили. По назначению их разделяют на 4 группы: личного пользования, служебные, автомобили-такси и прокатные.

По рабочему объему цилиндров двигателя легковые автомобили делятся на 5 классов: особо  малый (до 1,2л); малый (от 1,2 до 1,8 л); средний (от 1,8 до 3,5 л); большой (более 3,5 л); высший (не регламентируется) , а по типу кузова — на автомобили с закрытыми, открывающимися и открытыми кузовами.

Закрытые  кузова для автомобилей второго  и третьего классов делают с двумя  рядами сидений (седан), для автомобилей  четвертого класса — с тремя рядами, а иногда с внутренней перегородкой (лимузины). За последние годы получили большое распространение закрытые кузова увеличенной вместимости типа «универсал», которые иногда считают полугрузовыми при убранном заднем сиденье.

Открывающиеся кузова (кабриолеты) имеют снимающийся  матерчатый или жесткий верх. Открытые кузова (фаэтоны) наиболее распространены и применяются главным образом для легковых автомобилей высокой проходимости.

Составной часть автомобильного транспорта являются - автомобильные дороги. Автомобильные  дороги - комплекс инженерных сооружений, обеспечивающий  возможность непрерывного движения автомобилей  с расчетными скоростями, а также обслуживание водителей, пассажиров и подвижного состава.

Автомобильные дороги делятся на дороги общего пользования  и  ведомственного  назначения. Дороги общего пользования классифицируются на три типа: магистральные, рассчитанные  на движение без ограничения скорости и предназначенные для грузового и пассажирского транспорта; магистрали, на которых движение имеет скоростные ограничения; местные, рассчитанные на  замедленное, не изолированное от пешеходов движение автомобилей. Дороги бывают  федеральные, соединяющие столицы  республик  и важнейшие административно – промышленные центры России; республиканские, связывающие столицы республик с подведомственными областями и крупными районными городами;  местные; включая сельские и ведомственные, используемые  по преимуществу  для транспортных связей отдельных населенных пунктов между собой и для хозяйственных нужд предприятий; областные, обеспечивающие транспортные связи областных центров  с соответствующими районными пунктами области; автономных образований и краевого значения.

В зависимости  от качества, технической оснащенности дорог определяется их пропускная способность. По пропускной способности автомобильные дороги делятся на пять категорий:

1 категория:  более 7000 автомобилей в сутки;

2 категория:  от 3000 до 3000 автомобилей в сутки;

3 категория:  от 1000 до 3000 автомобилей в сутки;

4 категория:  от 200 до тысячи автомобилей в  сутки;

5 категория:  до 200 автомобилей в сутки.

Чем выше категория дороги, тем больший  поток автомобилей она пропускает и тем  более  совершенной  является в техническом отношении. В зависимости от  интенсивности движения,  разрешенной скорости  движения и рода  технических  характеристик  автомобильные дороги относят  к одной из пяти категорий. (см. Таб. №2)

Протяженность автомобильных дорог  увеличивается  и за 1994 - 2000 протяженность автомобильных дорог с твердым покрытием ( включая ведомственные)  увеличилось на  11 тыс.км. для такой страны это очень низкий показатель. Из общей протяженности безрельсовых дорог 44% принадлежат различным ведомствам.   

Благоустройство дорог ведется медленно, а это  не  способствует сохранению автомобильного парка и повышению эффективности работы. В настоящее время 40% сельских населенных пунктов не имеют дорог с твердым покрытием.

Обеспеченность  автодорогами с твердым покрытием  служит важным показателем развития транспорта в стране. И, как аварийность,  показывает  его состояние. В России  40%  сельских населенных пунктов не имеют связи с сетью путей сообщения общего пользования.  На  сегодняшний день качество автодорожной  сети невысокое: 11% автодорог – грунтовые, 1/3 дорог имеет твердое покрытие- гравийные, щебеночные, шлаковые и булыжниковые, они не соответствуют техническим нормам. Такие дороги быстро изнашиваются и требуют ремонта, а в условиях экономического кризиса ремонтные работы имеют тенденцию к сокращению. Также необходимо учитывать, что в России производится только 10-12% грузовых автомобилей и автобусов от уровня производства  в бывшем СССР. Это в  ближайшем будущем осложнит развитие автомобильного транспорта.

Сегодня автомобильный транспорт – самая  массовая отрасль, которая давно  заняла и прочно удерживает ведущие  позиции в транспортном комплексе страны. На долю автомобильного транспорта приходятся все объемы перевозок  полезных ископаемых от мест их добычи до пунктов их переработки или перевалки для  дальнейшей транспортировки другими видами транспорта. Масштабы грузоперевозок автомобильным транспортом  огромны и связаны со всеми без исключения отраслями экономики страны, а объемы  автомобильных грузоперевозок  составляют более 70%  от общих объемов  грузоперевозок всех видов транспорта. Растет доля  российских автоперевозчиков  и в экспортно-импортном грузообороте страны.

Трудно  переоценить значение автомобильного транспорта  в обеспечении обороноспособности и экономической безопасности страны, его влияние на все сферы  экономической  и социальной жизни России. Четкая бесперебойная работа автотранспорта во многом определяет устойчивое функционирование предприятий большинства отраслей народного хозяйства и смежных видов магистрального транспорта, жизнедеятельность городов и других населенных пунктов, обеспечивает деловые и культурные потребности  всех граждан России.

Важнейшую роль играет автомобильный пассажирский транспорт и   в удовлетворении повседневной потребности российского населения в транспортных услугах, обеспечивая более 50% от общего объема перевозок пассажиров всех видов пассажирского транспорта.

Взаимодействуя  между собой, они образуют транспортную систему России. Теперь подведем итоги  выше сказанного. Большая часть грузо - и  пассажирооборота приходится на железнодорожный транспорт, а в пассажирообороте – автомобильный и авиационный. Такая структура грузо – и пассажирооборота связана с технико-экономическими  особенностями каждого вида транспорта, обширной территорией, природно-климатическими условиями России.   Немаловажное значение имеет и себестоимость перевозок различными видами транспорта. В перевозке грузов наиболее дешевым являются трубопроводный, морской, железнодорожный и внутренний водный, а в перевозке пассажиров – железнодорожный и автомобильный.

География автомобильного транспорта

Для сети автодорог характерно  радиальное расположение  с центрами в крупных  городах  и промышленных узлах, главные межрайонные трассы идут параллельно железным дорогам. Наибольшее значение имеют автомагистрали, которые расходятся от Москвы по двенадцати направлениям. Главные из них: Москва – Новгород – Санкт-Петербург; Москва – Смоленск – Минск; Москва – Симферополь; Москва – Нижний Новгород  и др.

Все  радиальные  дороги   Москвы пересекаются Московской  кольцевой автомобильной дорогой, сооруженной  в 15-20 км от центра для разгрузки города. Крупными  узлами автомобильных дорог  являются Санкт – Петербург, Челябинск, Нижний Новгород и др.

Большую роль в европейской части России играют автомобильные дороги Санкт-Петербург  – Петрозаводск- Мурманск; Ростов-на-Дону - Краснодар- Новороссийск; Ростов-на-Дону  – Армавир – Грозный; Ростов-на-Дону – Волгоград ;Екатеринбург – Челябинск и др.

В Сибири  и на  Дальнем Востоке автомобильные дороги в некотором направлении служат главными  путями сообщения. Наиболее важные из них Амуро-Якутская магистраль (Большой Невер-Томмот – Якутск),  Колымское шоссе ( Магадан – Якутск), Чуйский (Бийск – Ташанта), Усинский (Абакан – Кызыл) тракты. В южной части Дальнего Востока проходит автомагистраль Хабаровск–Владивосток. Все эти автострады работают круглый год.

 
 

1.2. Факторы размещения

Факторы, определяющие развитие и размещение транспортной системы.

1. Капитальные вложения, направляемые на развитие транспорта.

2. Размещение отраслей промышленности и сельского хозяйства.

3. Плотность размещения отдельных видов транспорта по территории страны.                                                       

4. Развитие межотраслевых и межтерриториальных связей.

5. Базовое состояние отрасли.

6. Развитие внешней торговли.

7. Обеспеченность высококвалифицированными кадрами.

8. Подвижность населения.

9. Размещение городов, курортов и административных центров.

10.Экологический

11.Уровень развития производительных сил и в том числе по регионам.

12.Природно-географическая среда.

13.Научно-технический прогресс.

Вот те основные факторы, способствующие развитию и размещению транспорта в целом, а так как автомобильный транспорт является неотъемлемой частью единой транспортной системы России, то эти факторы справедливы и к  автотранспорту.

2. Экономическая характеристика автомобильного транспорта.

... транспорт  должен  идти  хотя бы на шаг  впереди остальных  секторов экономики ...

Транспорт не должен стоять на месте. Он должен постоянно  развиваться вместе с другим отраслями  экономики  и даже опережать их так как то него много зависит. Один из путей развития  транспорта, как я говорил выше, является оснащение транспорта высококвалифицированными  трудовыми кадрами. Транспортному комплексу  нужны высоко квалифицированные трудовые  кадры. И не просто  квалифицированные водители,  автомеханики и др., а кадры связанные с экономическим планированием, распределением, обеспечением – логисты. До 1980 года ни в одной энциклопедии, ни в одном справочнике  не было этого понятия. А уже в 1990 годы  этот термин  у всех  «не слуху». В настоящее время  уже со всей серьезностью стоит вопрос о подготовке кадров в области логистики. Логистика- это новая отрасль науки, которая посвящена изучению  перемещения товаров от производителя до получателя и участию в нем транспортных систем. Поэтому все транспортные системы являются логистическими. Все процессы, которые сопровождают перемещения товаров: складские, финансовые, трудовые и т.д. – тоже являются логистическими.

Информация о работе Современные проблемы автомобильного транспорта