Перспективы развития транспортной сети в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 15:37, реферат

Описание работы

Тема «Транспорт» является одной из важнейших тем в условиях становления в России рыночной экономики. Актуальность ее заключается в том, что транспорт является связующим звеном меду предприятием производителем и потребителем. Кроме того, транспорт усиливает внешнеэкономические связи между государствами, способствует международному разделению труда. Сам процесс производства заканчивается именно в тот момент, когда товар доставлен потребителю. Транспортный фактор является одним из важнейших факторов при размещении производства. Для рационального размещения производства этот фактор нужно обязательно учитывать. Транспорт играет большую роль в освоении территорий.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….2
Глава 1. Структура и роль транспорта в современной экономике……3
Структура транспортного комплекса России…………………………..4
Роль железнодорожного транспорта в экономике страны…………….5
Роль автомобильного транспорта в экономике страны………………..5
Роль водного транспорта в экономике страны…………………………6
Роль воздушного транспорта в экономике страны…………………….6
Глава 2. Размещение транспортного комплекса России………………8
Размещение железнодорожного транспорта России………………….8
Размещение автомобильного транспорта России……………………10
Размещение водного транспорта России………………………………11
Размещение морского транспорта……………………………………11
Размещение внутреннего речного транспорта…………………………12
Размещение воздушного транспорта России……………………………13
Глава 3. Проблемы и перспективы развития
транспорта России………………………………………………………14
Проблемы и перспективы развития железнодорожного
транспорта России………………………………………………………14
Проблемы и перспективы развития автомобильного
транспорта России……………………………………………………….18
Морские контейнерные перевозки………………………………………20
Авиационный транспорт………………………………………………..20
Заключение ………………………………………………………………22
Приложения ……………………………………………………………….23

Работа содержит 1 файл

перспективы развития транспортной сети1.docx

— 82.06 Кб (Скачать)

В после военное  время основные железные дороги строились к Востоку от Урала. Для улучшения транспортных связей европейской части страны с Сибирью и Дальним Востоком основное внимание уделялось формированию широтных  дублеров Транссибирской магистрали и прежде всего Южно-Сибирской магистрали: Карталы (станция в Челябинской области) – Акмолинск – Павлодар – Барнаул – Артышта (станция у Кемерово), которая в конце 50-х начале 60-х была продолжена на восток через Новокузнецк – Абакан – Тайшет – Братск на Усть-Кут. В 1974 –1984 года эта железная дорога была доведена до Комсомольска-на-Амуре, получив название «Байкало-Амурская магистраль» (БАМ). Ее восточный участок от Комсомольска-на-Амуре до советской Гавани был построен еще в 1945 году.

Таким образом, к началу 90-х годов к востоку  от Урала практически закончено (не сдан в эксплуатацию самый длинный  на трассе БАМа Северо-Муйский тоннель) формирование на территории России второй широтной трансазиатской железнодорожной магистрали, которая оказывает огромное влияние на освоение территорий юга Сибири и Дальнего Востока.

Для освоения нефтяных и газовых месторождений Западной Сибири в 70-е 80-е года была построена  крупная Северная железная дорога:

Тюмень –  Сургут – Нижневартовск – Уренгой  – Ямбург.

В настоящее  время железную дорогу России принято  разделять на 17 отдельных железных дорог: Октябрьская, Калининградская, Московская, Горьковская, Северная, Северо-Кавказская, Юго-Восточная, Приволжская, Куйбышевская, Свердловская, Южно-Уральская, Западно-Сибирская, Красноярская, Восточно-Сибирская, Забайкальская, Дальневосточная и Сахалинская. Каждая из этих железных дорог населенные пункты, промышленные центры и предприятия. Рассмотрим эту взаимосвязь на примере Московской железной дороги.

Московская дорога обслуживает предприятия г. Москвы, Московской, Рязанской, Тульской, Орловской, Курской, Брянской, Смоленской и Калужской, а также Александровского и Киржачского районов Владимирской области. Общая территория составляет 281,4 тыс. км2 с населением 24,9 млн. человек. Эксплуатационная длина железнодорожных путей 9103 км (10,6% всей сети), густота путей на Московской дороге равна 32,8 км на тыс. км2 площади (в среднем по стране этот показатель равен 5,1 км/ тыс. км2).

Конъюнктуру перевозок  грузов в районе определяют природные  и экономические факторы. В районе тяготения Московской дороги расположены  Подмосковный бассейн по добыче бурого угля и торфяные разработки. В Курской  области размещены сырьевые месторождения  железной руды. В Московской, Смоленской, Тульской, Калужской областях добываются камни строительные, известняковая  мука для удобрений и цемента. Кроме того, в карьерах рек здесь добываются строительные материалы, такие как песок, щебень и др. В пределах Московской дороги расположен крупный топливно-энергетический комплекс, включая Московский и Рязанский НПЗ, Подмосковный угольный бассейн, а также 16 станций Мосэнерго, Тулаэнерго, две Орелэнерго, три станции Смоленскэнерго и тд.

В Москве, Московской и Тульской областях сосредоточены  крупные предприятия машино- и станкостроения, металлообработки, предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции и производству товаров народного потребления. Крупные предприятия машиностроения расположены в Калужской области. В брянской области находится крупное предприятие по производству цемента. Крупные погрузочные ресурсы расположены в Тульском, Новомосковском, Воскресенском, Вяземском, Калужском и Брянском узлах. Все эти различные предприятия нужно связать транспортными путями, что и делает в данном случае Московская железная дорога.  

Автомобильный транспорт

Как и железнодорожный  транспорт, автомобильный транспорт  размещен неравномерно. Основные дороги расположены в европейской части  России.

Среди всех выделяются дороги федерального назначения.

Перечень  дорог федерального назначения в России. Перечень магистральных  дорог.

  1. М-1 «Беларусь» – от Москвы до границы с республикой Беларусь (на Минск, Брест). Подъезд к г. Смоленску.
  2. М-10 «Россия» – от Москвы через Тверь, Новгород до Санкт-Петербурга. Подъезды к городам Тверь, Новгород.
  3. М-3 «Украина» – от Москвы через Калугу, Брянск до границы с Украиной (на Киев). Подъезды к городам Калуга, Брянск.
  4. М-9 «Балтия» - от Москвы через Волокамск до границы с Латвией (на Ригу). Подъезд к г. Псков.
  5. М-11 «Нарва» – от СП до границы с Эстонией (на Таллинн)
  6. М-29 «Кавказ» - из Краснодара (от Павловской через Грозный, Махачкалу до границы с Азербайджан (на Баку)). Подъезды к городам Майкоп, Ставрополь, Черкесск, Владивосток, Грозный, Махачкала.
  7. М-2 «Крым» - от Москвы через Тулу, Орел, Курск, Белгород на Украину (на Харьков, Днепропетровск, Симферополь). Подъезды к городам Тула, Курск, Орел, Белгород.
  8. М-10 «Скандинавия» – от Санкт-Петербурга через Выборг до границы с Финляндией.
  9. М-4 «Дон» - от Москвы через Воронеж Ростов-на-Дону, Краснодар до Новороссийска. Подъезды к городам Липецк, Воронеж, Ростов на Дону, Краснодар.
  10. М-6 «Каспий» – от Москвы (от Каширы) через Тамбов, Волгоград до Астрахани. Подъезды к городам Тамбов, Саратов, Элиста.
  11. М-18 «Кола» – от Санкт-Петербурга через Петрозаводск до Мурманска.
  12. М-8 «Холмогоры» - от Москвы через Ярославль, Вологду до Архангельска. Подъезд к городу Кострома – «Вятка» – от Чебоксар, через платину Чебоксарской ГЭС на Йошкар-Ола, Киров до Сыктывкара. Подъезд к г. Киров.
  13. М-7 «Волга» – от Москвы через Владимир, Нижний Новгород, Казань до Уфы. Подъезд к городам Владимир, Иваново, Чебоксары, Пермь и Ижевск.
  14. М-5 «Урал» – от Москвы через Рязань, Пензу, Самару, Уфу до Челябинска. Подъезды к городам Рязань, Саранск, Пенза, Ульяновск, Самара, Оренбург, Уфа, Екатеринбург.
  15. М-51 «Байкал» – от Челябинска через Курган, Омск.
  16. М-53 Новосибирск, Кемерово, Красноярск, Иркутск.
  17. М-55 От Улан-Удэ до Читы. Подъезды к городам Тюмень, Томск.
  18. М-52 «Чуйский Тракт» – от Новосибирска через Бийск до границы с Монголией. Подъезд к городам Барнаул, Горно-Алтайск.
  19. М-54 «Енисей» – от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией – «Амур» - строящаяся дорога от Читы через Невер, Свободный, Архару, Биробиджан до Хабаровска. Подъезд к городу Благовещенск.
  20. М-60 «Уссури» – от Хабаровска до Владивостока.
  21. М-56 «Лена» – от Невера до Якутска.
 

Этим дорогам  уделяется большое значение, так  как по ним передвигаются основные грузопотоки. От состояния этих дорог  будет зависеть от качества этих дорог  и их состояния.

Кроме дорог  федерального назначения выделяют дороги республиканского значения. Эти дороги связывают республики СНГ. Им также  уделяется большое значение так как эти дороги улучшают экономические связи между государствами бывшего СССР.

 Как и в  железнодорожном транспорте, Москва  является крупным дорожным узлом  России. Все дороги более или  менее ориентированы на Москву.  Конфигурация дорог – радиально-кольцевая.  От Москвы отходят важнейшие  автомагистрали во всех направлениях. Важнейшие дороги, отходящие от  Москвы: Москва - Санкт-Петербург, Москва – Волгоград, Москва – Нижний Новгород – Казань, Москва – Воронеж – Ростов на Дону, Москва – Волгоград – Тамбов и др.

Плотность автодорог  по всей стране различна. Наибольшее их сосредоточение в европейской части  России, за Уралом плотность автодорог  уменьшается. Это связано с тем, что наибольшее сосредоточение население  располагается именно в европейской  части страны. 

Водный  транспорт

Морской транспорт

Размещение водного  транспорта в целом, а в частности  морского транспорта зависит от природных  условий. Резко сократили возможности  применения морского транспорта в международной  торговле изменения в геополитическом  положении России, так  как большая часть крупных и хорошо оснащенных морских портов Черноморского и Балтийского бассейнов отошла к другим государствам.

Исторический  фактор обусловил концентрацию основной работы морского транспорта бывшего  СССР в крупных портах Черноморско-Азовского  и Балтийского бассейнов: на их долю приходилось 2/3 всего грузооборота морского транспорта СССР. Но переход  под юрисдикцию других государств крупнейших портов привел к тому, что мощность морских портов России только на 1/2 удовлетворяет собственные потребности.

Первое место  в грузообороте перешло к Дальневосточному бассейну (46,5 % всех отправленных грузов морским транспортом России). Через  его порты осуществляются внешнеторговые связи с прибрежными регионами  Дальнего Востока. К наиболее крупным относятся следующие порты на берегу Японского моря: Владивосток, Находка, расположенный около нее новый порт Восточный с крупными угольными и лесными терминалами, а также порт Ванино-Холмск (о. Сахалин).

На втором месте  – Черноморско-Азовский бассейн (23,7 % всех отправленных грузов). Через оставшиеся у России порты Черноморского

бассейна ведется  в основном экспорт нефти. Здесь  находится самый крупный нефтяной Новороссийск с глубоководным нефтепирсом «Шесхарис», позволяющим обслуживать суда грузоподъемностью до 250 тыс. т. Меньшее значение имеет нефтяной порт Туапсе.

В бассейне Северного  Ледовитого океана (третье место по грузообороту – 15 % грузов) выделяют два  порта – Мурманск на побережье  Баренцева моря и Архангельск  в Белом море. На их долю приходится более половины грузооборота всего  бассейна. Архангельск – специализированный лесоэкспортный порт России. Мурманск – единственный незамерзающий порт России на севере.

Большое значение для обеспечения районов Крайнего Севера России имеют порты Диксон, Дудинка, Игарка, Тикси, Певек, расположенные на трассе Северного морского пути. В наиболее грузонапряженном западном секторе Северного морского пути (Мурманск – Дудинка) с помощью атомных ледоколов налажена круглогодичная навигация. На восточном участке (от Диксона до бухты Провидения) навигация ведется эпизодически.

Балтийский бассейн  занимает примерно такое же место  по отправлению грузов, как и бассейн  Северного Ледовитого океана (14,5 % всего  грузооборота). В его пределах расположен самый крупный и универсальный  российский порт на Балтике – Санкт-Петербург. Меньший грузооборот имеет Калининградский  порт. Однако его значение для обеспечения  транспортных связей анклавной Калининградской области с основной территорией России трудно переоценить. Для обеспечения внешнеторговых транспортных связей России через Балтийское море около Санкт-Петербурга в Лужской губе запроектировано строительство нового крупного морского порта.

В Каспийском бассейне (0,4 % грузооборота) действуют два  относительно крупных порта: Махачкалинский и совмещенный морской и речной Астраханский порты. 

Внутренний  речной транспорт

Внутренний речной транспорт располагается в основном в течениях больших рек, главное  требование, к которым – судоходность.

Внутренние судоходные водные пути относятся к различным  речным бассейнам. Преобладающую часть  грузовых перевозок и грузооборота выполняют пароходства трех воднотранспортных  бассейнов: Волжско-Камского, Западно-Сибирского и Северо-Западного.

Волжско-Камский  бассейн обслуживает экономически наиболее развитые и плотно заселенные районы европейской части России. Он является главным. На него приходится ½ грузооборота всего речного  транспорта страны. Подавляющая часть  перевозок в этом бассейне осуществляется по Волге, Каме и каналу имени Москвы. Наиболее крупными портами 

бассейна являются три московских (Южный, Западный и Северный), Нижегородский, Казанский, Самарский, Волгоградский и Астраханский.

На втором месте  по объему выполняемой работы стоит  Западно-Сибирский бассейн, включающий Обь с притоками. Здесь крупными портами выступают Новосибирск, Омск, Томск, Тобольск, Тюмень, Сургут, Уренгой, Лабытнанги. Третьим по важности является воднотранспортный бассейн европейского Севера. Главной магистралью бассейна является Северная Двина с притоками Сухоной и Вычегдой. Ведущим портом является Архангельск.

Большое значение для снабжения Якутска и промышленных очагов Якутии играют Лена  и расположенный  на ее пересечении с БАМом порт Осетрово.

Стержнем воднотранспортной  системы является Единая глубоководная  система европейской части России общей протяженностью 6,3 тыс. км. В  нее входят глубоководные участки  Волги (от Твери до Астрахани), Камы (от Соликамска до устья), Москвы-реки, Дона и межбассейновые глубоководные  соединения – Московско-Волжское, Волго-балтийское, Беломорско-Балтийское, Волго-Донское. Составляя лишь 6 % от общей протяженности внутренних водных путей, данная система выполняет 2/3 всей перевозочной работы речного транспорта страны.  

Воздушный транспорт

Наиболее и  устойчивые пассажиропотоки сконцентрированы на авиалиниях от Москвы по пяти основным направлениям: Кавказскому, Южному, Восточному, Центроазиатскому и Западному. Воздушный транспорт перевозит пассажиров почти по всем основным направлениям железных дорог. При этом доля воздушных перевозок больше железнодорожных на линиях от Москвы до Екатеринбурга и Новосибирска и далее на восток, а также от Москвы до Сочи, Минеральных Вод, столиц стран СНГ. Основные пассажиропотоки концентрируются в восточном направлении (Сибирь и Дальний Восток).

Крупнейшим авиатранспортным узлом России и стран СНГ является Москва. На четыре московских аэропорта (Шереметьево, Домодедово,

Внуково и Быково) приходится 30 % (данные 1994 г.) всех отправлений пассажиров воздушным транспортом России. Крупными (более 500 тыс. отправлений пассажиров в 1994 г.) авиатранспортными узлами являются также Санкт-Петербург (Пулково) – второй по значению после Москвы, Уфа, Самара, Екатеринбург (Кольцово), Минеральные Воды, Сочи – в европейской части страны, Нижневартовск, Сургут, Тюмень, Новосибирск (Толмачово) – в Западной Сибири, Красноярск и Иркутск – в Восточной Сибири, Хабаровск и Владивосток – на Дальнем Востоке. [20, 300]  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Перспективы развития транспортной сети в Российской Федерации