Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2011 в 21:00, курсовая работа
Под маневренными качествами судна понимают его способность из-менять или сохранять заданную траекторию движения и характер самого движения. Маневренные качества включают такие эксплуатационные качества судна, как управляемость, инерционные характеристики, особенности движения на переднем и заднем ходу и другие, которые оказывают влияние на траекторию и характер движения судна.
МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РФ
ДЕПАРТАМЕНТ
РЕЧНОГО ФЛОТА РФ
НОВОСИБИРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ
ВОДНОГО
ТРАНСПОРТА
Кафедра
судовождения
КУРСОВОЙ
ПРОЕКТ
на
тему: «Маневренные характеристики судна
проекта 1577»
Выполнил: студент гр. СВ- 41
Малюгин Н.Н
Проверил: руководитель проекта
Саленек
В.В
НОВОСИБИРСК 2010 г
ВВЕДЕНИЕ
Под маневренными качествами судна понимают его способность изменять или сохранять заданную траекторию движения и характер самого движения. Маневренные качества включают такие эксплуатационные качества судна, как управляемость, инерционные характеристики, особенности движения на переднем и заднем ходу и другие, которые оказывают влияние на траекторию и характер движения судна.
Под управляемостью обычно понимают два навигационных качества судна: устойчивость на курсе и поворотливость.
Устойчивость на курсе называют способность судна сохранять прямолинейность движения, а поворотливостью - способность его изменять траекторию своего движения. Таким образом, устойчивость судна на курсе и его поворотливость являются двумя противоположными качествами. В зависимости от типа и назначения судна при его проектировании придают ему те или иные характеристики управляемости.
Для
морских и океанских
Под инерционными характеристиками судна понимают время и длину пути преодоления инерции движения или покоя.
В процессе эксплуатации судна судоводителю приходится учитывать все качества, составляющие понятие маневренность. От их знания и умелого применения, в конечном счете, зависят успех и безопасность выполнения того или иного маневра. Их знание приобретает особо важное значение для судоводителей судов и составов, работающих на внутренних судоходных путях, характеризующихся сложными, стесненными условиями плавания.
Недостаточное знание элементов маневренности судна нередко становится причиной аварий (столкновений, ударов и навалов, посадки на мель и др.). Вот почему от судоводителя требуется хорошее знание маневренных характеристик не только своего, но и других судов, эксплуатирующихся в данном бассейне.
Теория маневренности судов и составов включает два круга самостоятельных задач. Первый — связан с необходимостью определения возникающих при маневре гидродинамических сил и моментов, действующих на винты, рули и корпус судна. Второй — включает задачи качественного и количественного исследования элементов движения судна при том или ином маневре.
Естественно, что судоводителя интересуют, прежде всего, вопросы, связанные с определением параметров движения судна при маневре, а вопросы гидродинамики при этом служат базой для определения указанных параметров.
Учение о маневренности, в частности управляемости судна, было в основных чертах изложено русским академиком Л.Эйлером еще в 1776 году. Много сделали для развития теории маневренности судов советские ученые И.Г.Ханович, В.М.Лаврентьев, К.К.Федяевский, А.М.Басин, Г.А.Фирсов, В.И.Небеснов, Р.Я.Першиц, Г.В.Соболев, В.Г.Павленко, Л.М.Рыжов, П.Н.Шанчуров и другие. Успешному изучению маневренности судов внутреннего плавания способствовали широкие экспериментальные исследования (натурные и модельные), проведенные институтами водного транспорта.
Роль
теории в подготовке инженера-судоводителя
весьма значительна. Однако нужно помнить
о том, что лишь при отличном знании
законов движения судов и составов
нельзя еще хорошо управлять реальным
судном. Только уменье применять законы
теории при вождении судов в самых различных
условиях плавания может сформировать
высококвалифицированного специалиста-судоводителя.
1. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ
Необходимые исходные данные приведены в таблице 1.1.
Исходные
данные
№ п/п | Наименование величины | Условные обозначения | Размерность | Значение |
1 | Номер проекта судна | | ||
2 | Тип судна | нефтеналивной теплоход | ||
3 | Весовое водоизмещение | Dс | т. | 4402 |
4 | Скорость полного хода | Vo | м/с. | 5,41 |
5 | Корпус | |||
6 | Расчетная длина | L 128 | ||
6.1 | Расчетная ширина | В | м. | 16,0 |
6.2 | Расчетная осадка | Т | м. | 3,58 |
6.3 | Коэф.полн.водоизмещ. | δ | 0,78 | |
6.4 | Коэффициент полноты кормовой части диаметрального батoкса | δ к |
0,9 | |
6.5 | Движитель | |||
7 | Тип движителя | гребной винт | ||
7.1 | Число винтов | Z B | шт. | 2 |
7.2 | Диаметр винта | D b | м. | 1,55 |
7.3 | Шаговое отношение | H / D | 1.47 | |
7.4 | Дисковое отношение | θ | 0,72 | |
7.5 | Шаг винта | Н | м. | 1,47 |
8.3 | Макс угол перекл | α r | град. | 35 |
8.4 | Якорное устройство | |||
9 | Тип якоря | холла | ||
9.1 | Масса носового якоря | m я 2000 | ||
9.2 | Калибр якорной цепи | d яц | мм. | 4,6 |
9.3 | Длина якорной цепи | I яц | м. | 250 |
2.
РАСЧЕТ МАНЕВРЕННЫХ
ХАРАКТЕРИСТИК СУДНА
2.1. Расчет управляемости судна
2.1.1. Определение коэффициентов корпусных усилий
Коэффициенты влияния мелководья определяются по следующим выражениям.
Ĉ
1 = 1 + (2,38 – 11 * T/L)) * (T/H) 3
Ĉ 1 = 1 + (2,38 – 11 * (3,5/128)) * 0 = 1
Ĉ
2 = 1 + 3,40 * (T/H) 2.25
Ĉ 2 = 1 + 3,40 * 0 = 1
Ĉ
3 = 1 + (280 * (σ k – 0,88) 2 – 1) * (T/H) 2
Ĉ 3 = 1 + (280 * (0,9 – 0,88) 2 – 1) * 0 = 1
Ĉ
4 = 1+ (65 * σ k – 38) * (T/H) 3
Ĉ 4 = 1+ (65 * 0,9 – 38) * 0 = 1
Ĉ
5 = 1 + (0,55 + 58,10 * (1 – σ k) – 203 * (1 – σ k)
2) * (T/H) 2
Ĉ 5 = 1 + (0,55 + 58,10 * (1 – 0,9) – 203 * (1 – 0,9) 2) * 0 = 1
Ĉ 6 = 1+ 0,0181 * (B/T–1,2) 2* (T/H) + 1,17 * (1+0,214 * (B/T–3,4) 2)*(T/H) 3 (2.6)
Ĉ 6 = 1 + 0,0181 * (4.57 – 1,2) 2 * 0 +1,17 * (1+0,214 * (4.57 – 3,4) 2) * 0 = 1
где:
L, В, Т - главные расчетные размерения судна (м);
σ к - коэффициент полноты кормовой части диаметральной плоскости,
(приложение 3).
H - глубина судового хода.
Коэффициенты корпусных усилий на глубокой воде определяются по выражениям (179-182) [2]
C
l ∞ = 3,14 * (T/L)
С 1 ∞ = 3,14 * 0,027 = 0,086
С 2 ∞ = 0,02 * (В / Т)2 - 0,24 * (В/Т) + 13 * (Т / L) + 0,024 * (L / Т) (2.8)
С 2 ∞ =0,02 * (4,57)2 - 0,24 * (4,57) + 13 * 0,03 + 0,024 * (128 / 3,58) =
0,554
С 3 ∞ = 0,02 + 0,37 * (1 -σ к) – 12 * (1 – σ к)2 (2.9)
С 3 ∞ = 0,02 + 0,37 * (1 -0,9) – 12 * (1 – 0,9)2 = - 0,063
С
4 ∞ = 0,12 + 1,2 * (1- σ к)
С 4 ∞ = 0,12 + 1,2 * (1- 0,9) = 0,24
С
5 ∞ = [5,8 * (Т / L) + 0,084] * (1,25 – σ к)
С 5 ∞ = [5,8 * 0,03 + 0,084] * (1,25 – 0,9) = 0,085
С
6 ∞ =1 / [15 * (В/Т) - 37,5]
С 6 ∞ =1 / [15 * 4,57 - 37,5] = 0,032
Таким образом коэффициенты корпусных усилий:
C
n = C n ∞
C l = 0,086
C 2 = 0,554
C 3 = - 0,063
C 4 = 0,24
C 5 = 0,085
C
6 = 0,032
2.1.2. Определение гидродинамических характеристик боковых сил на движительно-рулевом комплексе
К
гидродинамическим
μ 1 - угловой коэффициент силы;
S r - приведенная площадь ДРК;
æ r - обобщенный коэффициент трансформации потока в месте расположения ДРК;
Е - эффективность ДРК;
Все эти величины определяются в зависимости от типа ДРК, который состоит из Z р открытых винтов = 2 винтов и Zr рулей (одиночных), расположенных в струе винта
Приведенная площадь ДРК S r определяется:
Ŝ
r = Z r * F п
Ŝ r = 2 * 2,0096 = 4,0192
где:
Ŝ r - приведенная площадь ДРК (м2);
Z r - количество рулей (равно 2);
Информация о работе Маневренные характеристики судна проекта 1577