Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций
Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности
В лесной промышленности - вагоны-сцепы для длинномерной древесины (грузоподъемностью 20-24 т).
В торфяной промышленности - саморазгружающиеся вагоны (грузоподъемностью II т).
Краткая характеристика
непрерывных видов
Их особенности: как правило, являются стационарными, специализированы по виду груза, поток односторонний.
Конвейерный транспорт - применяется в основном для внутризаводских, внутрицеховых перевозок; на открытых горных разработках. Характеризуется высокой производительностью и низкими расходами на транспортировку. Уклоны составляют до 320 тысячных.
Канатно-подвесной транспорт - груз размещают в вагонетках. Преимущества: не зависит от рельефа местности, так как строится на опорах; уклоны до 50 тысячных, мало зависит от климатических условий, имеет полную автоматизацию всего процесса транспортировки.
Трубопроводный
гидравлический и пневматический
транспорт - используется для перемещения
жидких, пылящих и кусковых грузов. Исключаются
перегрузочные работы и транспортно-технологический
процесс становится непрерывным.
Отличается экологической чистотой, так
как отсутствует пылеобразование и потери
груза.
где - Tp - период работы
где - q - масса груза на 1 м протяженности системы непрерывного транспорта; v - скорость перемещения груза
ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ
Достоинства: самая низкая себестоимость перевозок. Стоимость сооружения 1 км нефтепровода в 2 раза меньше стоимости строительства 1 км железных дорог. Нефтепровод может быть проложен практически повсеместно по более короткому направлению. Герметичность перекачки обеспечивает сокращение потерь нефти в 1,5 раза по сравнению с железнодорожным и в 2,5 раза по сравнению с водным транспортом.
Недостатки: возможность передачи от одного до - тах 2-3 видов жидкости (при устройстве в трубопроводе продольных диафрагм), технические трудности в перекачке неоднородных смесей с твердым включением (гидроуголь), авария на этом виде транспорта сравнима с экологической катастрофой.
Сфера использования: при перевозках на различные расстояния, применяется как транспорт общего пользования (магистральный) и как транспорт промышленный. Техническая база современного трубопроводного транспорта включает:
-
собственно трубопровод - линейную
магистраль, сваренную из изолированных
труб с устройством
-
перекачечные и компрессорные
станции для транспортирования
жидких и газообразных
- линейные узлы, представляющие собой устройства для соединения и разъединения параллельных или пересекающихся магистралей и закрытия отдельных участков ремонтируемых трубопроводов;
- линии электроснабжения, если силовые агрегаты имеют электрический провод;
- линии, средства связи для передачи необходимой информации,
обеспечивающие нормальное функционирование системы.
В комплекс технического оснащения нефтепроводов входят сооружения и оборудование для обезвоживания и дегазации нефти, подогрева вязких сортов нефти.
Особенности перевозки трубопроводным транспортом
Нефть и газ должны быть подготовлены на промыслах к транспортировке по трубам. Из нефти выделяют попутный нефтяной газ, а из добытого газа - конденсат, влагу, песок и другие примеси.
В нефте- и газотранспортных системах используются трубы больших диаметров (720 и 1020 мм). Магистральный трубопровод имеет, как правило, длину более 1 тыс. км, рабочее давление 5-6 Мпа, для его укладки отводится полоса земли шириной 6-20 м. Трубы и их секции длиной от 6 до 48м изготовлены из высококачественной стали.
Трубопроводы в зависимости от природно-климатических условий укладываются: непосредственно на землю, на специальные эстакады или закладываются в землю (городские трубопроводы), проводятся по дну водоемов. При эксплуатации трубопроводов меняется тепловой режим почвы, поэтому во избежание аварий, разрывов применяют: многослойные трубы (которые позволяют выдерживать рабочее давление до 15 Мпа), лазерную спайку и сварку, повышающую качество швов. Разработан метод дистанционного обнаружения повреждений лазерным анализатором, установленным на самолете. На сегодняшний день особое внимание уделяется:
- разработке
методов защиты от коррозии
в различных условиях
- созданию особо прочных тонкостенных труб;
- повышению пропускной
способности, которая
ГОРОДСКОЙ ТРАНСПОРТ
В последние годы происходит быстрый рост населения городов. Города являются центрами производства и потребления. Расположение промышленных зон, административно-культурных учреждений, торговой сети, структура и размеры застройки вызывают внутригородские перевозки. Городские площади, улицы, дороги представляют собой сеть, предназначенную для движения людей и транспорта, соединяющую районы города. Уличная сеть служит также для внутрирайонных связей: под улицами сконцентрированы городские инженерные сети, над улицами прокладываются надземные сети энергоснабжения, связи. Улицы подразделяются на:
Скоростные дороги - связывают между собой районы города, обеспечивают выход из центра на внегородские магистрали. Связей с внутрирайонными дорогами скоростные не имеют. На пересечениях устраиваются развязки в разных уровнях.
Магистральные улицы (общегородского и районного значения) - соединяют районы города между собой и с центром, а также вокзалы, порты, зоны отдыха. Их пересечения устраиваются в разных уровнях или со светофорной сигнализацией. Такие улицы застраиваются с размещением в первых этажах магазинов, контор и т.д.
Улицы и дороги местного значения - связывают микрорайоны, кварталы, торговые центры, учреждения культуры, в основном являются жилыми.
Городской транспорт классифицируется:
1. По назначению:
- пассажирский (общественный, индивидуальный)
- грузовой (главным образом, автотранспорт)
- специальный (санитарный, уборочный, служебный)
2. По конструктивным особенностям:
- безрельсовый
- рельсовый
- специальный (трубопроводный, проводной, кабельный)
3. По расположению относительно земли:
- наземный
- надземный
- подземный Уличный транспорт:
- автомобильный (в том числе - автобусный)
- электрический (в том числе - трамвайный, троллейбусный) Внеуличный:
- метрополитен
- монорельсовый (навесной, подвесной)
- канатные дороги
- фуникулеры
Метрополитен — считается самым совершенным видом городского транспорта. По таким показателям как: экологичность, безопасность, производительность является наиболее выгодным. Он не занимает площадь улиц. Главный его недостаток - высокая стоимость сооружения и эксплуатации.
Монорельсовый - выгоден на расстояниях 10-15 км от конечной остановки внутригородского транспорта, например до загородного аэропорта; отличается высокой скоростью, экологичностью, комфортабельностью.
Канатные дороги, фуникулеры получили распространение в горных районах в качестве экскурсионного и спортивного транспортного средства. Как грузовой, канатный транспорт распостранен на линиях «горный карьер – предприятие». Фуникулеры – для перевозки пассажиров из санаториев на пляж.
Электропоезда – для доставки пассажиров от крупных промышленных городов до загородных жилых зон. Являются частью системы транспорта крупных промышленных узлов, особенно при наличии городов-спутников.
Направления, разработок в области городского транспорта: автоматизированные системы управления, радиосвязь, повышение скоростей движения, увеличение вместимости, внедрение новых модификаций транспортных единиц,, экологичность, снижение шума.
Производительность видов транспорта:
1.Очень высокая:
-электропоезда –45-65 чел/час
2.Высокая:
-трамвай –10-23 чел/час
3.Средняя:
-троллейбус-5-12 чел/час
-автобус- 3-10 чел/час
4.Низкая:
-микроавтобусы-1 чел/час
ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ТРАНСПОРТА
Основными элементами пунктов взаимодействия являются: ж.д. пути, причалы, крытые склады и площадки, погрузо-разгрузочные механизмы, паромы, сортировочные и другие устройства, техническое оснащение которых во многом определяет эффективность работы транспортной системы.
Первым требованием к мощности технических устройств является соответствие их пропускных и перерабатывающих способностей заданным размерам работы: 1. Суточная пропускная способность причала, т:
где Qсут - расчетный суточный объем переработки груза, т;
tгр - продолжительность грузовых операций, час; tвсп - продолжительность вспомогательных операций, час.
2. Число причалов в речном порту:
Qсут - расчетный суточный объем переработки определенного груза за период навигации с учетом коэффициента неравномерности его поступления в порт, т; Pсут - суточная пропускная способность одного причала, т.
3. Число грузовых причалов в морском порту:
kзан - коэффициент занятости причалов обработкой судов в течение месяца; kмет- коэффициент использования рабочего времени причалов по метеоусловиям.
4. Длина причала, м:
Mo - число одновременно обрабатываемых на причале судов; lp- расстояния между стоящими у причала судами, м; Lc - расчетная длина судов, м.
5. Вместимость
складов краткосрочного
tскл - срок хранения грузов на складе, сут;
В - доля прохождения грузов через склад, %.
6. Вместимость портовых складов на морском транспорте (для погрузки-разгрузки одного судна):
kсл - коэффициент, учитывающий необходимое превышение наличного груза в связи с требованием рациональной загрузки судна (1,0 - 1,6); - грузоподъемность судна расчетного типа (принимают по наибольшей грузоподъемности судна обрабатываемого у причала), т; - запас вместимости на несовпадение режимов обработки судов и
подвижного состава смежных видов транспорта.
7. Потребная площадь складов, м :
f - коэффициент использования площади склада под хранение грузов;
- расчетное количество груза, укладываемого на 1 м2 площади, т/ м2