Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций
Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности
Технический
план закрепляет флот за отдельными
линиями и грузами. План
формирования речных составов - часть
технического плана; он регламентирует
техническую работу всех звеньев речного
транспорта, ее объем и качество.
График движения определяет движение судов и составов на всех линиях, в течение всего периода навигации.
Особое
внимание уделяется продвижению
несамоходных судов методом толкания,
что на 10-15% увеличивает скорость
хода по сравнению с буксировкой.
ВОЗДУШНЫЙ ТРАНСПОРТ
Достоинства: высокая скорость доставки грузов и пассажиров, возможность доставки в любую точку (особенно при использовании вертолетов), требует меньших удельных (на 1 км линии) капитальных вложений по сравнению с другими видами транспорта.
Недостатки: высокие грузовые тарифы, ограниченный размер и тоннаж перевозимых грузов, зависимость от метеоусловий.
Сферы использования: применяется в основном для перевозки пассажиров, дорогостоящих грузов; изделий, отсутствие которых вызывает простой сборочных линий; для перевозки машин, конструкций, людей в труднодоступные районы и т.д.
Воздушные перевозки грузовые и пассажирские осуществляются в соответствии с нормативными документами МТ РФ Департаментом гражданской авиации.
Пролеты осуществляются по воздушной трассе - шириной около 10 км на внутренних воздушных линиях, 4 км на местных линиях. Ее проекция на земную поверхность называют наземной трассой воздушной линии.
Воздушная линия - постоянный маршрут регулярных полетов между населенными пунктами. Воздушные линии маркированы радиотехническими средствами навигации (на земле расположены поворотные пункты маркировки).
Сеть воздушных путей сообщения - совокупность всех воздушных линий и устройств, обеспечивающих регулярные полеты.
Классификация и устройство аэропортов и аэродромов
Аэропорт - комплекс сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных перевозок, включающий аэродром, пассажирский комплекс и другие наземные устройства и оборудование.
Аэропорты классифицируются: В зависимости от сообщений на аэропорты:
- местных воздушных линий;
- внутренних воздушных линий;
-
международные; а также по
Крупные аэропорты удалены от городов на 20-50 км, так как требуют площади земли 800-1000 га, создают загрязнение воздушного бассейна и шум. Местные удалены на расстояние -5-10 км.
Аэродром - земляной или водный участок, специально оборудованный для взлета, посадки, руления, стоянки и обслуживания воздушных судов.
Состоит из зон:
1. Летной - включает одну или несколько взлетно-посадочных полос (длина и ширина которых зависит от типа обслуживаемых самолетов и составляет: 1000-4000 м в длину, 45-80 м в ширину)
2. Служебной - здания и сооружения для обслуживания эксплуатационной деятельности аэропорта, имеет пути к складам имущества и горюче-смазочных материалов.
Пассажирский комплекс - включает аэровокзал, перрон, привокзальную площадь, гостиницы, цехи бортпитания и т.д.
В
аэровокзале выполняется большинство
операций, связанных с организацией перевозок
и обслуживанием пассажиров. Воздушные
суда - это самолеты и вертолеты.
Характеристика воздушного флота
- пассажирские;
- грузовые;
- учебные;
- спортивные;
-
специализированные (применяются для
обслуживания определенных
народного хозяйства) по типу шасси на:
- сухопутные;
- гидросамолеты;
- амфибии по числу двигателей:
- грузовые самолеты (4, 6 двигателей)
- пассажирские (2, 3, 4 двигателя)
Вертолеты Классифицируются:
- пассажирские;
- грузовые;
- санитарные;
- сельскохозяйственные
Вертолет не требует больших посадочных площадок, может зависать в воздухе, перевозить грузы больших размеров, поднимать и опускать их на требуемое место.
Эффективно применяются: при перевозке пассажиров на расстояния 400-500 км; при выполнении монтажных работ.
Наиболее распространены вертолеты с одним несущим и одним рулевым (хвостовым) винтами. Эти вертолеты имеют хорошие летные характеристики, простое управление, сравнительно низкую стоимость, способны летать в любое время, в сложных условиях. Основной недостаток: небольшая грузоподъемность. Вертолеты с двумя несущими винтами (большой грузоподъемности) не получили широкого распространения из-за сложности конструирования и в настоящее время находятся в стадии совершенствования (КА-32).
Управление полетами и организация перевозок
Для управления полетами воздушное пространство разделено на районы диспетчерской службы. Эти службы руководят полетами между аэропортами. В районах аэропортов непосредственно руководство воздушным движением осуществляют диспетчерские службы аэропортов через командно-диспетчерский пункт и стартовый командный пункт.
Перевозка
грузов воздушным транспортом
Перевозка грузов осуществляется:
- регулярными рейсами по расписанию;
- заказными
рейсами по установленным
- в прямом
смешанном сообщении (
Перевозки груза производятся по кратчайшим маршрутам, как правило, прямыми рейсами. При невозможности прямого рейса производится перевозка с перегрузкой в промежуточных аэропортах (трансферная перевозка) на другие рейсы, о чем в грузовой накладной делается пометка. Перевозка заказными (чартерными) рейсами осуществляется в соответствии с условиями договора, который заключается авиапредприятием (фрахтовщиком) и заказчиком (фрахтователем) по разовым заявкам. Порядок выполнения перевозки на арендованных воздушных средствах определяется Правилами перевозок и специальной инструкцией МТ РФ.
Показатели работы на воздушном транспорте
1. Средний налет часов на один самолет списочного парка:
2. Техническая дальность полета - наибольшее расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь при штиле относительно земли, полностью израсходовав заправленное в его баки топливо к моменту посадки
3. Практическая дальность полета - расстояние, которое самолет (вертолет) может пролететь относительно земли при остатке предусмотренного навигационного запаса топлива в баках к моменту посадки самолета
4. Крейсерская скорость - расстояние, пройденное в единицу времени при равномерном, прямолинейном горизонтальном полете самолета и работе двигателей на крейсерском режиме и расчетных высоте полета и массе самолета
5. Рейсовая скорость - среднее расстояние, пройденное самолетом в единицу времени (без учета времени посадок в пути) в штиль. Исчисляется с учетом затрат летного времени на всех этапах полета от разбега до посадки.
6. Коммерческая скорость - это расстояние, пройденное самолетом в единицу времени от разбега в начальном аэропорту до посадки в конечном аэропорту (с учетом остановок в промежуточных аэропортах).
7. Коммерческая загрузка самолета (вертолета) -
8. Производительность самолета (вертолета) - объем транспортной продукции, перевезенной самолетом (вертолетом) за 1 час
ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Задачей
промышленного транспорта является
не только доставка грузов с внешней
сети до складов предприятий, но и
трансформация грузопотоков, изменение
их параметров в соответствии с требованиями
основного производства. Независимо
от параметров грузопотока, поступающего
с внешней сети, его необходимо ввести
с определенными интервалами, в определенном
количестве и с нужной структурой; грузы
должны быть растарены, укомплектованы,
подобраны по номенклатуре. Эти операции
производятся на производственных базах
и складах хранения изделий и сырья, поэтому
промышленный транспорт,
промышленное производство,
склады должны рассматриваться
как единая производственно-транспортно-
Формы
организации транспортного
Промышленный транспорт (как уже сказано выше, это ведомственный транспорт, обслуживающий промышленные предприятия; а его часть, непосредственно связывающая транспорт общего пользования с промышленными предприятиями называется подъездными путями) классифицируется на:
- Внутрипроизводственный - обеспечивает технологию производства (внутрицеховые, внутризаводские перевозки)
- Внешний - предназначенный для доставки на предприятия сырья, топлива и др.,
а также вывоза готовой продукции а также на:
- периодического действия (прерывного): железнодорожный, автомобильный, водный, воздушный, лифты.
1. Автомобильный транспорт - в строительной, черной и цветной металлургии, внутризаводские и карьерные перевозки.
Схемы использования: предприятие —> грузовой двор; пристань (пункт взаимодействия с другими видами
транспорта)
пункт отправления -> пункт назначения
2.
Железнодорожный транспорт - в
горнодобывающей,
Характеризуется: небольшой массой поездов, небольшой скоростью; 90% составляет колея 750 мм; применима также колея шириной: 1520, 1000, 900, 600 мм. Узкая колея распространена в лесной, торфяной, угольной промышленности.
Схемы промышленного железнодорожного транспорта:
Схемы внешнего промышленного железнодорожного транспорта различаются в зависимости от протяженности путей, условий примыкания к общей сети, количества и взаиморасположения промышленных станций, пунктов погрузки-выгрузки и др.
Схемы внутреннего железнодорожного транспорта:
- тупиковые (подача и уборка вагонов производится возвратными передвижениями);
- кольцевые (вагоны проходят путь по кольцу);
- смешанные
(сочетают две предыдущие).(рис33)
Двусторонние схемы, характеризуются примыканием к внешней сети с двух сторон, односторонние с одной.
На промышленных железных дорогах используются в основном вагоны магистрального транспорта (думпкары для угля, руды, и т.д.)
На узкоколейных дорогах - полувагоны, платформы меньшей грузоподъемности (10-20 т), менее мощные тепловозы и электровозы (тепловозы более 10 серий с гидравлической и электрической передачей).