Единые транспортные системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций

Описание работы

Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности

Работа содержит 1 файл

ets(распечатать).doc

— 553.00 Кб (Скачать)

     Чтобы оценить работу транспорта пользуются различными показателями. Существует группа показателей единых для всех видов транспорта и показателей  специфических, которые используются на каком-то одном виде транспорта и отражают специфику работы этого вида транспорта. Кроме того, показатели можно разделить на три группы: натуральные, эксплуатационно-технические и экономические.

     К натуральным показателям относят  объем и дальность перевозок, грузооборот, производительность труда, потребность в рабочей силе, топливе, электроэнергии, металле и других материалах и т. д.

     Эксплуатационно-техническими показателями являются пропускная и  провозная способности, регулярность и безопасность движения, скорость и сроки доставки грузов и пассажиров, уровень сохранности грузов, степень комфорта пассажиров, маневренность транспорта.

     Экономическими  показателями (или стоимостными) являются: себестоимость перевозок, потребные  капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, прибыль, рентабельность, налоги, акцизы, ставки по кредитам, таможенные сборы; фон-дооснащенность или фондовооруженность, характеризующие использование фондов (выражаются в стоимости основных производственных фондов на 1 км длины транспортной сети), а также фондоотдача (количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов транспорта) и

      ДР« К общим  для всех видов транспорта относят  такие показатели как:

      1. Объем перевозок грузов, т - количество  тонн груза, запланированное к  перевозке или перевезенное:

 где - количество груза (т), отправленного или перевезенного с 1, 2,..., п пункта сети за определенный промежуток времени.

     Определяется  по количеству отправленных тонн груза  или по количеству прибывших.

     2. Грузооборот, т-км (продукция транспорта) - транспортная работа, планируемая или затраченная на выполнение перевозок:

грузооборот отдельных  партий груза  при соответствующем расстоянии их перевозки  

     3. Объем перевозок пассажиров, пасс - количество перевезенных пассажиров, или планируемое к перевозке (обычно за год):

где   - число отправленных пассажиров.

     4. Пассажирооборот, пасс-км - выполненная  или планируемая транспортная  работа по перевозке пассажиров на определенное расстояние:

где - дальность перевозки каждой группы пассажиров.

     5. Приведенный грузооборот, прив. ткм  - выполненная или планируемая  к выполнению продукция транспорта:

     где - коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры (на железнодорожном и водном транспорте = 1 ).

     6. Средняя дальность перевозки  1 тонны груза , 1 пассажира:

     7. Скорость доставки (если известны: средняя дальность перевозки,  среднее время, затраченное на  перевозку):

и другие показатели:

     - грузонапряженность

     - коэффициент использования грузоподъемности  подвижного состава

     - структура парка

     - доля груженого и порожнего  пробега

     - коэффициенты, учитывающие расход  топлива, электроэнергии и др.

Экономические показатели:

1. Эксплуатационные  расходы на перевозку - текущие  издержки транспорта, руб

(определяются  обычно за год).

     Структура и учет эксплуатационных расходов на различных видах транспорта различны и включают, например:

     - на железнодорожном транспорте - все текущие расходы, связанные  с перевозками;

     - на морском транспорте - расходы  на содержание плавсостава и  эксплуатацию транспортного флота;

     - на речном транспорте - расходы,  связанные с перевозками, за  исключением расходов на путевое  хозяйство, погрузо-разгрузочные  работы и подсобно-вспомогательные  хозяйства;

     - на автомобильном транспорте - расходы,  связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог. 2. Себестоимость перевозок - эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы.

     Себестоимость измеряют в руб/т-км, руб/пасс-км, руб/прив.т-км. Определяют также себестоимость  перевозки одной тонны груза или одного пассажира, либо используют измерители транспортных услуг: ваг-час, автомобиле-чае.

     Эксплуатационные  расходы и себестоимость перевозок  делят по операциям перевозочного  процесса: начально-конечным и движенческим. 
 

     Расходы на начально-конечные операции (при прочих равных условиях) от изменения дальности перевозок не зависят, а расходы на движенческие операции возрастают прямо пропорционально их росту. Эксплуатационные расходы транспорта:

Энк,дв   - эксплуатационные расходы на начально-конечные и движенческие операции; - расстояние перевозки.

Себестоимость перевозок имеет обратную зависимость; 
 

 
 

- себестоимость начально-конечных и движенческих операций.

     Влияние дальности перевозок на их себестоимость  зависит от условий и технологии выполнения начально-конечных и движенческих операций на каждом виде транспорта.

3. Капитальные  вложения - это сумма единовременных  затрат при создании новых  или реконструкции, расширении, модернизации действующих основных фондов. Другими словами - это средства, затраченные на строительство или реконструкцию транспортного объекта. Различают капитальные вложения в:

     Постоянные  устройства - железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Для них характерна медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение вложенных средств. Но эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие из этих дорогостоящих сооружений служат и приносят прибыль инвесторам на протяжении длительного времени.

     Подвижной состав, оборудование, строительные работы - локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты. Окупаются быстрее постоянных устройств.

     Удельные  капитальные вложения определяются с учетом мощности потока, дальности перевозок, направления следования, района строительства и др. факторов. При сравнении вариантов обычно удельные капитальные вложения определяются на 1 т на всем расстоянии перевозок.

     По  видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений примерно следующее:

Виды  транспорта Капитальные вложения, в %
  в постоянные устройства в подвижной  состав
Железнодорожный 60 40
Автомобильный 30 70
Воздушный 20 80
Трубопроводный 90 10

4. Тарифы Тариф - это оплата транспортных услуг.

Т =C+П

(C - издержки транспорта, то есть себестоимость перевозок; П - величина прибыли. 
 

     При определении тарифов пользуются расчетной средней величиной  себестоимости и средним уровнем  рентабельности.

Т ( )

 - рентабельность %, обычно задается 35 % (отношение прибыли к себестоимости).

Тарифы

Пассажирские Грузовые
Являются  частью системы розничных цен, Являются частью системы оптовых цен. Их
так как оплачиваются в основном за счет величина связана  с уровнем цен на другие
личных  средств пассажиров виды продукции (не транспортной) и влияет
  на формирование конечных цен этой про-
  дукции, увеличивая их.

Грузовые  тарифы

Грузовые тарифы принято классифицировать: 1. По виду:

     Общие - основные на каждом виде транспорта для  основной номенклатуры перевозимых  грузов. Исключительные - применяются  для определенных грузов и условий  перевозки.

Могут быть повышенные (запретительные) и пониженные (поощрительные).

Специальные - для  специфических услуг. Дифференциальные - зависящие от вида операций. Местные, региональные, государственные - действуют в пределах определенной

территории.

Отраслевые - для  определенной отрасли. Льготные - для  определенного круга организаций, лиц. Повременные - за отработанное время.

     Договорные - обычно устанавливаются на услуги, не поименованные в общих тарифах.

2. По роду  отправок (предусмотренных на различных  видах транспорта): повагонные; судовые;

автомобильные; контейнерные; мелкие и т.д.

3. По виду  сообщения (в зависимости от классификации, принятой на конкретном

    виде транспорта): международное; местное;

каботажное и  т.д.

4. По скорости  движения ( в соответствии с классификацией, принятой на конкретном виде  транспорта): высокоскоростное; скорое;

экспрессное и т.п. 5. По типу подвижного состава:

на грузы, перевозимые  в универсальном подвижном составе; на грузы, перевозимые в специализированном подвижном составе. 
 

Пассажирские  тарифы

     В нашей стране, как и во многих странах мира, пассажирские перевозки, особенно городские и пригородные являются убыточными.

     Частично  убыточность этих перевозок обусловлена  действием социальных льгот (в начале 90-х годов насчитывалось до 15 категорий  населения, имеющих бесплатный проезд). Часть убытков покрывается из государственных и местных бюджетов, часть за счет повышения грузовых тарифов.

     Особенности построения пассажирских тарифов по видам транспорта приведены ниже.

1. Железнодорожный  транспорт. В дальнем сообщении

     За  основу принят тариф за проезд в  жестком вагоне пассажирского поезда с местами для сидения. Дополнительно в стоимость билета включаются: цена плацкарты (стоимость полки); купейность (2-х или 4-х местное купе); скорость.

     Пассажирские  тарифы в дальнем сообщении едины  по всей стране. Раньше они приносили  прибыль, покрывая убытки от пригородных перевозок. Сейчас они в основном убыточны и покрываются за счет грузовых тарифов, а также за счет внедрения широкого спектра дополнительных услуг и комфортабельных скоростных поездов.

В пригородном сообщении  Тарифы подразделяются на:

     Зонные, которые применяются в крупных  городах. В этом случае пригородный  участок разделен на зоны 6-10 км. Стоимость  проезда в пределах зоны одинаковая, независимо от расстояния проезда.

     Покилометровые, которые применяются на некоторых  пригородных участках. Стоимость проезда оплачивается в зависимости от расстояния поездки.

     Общие, которые применяются во всех остальных  случаях. Стоимость проезда оплачивается по определенным поясам дальности (их длина около 5 км).

2. Автомобильный  транспорт.

     Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по: территории страны, видам сообщений и предоставляемым пассажирам удобствам.

Информация о работе Единые транспортные системы