Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций
Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности
Чтобы оценить работу транспорта пользуются различными показателями. Существует группа показателей единых для всех видов транспорта и показателей специфических, которые используются на каком-то одном виде транспорта и отражают специфику работы этого вида транспорта. Кроме того, показатели можно разделить на три группы: натуральные, эксплуатационно-технические и экономические.
К
натуральным показателям
Эксплуатационно-
Экономическими показателями (или стоимостными) являются: себестоимость перевозок, потребные капитальные вложения, стоимость грузовой массы, находящейся в процессе транспортировки, тарифы и цены на перевозки и другие транспортные услуги, прибыль, рентабельность, налоги, акцизы, ставки по кредитам, таможенные сборы; фон-дооснащенность или фондовооруженность, характеризующие использование фондов (выражаются в стоимости основных производственных фондов на 1 км длины транспортной сети), а также фондоотдача (количество транспортной продукции в приведенных тонно-километрах, приходящейся на 1 руб. основных производственных фондов транспорта) и
ДР« К общим для всех видов транспорта относят такие показатели как:
1. Объем перевозок грузов, т - количество тонн груза, запланированное к перевозке или перевезенное:
где - количество груза (т), отправленного или перевезенного с 1, 2,..., п пункта сети за определенный промежуток времени.
Определяется по количеству отправленных тонн груза или по количеству прибывших.
2. Грузооборот, т-км (продукция транспорта) - транспортная работа, планируемая или затраченная на выполнение перевозок:
грузооборот отдельных
партий груза
при соответствующем расстоянии их
перевозки
3. Объем перевозок пассажиров, пасс - количество перевезенных пассажиров, или планируемое к перевозке (обычно за год):
где - число отправленных пассажиров.
4. Пассажирооборот, пасс-км - выполненная или планируемая транспортная работа по перевозке пассажиров на определенное расстояние:
где - дальность перевозки каждой группы пассажиров.
5.
Приведенный грузооборот, прив. ткм
- выполненная или планируемая
к выполнению продукция
где - коэффициент перевода пассажиро-километров в тонно-километры (на железнодорожном и водном транспорте = 1 ).
6. Средняя дальность перевозки 1 тонны груза , 1 пассажира:
7. Скорость доставки (если известны: средняя дальность перевозки, среднее время, затраченное на перевозку):
и другие показатели:
- грузонапряженность
-
коэффициент использования
- структура парка
- доля груженого и порожнего пробега
- коэффициенты, учитывающие расход топлива, электроэнергии и др.
Экономические показатели:
1. Эксплуатационные расходы на перевозку - текущие издержки транспорта, руб
(определяются обычно за год).
Структура и учет эксплуатационных расходов на различных видах транспорта различны и включают, например:
-
на железнодорожном транспорте -
все текущие расходы,
- на морском транспорте - расходы на содержание плавсостава и эксплуатацию транспортного флота;
-
на речном транспорте - расходы,
связанные с перевозками, за
исключением расходов на
- на автомобильном транспорте - расходы, связанные с перевозками, за исключением расходов на содержание автомобильных дорог. 2. Себестоимость перевозок - эксплуатационные расходы, приходящиеся на единицу транспортной работы.
Себестоимость измеряют в руб/т-км, руб/пасс-км, руб/прив.т-км. Определяют также себестоимость перевозки одной тонны груза или одного пассажира, либо используют измерители транспортных услуг: ваг-час, автомобиле-чае.
Эксплуатационные
расходы и себестоимость
Расходы на начально-конечные операции (при прочих равных условиях) от изменения дальности перевозок не зависят, а расходы на движенческие операции возрастают прямо пропорционально их росту. Эксплуатационные расходы транспорта:
Энк,дв - эксплуатационные расходы на начально-конечные и движенческие операции; - расстояние перевозки.
Себестоимость
перевозок имеет обратную зависимость;
- себестоимость начально-конечных и движенческих операций.
Влияние дальности перевозок на их себестоимость зависит от условий и технологии выполнения начально-конечных и движенческих операций на каждом виде транспорта.
3. Капитальные вложения - это сумма единовременных затрат при создании новых или реконструкции, расширении, модернизации действующих основных фондов. Другими словами - это средства, затраченные на строительство или реконструкцию транспортного объекта. Различают капитальные вложения в:
Постоянные устройства - железные и автомобильные дороги, морские и речные порты, аэропорты, трубопроводы, здания и сооружения транспортных предприятий. Для них характерна медленная оборачиваемость капитала, т.е. возвращение вложенных средств. Но эта недвижимость имеет большой экономический потенциал, так как многие из этих дорогостоящих сооружений служат и приносят прибыль инвесторам на протяжении длительного времени.
Подвижной состав, оборудование, строительные работы - локомотивы, вагоны, автомобили, суда, самолеты. Окупаются быстрее постоянных устройств.
Удельные капитальные вложения определяются с учетом мощности потока, дальности перевозок, направления следования, района строительства и др. факторов. При сравнении вариантов обычно удельные капитальные вложения определяются на 1 т на всем расстоянии перевозок.
По видам транспорта соотношение потребных капитальных вложений примерно следующее:
|
4. Тарифы Тариф - это оплата транспортных услуг.
(C - издержки
транспорта, то есть себестоимость перевозок;
П - величина прибыли.
При
определении тарифов пользуются
расчетной средней величиной
себестоимости и средним
Т =С ( )
- рентабельность %, обычно задается 35 % (отношение прибыли к себестоимости).
Тарифы
|
Грузовые тарифы
Грузовые тарифы принято классифицировать: 1. По виду:
Общие - основные на каждом виде транспорта для основной номенклатуры перевозимых грузов. Исключительные - применяются для определенных грузов и условий перевозки.
Могут быть повышенные (запретительные) и пониженные (поощрительные).
Специальные - для специфических услуг. Дифференциальные - зависящие от вида операций. Местные, региональные, государственные - действуют в пределах определенной
территории.
Отраслевые - для
определенной отрасли. Льготные - для
определенного круга
Договорные - обычно устанавливаются на услуги, не поименованные в общих тарифах.
2. По роду отправок (предусмотренных на различных видах транспорта): повагонные; судовые;
автомобильные; контейнерные; мелкие и т.д.
3. По виду сообщения (в зависимости от классификации, принятой на конкретном
виде транспорта): международное; местное;
каботажное и т.д.
4. По скорости
движения ( в соответствии с
экспрессное и т.п. 5. По типу подвижного состава:
на грузы, перевозимые
в универсальном подвижном
Пассажирские тарифы
В нашей стране, как и во многих странах мира, пассажирские перевозки, особенно городские и пригородные являются убыточными.
Частично убыточность этих перевозок обусловлена действием социальных льгот (в начале 90-х годов насчитывалось до 15 категорий населения, имеющих бесплатный проезд). Часть убытков покрывается из государственных и местных бюджетов, часть за счет повышения грузовых тарифов.
Особенности построения пассажирских тарифов по видам транспорта приведены ниже.
1. Железнодорожный транспорт. В дальнем сообщении
За основу принят тариф за проезд в жестком вагоне пассажирского поезда с местами для сидения. Дополнительно в стоимость билета включаются: цена плацкарты (стоимость полки); купейность (2-х или 4-х местное купе); скорость.
Пассажирские тарифы в дальнем сообщении едины по всей стране. Раньше они приносили прибыль, покрывая убытки от пригородных перевозок. Сейчас они в основном убыточны и покрываются за счет грузовых тарифов, а также за счет внедрения широкого спектра дополнительных услуг и комфортабельных скоростных поездов.
В пригородном сообщении Тарифы подразделяются на:
Зонные, которые применяются в крупных городах. В этом случае пригородный участок разделен на зоны 6-10 км. Стоимость проезда в пределах зоны одинаковая, независимо от расстояния проезда.
Покилометровые, которые применяются на некоторых пригородных участках. Стоимость проезда оплачивается в зависимости от расстояния поездки.
Общие, которые применяются во всех остальных случаях. Стоимость проезда оплачивается по определенным поясам дальности (их длина около 5 км).
2. Автомобильный транспорт.
Пассажирские тарифы на автомобильном транспорте дифференцированы по: территории страны, видам сообщений и предоставляемым пассажирам удобствам.