Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Мая 2012 в 15:00, курс лекций
Понятие транспортной системы используется давно. Под ней подразумевается и транспортный объект, и направление, и полигон, и сеть.
В курсе лекций данной дисциплины, рассматривается одна из максимальных транспортных систем - транспортная система России. Единство этой системы определяется следующими факторами:
• техническим - который выражается в согласованности параметров технических средств разных видов транспорта (длина, ширина, высота, объем, вместимость), а также согласованности
Тарифы также делятся на: городские и междугородные (включающие боле 100 поясов дальности).
На данном виде транспорта широко применяются договорные тарифы. 3. Воздушный транспорт.
На воздушном транспорте компании формируют тарифы в зависимости от спроса и предложения на пассажирские перевозки, учитывая цены конкурентов. Кроме общих тарифов на воздушном транспорте применяются специальные тарифные ставки (на 1 час полета или на 1 км пути) при перевозке заказными рейсами. Действуют различные системы скидок и льгот в период спада пассажирских перевозок, для туристических групп и т.д.
4. Морской транспорт.
На морском транспорте пассажирские тарифы установлены на перевозки в заграничном и внутреннем (каботажном) плавании.
В заграничном плавании - дифференцированы по классам кают (люкс, 1 класс, туристический), а внутри класса - в зависимости от числа мест в каюте, расположения кают на судне и наличия индивидуальных удобств.
Во внутреннем плавании - дифференцированы по морским бассейнам, судоходным компаниям, типам судов, комфортабельности кают и общей комфортабельности судна.
Судоходные
компании устанавливают отдельные
тарифы на перевозки по регулярным линиям,
в грузопассажирских судах, на морских
паромах, на туристско-экскурсионные маршруты.
В стоимость билета обязательно включается
страховой сбор.
5. Речной транспорт.
На речном транспорте пассажирские тарифы дифференцированы по пароходствам, типам судов с учетом скоростей их хода, видам перевозок (транзитные, местные, пригородные, переправы) и классам кают. На скоростных судах с подводными крыльями устанавливают повышенные тарифы. В стоимость билетов включается страховой сбор.
На всех видах транспорта отдельно взимается плата за перевозку багажа (сверх установленной нормы ручной клади) и грузобагажа.
Специфические показатели будут рассмотрены в разделах, посвященных конкретным видам транспорта.
Каждый
из видов транспорта должен использоваться
там, где он наиболее эффективен. Поскольку
каждый вид транспорта имеет свои преимущества
и недостатки, в каждом конкретном случае
необходимо решать каким видом транспорта
перевозить груз. Основные технико-экономические
особенности различных видов транспорта
и сферы их рационального использования
приведены в табл.2
Под перевозками на короткие расстояния понимают перевозки на расстояния до 100 км; перевозками на средние расстояния считаются перевозки от 100 до 800 км; на дальние расстояния - от 800 до 1000 км; на сверхдальние расстояния - свыше 1000-2000 км.
Под короткопробежными перевозками на железнодорожном транспорте подразумевают перевозки на расстояние до 50 км, а в отдельных случаях и до 100-200 км. Они, как правило, более «дорогие», но в ряде случаев (при наличии подъездных путей и стабильного значительного грузопотока) их осуществлять выгодно. | |||||||
Табл.2 | |||||||
Вид транспорта | Особенности транспорта | Сфера применения | |||||
Достоинства | Недостатки | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | ||||
1. Железнодорож- | Высокая провозная и | Большие капитало- | Практически не ог- | ||||
ный | пропускная способ- | вложения на соору- | раничена. Перевоз- | ||||
ность; регулярность | жение пути; боль- | ки, в основном на | |||||
„ | перевозок; невысо- | шие затраты металла | средние, дальние, | ||||
кая себестоимость | сверхдальние рас- | ||||||
перевозок | стояния. | ||||||
2. Морской | Обеспечивает мас- | Зависимость от есте- | Практически не ог- | ||||
совые межконтинен- | ственно- | раничена. Перевозки | |||||
тальные перевозки | географических и | в основном на | |||||
грузов; низкую себе- | навигационных ус- | сверхдальние рас- | |||||
стоимость; практи- | ловий, создание | стояния. | |||||
чески неограничен- | портового хозяйства | ||||||
ную пропускную | |||||||
способность | |||||||
3. Речной | Высокая провозная | Неравномерность | Практически не ог- | ||||
способность; невы- | глубин, сезонность | раничена. Преобла- | |||||
сокая себестоимость | работы, небольшая | дают перевозки на | |||||
перевозок; неболь- | скорость перевозки | средние и дальние | |||||
шие капиталовложе- | расстояния. | ||||||
ния на организацию | |||||||
судоходства | |||||||
4. Автомобильный | Большая маневрен- | Низкая производи- | Эффективен для пе- | ||||
ность и подвиж- | тельность труда; | ревозок на короткие | |||||
ность; высокая ско- | низкий уровень экс- | и средние расстоя- | |||||
рость доставки гру- | плуатационных по- | ния -до 300 км | |||||
за; небольшие капи- | казателей; плохое | ||||||
таловложения в ос- | состояние дорожной | ||||||
воение малого гру- | сети | ||||||
зооборота на корот- | |||||||
кие расстояния | |||||||
5. Воздушный | Высокая скорость | Высокая себестои- | Практически не ог- | ||||
доставки; самый ко- | мость перевозки | раничена. Преобла- | |||||
роткий путь следо- | дают перевозки на | ||||||
вания | средние, дальние, | ||||||
сверхдальние рас- | |||||||
стояния. |
В общем виде задача рационального распределения перевозок между видами транспорта сводится к установлению экономически целесообразных сфер использования того или иного вида или их сочетаний (вариантов перевозок). Критерием оптимальности при определении сфер рационального использования различных видов транспорта служит минимум приведенных эксплуатационно-строительных затрат на доставку продукции от пункта отправления до пункта назначения. При грузовых перевозках эти затраты следует определять на всем пути следования.
где Эm- годовые эксплуатационные расходы, руб;
K - потребные капитальные затраты на перевозки, руб; Eн - нормативный коэффициент эффективности капитальных затрат;
i - вариант перевозки.
По грузовым перевозкам в этой формуле приведенных затрат целесообразно учитывать и стоимость грузовой массы, находящейся в пути. Ее можно представить как единовременные вложения в оборотные средства грузовладельцев. Поэтому экономию от сокращения этих оборотных средств можно добавлять к капитальным вложениям в транспорт. Тогда формула определения приведенных затрат при грузовых перевозках примет вид:
Здесь величина (руб.) означает разницу в стоимости грузовой массы по сравниваемым вариантам перевозок и определяется по формуле:
где и - сроки доставки груза по первому и второму вариантам перевозок
соответственно, сутки.
С капитальными вложениями суммируют стоимость не всех грузов, а только тех, ускорение доставки которых приводит к реальному сокращению оборотных средств народного хозяйства. Величину относят к тому варианту, который имеет больший
срок доставки.
Все расчеты экономических показателей ведут на 1 т или на 1 пассажира.
При сравнении
вариантов перевозок грузов
- по доставке
грузов к пунктам передачи
на магистральный транспорт (
и др.);
- на выполнение погрузочно-разгрузочных работ (включая расходы по подготовке подвижного состава к перевозке, погрузке, креплению, выгрузке, складированию груза и т.п.);
- связанные с потерями грузов в процессе транспортировки, в том числе и при перевалке грузов с одного вида транспорта на другой.
Из двух сравниваемых
вариантов перевозок (при прочих
равных условиях) наивыгоднейшим считается
тот, который дает минимальную величину
приведенных затрат.
ТЕХНИКО-ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЗЛИЧНЫХ
ВИДОВ ТРАНСПОРТА
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ
Сферы использования:
Автомобильный транспорт обеспечивает в основном городские, внутрирайонные, внутрипроизводственные перевозки. Наиболее эффективной сферой использования этого вида транспорта являются перевозки на короткие расстояния (до 150 км).
Достоинства: маневренность, высокая скорость доставки, менее жесткие требования к упаковке товара по сравнению с другими видами транспорта, не требуется сложных погрузочно-разгрузочных устройств, легко приспосабливается к местным дорожным и климатическим условиям.
Недостатки: малая грузоподъемность; потребность в дорогом топливе; провозная плата начисляется по максимальной грузоподъемности без учета массы и качества грузов; большие экологические загрязнения; возможность угона и риск потери груза выше, чем на других видах транспорта; кроме того, одним из главных недостатков в настоящее время является отсутствие широкой номенклатуры автомобилей различной грузоподъемности: до 3 тонн - фургонов, рефрижераторов, молоковозов (необходимых в торговле и для мелких предпринимателей, которым автомобили большой грузоподъемности не требуются), свыше 100 т и более - автомобилей-тяжеловесов, необходимых для карьерных работ; в настоящее время проблемой автомобильного транспорта является отсутствие автомобильных дорог с твердым покрытием, их малая протяженность, а это ведет к повышенному износу автомобилей, перерасходу горюче-смазочных материалов, сдерживает развитие промышленности, строительства и сельского хозяйства.
Автомобильные
дороги или их отдельные участки
подразделяются на 5 категорий по техническим
и качественным характеристиками______________
|
Пересечения дорог в разных уровнях представляют собой систему дорожных развязок, позволяющую без помех переезжать с одной из пересекающихся дорог на другую при движении в любом направлении.
Дорожные инженерные устройства', автобусные остановки, площадки для остановок и стоянок автомобилей, площадки для ожидания автобусов, устройства для защиты дорог от снежных лавин, снежных и песчаных заносов, линии связи и освещения дорог.
Обстановка дорог', ограждения, дорожные знаки и указатели, разметка проезжей части, оформление придорожной полосы.
Текущее содержание дороги - повседневный надзор за ее состоянием, немедленное устранение мелких неисправностей (текущий ремонт).
Капитальный
ремонт - приведение дороги в состояние,
отвечающее изменившимся условиям движения,
(уширение проезжей части, корректировка
трассы и т.д.) ____________________________Ав
Автомобили | Тягачи | Прицепные единицы |
-легковые: | 'седельные (работают с | -прицепы |
в зависимости от объема | полуприцепами) | грузоподъемностью 5-10 т |
цилиндра двигателя | -буксирные (предназначены | -прицепы |
подразделяются на: | для обслуживания | грузоподъемностью до 200 т |
-особо малые до 1,2 л | прицепов) | (служат для перевозки |
-малые 1,2-1,8 | крупнотоннажных | |
-средние 1,8-3,5 | контейнеров, тяжеловесов) | |
-большие 3,5 и более л | -прицепные оси (для | |
легковые автомобили, | перевозки длиномерных | |
вместимостью 8 человек и | грузов) | |
более принято называть | ||
автобусами, которые в | ||
зависимости от длины | ||
бывают: | ||
-особо малые до 5 м | ||
-малые 6,0 - 7,5 м | ||
-средние 8,0 - 9,5 м | ||
-большие 10,5-12м | ||
-особо большие | ||
(сочлененные); | ||
и по назначению делятся на: | ||
-городские | ||
-местного сообщения | ||
-междугородные | ||
-туристические | ||
-грузовые: | ||
-общего назначения | ||
-специализированные (по | ||
роду перевозимого груза) | ||
Кроме того, автомобили | ||
делятся на: | ||
дорожные, которые | ||
передвигаются только по | ||
дорогам |