Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 17:38, курсовая работа
Российский рынок майонеза является одним из крупнейших в мире. По объемам производства его доля на мировом рынке, по оценкам аналитических исследовательских компаний, составляет около 14 %. Из всех жировых продуктов наиболее динамичное развитие в России характерно именно для рынка майонеза. Это проявляется в тенденции роста объемов производства и потребления, равноценном импортно-экспортном обмене, расширении ассортимента, роста числа производителей.
ВВЕДЕНИЕ
Российский рынок майонеза является одним из крупнейших в мире. По объемам производства его доля на мировом рынке, по оценкам аналитических исследовательских компаний, составляет около 14 %. Из всех жировых продуктов наиболее динамичное развитие в России характерно именно для рынка майонеза. Это проявляется в тенденции роста объемов производства и потребления, равноценном импортно-экспортном обмене, расширении ассортимента, роста числа производителей.
Всего в России насчитывается более 400 производителей майонеза, между ними идет жестокая конкурентная борьба за рынки сбыта. Политику в области производства майонеза в настоящее время определяют порядка 15 ведущих компаний, производящих около 90% продукции.
По оперативным данным Росстата, объемы производства майонезов в 2008 г. продолжили свой рост и составили 750,8 тыс.т. (против 708,2 тыс. т. в 2007 г.). Такому росту объемов производства способствует стабильный рост спроса на майонезы со стороны населения, предприятий общественного питания, крупных торговых сетей, использующих майонезы для производства салатов, и т.д. Наиболее значительное увеличение объемов отмечено в Центральном ФО.
На российском рынке в последние 10-15 лет кроме традиционного «Провансаля» в стеклянной банке появились и твердо заняли позиции «новые майонезы» отечественного производства. Наметились новые тенденции в науке о питании, изменилась экономическая ситуация, поменялся ритм жизни, расширился потребительский спрос, появилась новая альтернативная упаковка, новые ингредиенты и т.д., что в совокупности повлияло на развитие масложировой отрасли.
Рост объемов производства и наличие большого числа производителей требует выработки высококачественной продукции в широком диапазоне цен для привлечения различных категорий потребителей. Для этого необходимо разнообразить рецептуры, совершенствовать ассортимент, разнообразить фасовку и упаковку.
Поэтому целью данного курсового проекта является поиск методов совершенствования рецептуры и технологии производства майонеза.
1. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
Майонез является одним из наиболее потребляемых — практически повседневным продуктом на столе россиян. Он применяется в качестве приправы для улучшения вкуса и усвояемости пищи, а также в качестве добавки при приготовлении различных блюд.
Майонезы представляют собой сметанообразную мелкодисперсную эмульсию типа «масло в воде», приготовленную из рафинированных, дезодорированных растительных масел с добавлением эмульгаторов, стабилизаторов, загустителей, вкусовых добавок и пряностей.
Майонез является мультикомпонентной системой, а качественный и количественный состав ингредиентов определяет его функции и свойства. Кроме растительного масла и воды в состав майонезов входят эмульгаторы, стабилизаторы, структурообразователи, а также вкусовые, функциональные и другие пищевые добавки, придающие майонезам различный вкус, аромат, пищевую и физиологическую ценность и позволяющие создать большой ассортимент этих продуктов.
1.1 История развития
Соусоподобные приправы издавна известны практически во всем мире, однако их принято считать изобретением французских кулинаров. По всей видимости, это связано с тем многообразием (основу их составляют около 3000 различных соусов) и известностью, которыми славятся французские соусы. По традиции их называют именами авторов, знаменитостей или по названиям тех мест, где наиболее популярны продукты, из которых приготовлен соус. В истории кулинарии создание майонеза связывают с именем полководца XYIII в. герцога Луи Крильонского, первого герцога Магона. В 1782 году испанцы под его командованием завоевали у англичан остров Менорку в Средиземном море. После сражения в столице острова городе Маон на пиру, устроенном в честь победителей, кушанья впервые были поданы под соусом, изготовленным из продуктов, которыми славился остров: оливкового масла, яиц индейки, лимонного сока и красного перца. Соус назвали маонским, что по-французски звучит как майонез (mayonnaise).
Со временем майонез стал настолько популярным, что его назначение трансформировалось в имя нарицательное, которым часто пользуются для обозначения целой гаммы соусных продуктов, содержащих растительное масло, яйца и уксус (или лимонный сок).
1.2 Классификация майонезов
Способ потребления майонеза в России отличается от западного. По Российскому стандарту ГОСТ Р 50174—92 майонезы делятся на высоко-, средне- и низкокалорийные в зависимости от содержания массовой доли жира.
В соответствии со стандартными рецептурами к высококалорийным майонезам (с массовой долей жира более 55%) относятся такие как «Провансаль», «Молочный», «Яичный», «Весна» и др.; к среднекалорийным (с массовой долей жира от 40 до 55%) — «Любительский», «Осенний»; к низкокалорийным (менее 40% жира) — «Горчичный», «Салатный» и др. В Европе майонез используется преимущественно для бутербродов и овощных салатов (в этом случае предпочтительны более «легкие» майонезы, т.е. с низким содержанием жира), а россияне предпочитают заправлять майонезом мясные и рыбные блюда, для чего используют майонезы с более высоким содержанием жира.
Майонезы, выпускаемые за рубежом, более разнообразны и имеют другую классификацию:
Эмульсионные пищевые продукты делятся на:
-майонезы,
-салатные майонезы,
-дрессинги (содержание масла 20 %).
Например, по немецкому законодательству майонезом можно назвать эмульсию, содержащую не менее 80% жира. Но эти продукты имеют высокую стоимость, поэтому в Германии широко распространены более дешевые салатные майонезы и дрессинги (салатные соусы), содержащие меньше масла и больше воды. Следует отметить, что принятая на Западе классификация соответствует существующей там кулинарной традиции, когда салаты принято заправлять дрессингом или растительными маслами.
В последнее время ученые проявляют озабоченность по поводу пересмотра требований к продуктам питания. Известно, что глубокая очистка, рафинирование пищи, приводит к удалению из нее ряда жизненно необходимых элементов или их трансформации (например, гидрирование жиров, приводящее к появлению трансизомеров). Пищевые волокна, витамины, микроэлементы, содержание которых и готовом продукте часто практически сводится к нулю, являются мощными профилактическими средствами против заболеваний, связанных с возрастными изменениями в организме человека и неудовлетворительной экологической обстановкой, среди которых наибольшее беспокойство вызывают желудочно-кишечные и сердечно-сосудистые заболевания.
Поэтому сейчас прилагаются значительные усилия к тому, чтобы вернуть пище ее изначальную полезность для здоровья. На это направлена Концепция государственной политики в области здорового питания населения России на период до 2005 года (Постановление Правительства РФ от 10 августа 1998 г., № 917). Так в России, вслед за Японией и передовыми странами Европы, появились функциональные (точнее говоря, физиологически функциональные) продукты. Они относятся к продуктам массового потребления, т.е. имеют вид традиционной пищи и предназначены для питания в составе обычного рациона основных групп населения, но содержат функциональные ингредиенты, оказывающие биологически значимое позитивное воздействие на здоровый организм в ходе происходящих в нем обменных процессов.
Качество майонеза должно отвечать требованиям, представленным в табл. 1.2.1 - 1.2.3.
Таблица 1.2.1
Органолептические показатели майонезов
Показатели | Характеристика вида майонезов | ||
высококалорийные | среднекалорийные | низкокалорийные | |
Внешний вид, консистенция | Однородный, сметанообразный продукт с единичными пузырьками воздуха. Наличие частиц добавляемых пряностей, частиц добавок, точечные вкрапления от горчицы в соответствии с техническим описанием для конкретного наименования майонеза | ||
Вкус и запах | В соответствии с техническим описанием для конкретного наименования майонеза | ||
Цвет | Белый или кремовато-желтый однородный по всей массе, с оттенками, установленными в технических опсаниях для конкретного наименования майонеза |
Таблица 1.2.2
Физико-химические показатели майонезов
Показатели | Норма для вида майонеза | ||
высококалорийные | среднекалорийные | низкокалорийные | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Массовая доля жира, % | Более 55 | 40-45 | Менее 40 |
Массовая доля влаги, % | В соответствии с техническим описанием для конкретного наименования майонеза
|
Окончание таблицы 1.2.2
Кислотность в пересчете на уксусную или лимонную кислоту, % | В соответствии с техническим описанием для конкретного наименования майонеза | ||
1 | 2 | 3 | 4 |
Стойкость эмульсии, процент неразрушенной эмульсии не менее | 98 | 98 | 97 |
Таблица 1.2.3.