Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
В ходе проектирования определены кинематические и силовые параметры привода и подобран электродвигатель; произведен расчет цепной передачи; выбраны материалы для основных деталей редуктора; выполнен расчет зубчатой передачи; произведено эскизное проектирование редуктора; осуществлен подбор подшипников качения и проверка их на заданный ресурс; выполнен проверочный расчет быстроходного вала редуктора на статическую прочность и сопротивление усталости; произведен расчет шпоночных соединений зубчатых колес и валов; разработана система смазки редуктора.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................5
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА.................................................6
1.1Выбор электродвигателя.............................................................................6
1.2Определение частот вращения и крутящих моментов на валах.............7
2 РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ.................................................................8
2.1 Выбор материала........................................................................................8
2.2 Определение допускаемых напряжении..................................................8
2.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений....................8
2.2.2 Определение допускаемых напряжений изгиба...........................10
2.3 Проектировочный расчет зубчатой передачи........................................12
2.4Проверочный расчет зубчатой передачи.................................................16
3 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ...................................................................19
4 ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ...............................................................23
4.1 Проектные расчеты валов........................................................................23
4.1.1 Проектный расчет быстроходного вала.........................................23
4.1.2 Проектный расчет тихоходного вала.............................................24
4.2 Выбор типа и схемы установки подшипников......................................25
4.3 Составление компоновочной схемы.......................................................26
5 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА ЗАДАННЫЙ РЕСУРС......27
5.1 Подбор подшипников качения быстроходного вала............................27
6 РАСЧЕТ ВАЛА НА СТАТИТЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ И
СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ.................................................................30
6.1 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов.........................30
6.2Расчет на статическую прочность............................................................32
6.3 Расчет на сопротивление усталости........................................................33
7 РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ СО СТУПИЦАМИ КОЛЕС................35
8 СМАЗКА РЕДУКТОРА.................................................................................37
Максимальные касательные напряжения рассчитываются по формуле:
; (6.4)
где Wк – момент сопротивления сечения при кручении
Момент сопротивления Wк для сплошного круглого сечения находится по формуле:
; (6.5)
Рассчитаем Wк:
Тогда τ, в соответствии с формулой (6.4), равно:
Определяем частные коэффициенты запаса прочности:
- по нормальным напряжениям:
; (6.6)
Вычислим , причем, σТ – предел текучести, записывается согласно справочным данным [1, с.165, табл.10.2]:
- по касательным напряжениям:
; (6.7)
Вычислим , причем, τТ – предел материала, записывается согласно справочным данным [1, с.165, табл.10.2]:
Общий коэффициент запаса прочности равен:
; (6.8)
Вычислим :
Рассчитанный
коэффициент запаса прочности
=15,21, поэтому предварительно назначенные
размеры вала являются допустимыми.
6.3 Расчет на сопротивление усталости
Коэффициент запаса сопротивления усталости рассчитывается по формуле [1, с.145]:
; (6.9)
где [S] – минимально допустимое значение; [S] = 1,5...2,5;
Sσ, Sτ – коэффициенты запаса сопротивления усталости по нормальным и
касательным напряжениям, определяемые по зависимости:
; (6.10)
; (6.11)
σ-1с, τ-1с – пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении:
; (6.12)
; (6.13)
kσс, kτс – коэффициенты снижения пределов выносливости;
; (6.14)
; (6.15)
ψτс – коэффициент влияния ассиметрии цикла нагружения в точке С.
; (6.16)
σ-1, τ-1 – пределы
выносливости [1, табл.10.2, с.165];
kσ, kτ – коэффициенты учета концентрации напряжений [1, табл.10.11,
с.171];
kdσ, kdτ – коэффициенты влияния абсолютных размеров поперечного
сечения [1, табл.10.7, с.170];
kFσ, kFτ – коэффициенты влияния качества поверхности; [1, табл.10.8,
с.170];
kV – коэффициент влияния поверхностного упрочнения [1, табл.10.9,
с.170];
ψτ – коэффициент чувствительности материала к ассиметрии цикла
нагружения [1, табл.10.2, с.165].
Определим коэффициенты снижения пределов выносливости kσс, kτс , в соответствии с (6.14), (6.15), где: kσ = 1,8; kτ = 1,4; kdσ = kdτ = 0,76; kFσ = kFτ = 1; kV = 1.
Найдем коэффициент ψτс по формуле (6.16), причем ψτ = 0,09:
Найдем
пределы выносливости вала в рассматриваемом
сечении σ-1с, τ-1с
, соответственно по формулам (6.12), (6.13),
причем σ-1 = 360000000Па,
Тогда коэффициенты запаса сопротивления усталости по нормальным и касательным напряжениям Sσ, Sτ в соответствии с (6.10), (6.11) равны:
Коэффициент запаса сопротивления усталости, в соответствии с формулой (6.9), равен:
Рассчитанный
коэффициент запаса сопротивления
усталости S = 4,90, поэтому предварительно
назначенные размеры вала являются допустимыми.
7 РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ СО СТУПИЦАМИ КОЛЕС
Для соединения валов со ступицами колес выбираем шпоночные соединения призматическими шпонками со скругленными концами, так как они снижают усталостную прочность вала, хоть и трудоемки в изделии.
Схема шпоночного соединения изображена на рис. 5.
В качестве материала для шпонки используется сталь 45, подвергнутая термообработке – улучшению. Поперечные размеры шпонки b, h, t1 , t2 для диаметра вала d берем из справочника [1, табл.24.29, с.405] Рабочая длина шпонки lp определяется по формуле:
; (7.1)
где [σст] – предельно допустимые напряжения смятия: [σст] =110 – 200МПа
Полная длина шпонки:
; (7.2)
Полученное значение l округляется в большую сторону до стандартного значения [1, табл.24.29, с.405]. Длина ступицы колеса lст должна быть больше на 8 – 10мм длины шпонки.
Для концевого участка быстроходного вала диаметром d = 60мм имеем:
h = 11мм
t1 = 7мм
t2 = 4,4мм
В соответствии с формулой (7.1) lp равно:
В соответствии с формулой (7.2) l равно:
Длина ступицы колеса lст = 100мм;
Для концевого участка тихоходного вала диаметром d = 95мм имеем:
В соответствии с формулой (7.1) lp равно:
В соответствии с формулой (7.2) l равно:
Длина ступицы колеса lст = 140мм;
Для соединения вала с зубчатым колесом d = 120мм имеем:
В соответствии с формулой (7.1) lp равно:
В соответствии с формулой (7.2) l равно:
Длина
ступицы колеса lст = 170мм;
8 СМАЗКА РЕДУКТОРА
Для уменьшения потерь мощности на трение и снижение интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.
Для смазывания передач применим картерную смазку (т.к окружная скорость 0,3< υ <12,5). В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. При их вращении масло увлекается зубьями, разбрызгивается, попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей.
Выбор смазочного материала основан на опыте эксплуатации машин. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла, чем выше контактное давление в зубьях, тем большей вязкостью должно обладать масло.
Мы предварительно определили окружную скорость м/с, затем по скорости и контактным напряжениям [1, табл.11.1, с.148] находим требуемую кинематическую вязкость и по [1, табл.11.2, с.148] марку масла:
Индустриальное И – 30А
Подшипники смазываем тем же маслом, которым смазывали детали передач.
При картерной смазке колес подшипники качения смазываются брызгами масла. при окружной скорости колес м/с брызгами масла покрываются все детали передач и внутренние поверхности стенок корпуса. Стекающее с колес, с валов и со стенок корпуса масло попадает в подшипники.
Учитывая
колебание объема масла в корпусе,
минимальный уровень масляной ванны
ограничивают центром нижнего тела
качения подшипника.
Заключение
В ходе
кинематического расчета
В расчете зубчатой передачи для изготовления зубчатых колес я выбрала материал – сталь 45 и термообработку – улучшение. Далее я определила допускаемые напряжения. И в проектировочном расчете зубчатой передачи я определила окружную скорость: м/с; значение межосевого расстояния: =420мм; делительный диаметр колеса: мм; диаметры окружностей вершин колеса: мм; диаметры окружностей впадин колеса: мм; ширину колеса: =170мм; число зубьев колеса: ; делительный диаметр шестерни: мм; диаметры окружностей вершин шестерни: мм; диаметры окружностей впадин шестерни: мм; число зубьев шестерни:
В расчете цепной передачи я определила тип цепи: ПР-38,1-12700 и число звеньев:
После эскизного проектирования я подобрала подшипник качения на заданный ресурс: подшипники легкой серии на подшипники средней серии. В результате имеем для быстроходного вала: =70мм; D = 150мм; B = 35мм; r = 3,5мм; Cr = 81700Н; Cor = 64500Н