Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
В ходе проектирования определены кинематические и силовые параметры привода и подобран электродвигатель; произведен расчет цепной передачи; выбраны материалы для основных деталей редуктора; выполнен расчет зубчатой передачи; произведено эскизное проектирование редуктора; осуществлен подбор подшипников качения и проверка их на заданный ресурс; выполнен проверочный расчет быстроходного вала редуктора на статическую прочность и сопротивление усталости; произведен расчет шпоночных соединений зубчатых колес и валов; разработана система смазки редуктора.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................5
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА.................................................6
1.1Выбор электродвигателя.............................................................................6
1.2Определение частот вращения и крутящих моментов на валах.............7
2 РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ.................................................................8
2.1 Выбор материала........................................................................................8
2.2 Определение допускаемых напряжении..................................................8
2.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений....................8
2.2.2 Определение допускаемых напряжений изгиба...........................10
2.3 Проектировочный расчет зубчатой передачи........................................12
2.4Проверочный расчет зубчатой передачи.................................................16
3 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ...................................................................19
4 ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ...............................................................23
4.1 Проектные расчеты валов........................................................................23
4.1.1 Проектный расчет быстроходного вала.........................................23
4.1.2 Проектный расчет тихоходного вала.............................................24
4.2 Выбор типа и схемы установки подшипников......................................25
4.3 Составление компоновочной схемы.......................................................26
5 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА ЗАДАННЫЙ РЕСУРС......27
5.1 Подбор подшипников качения быстроходного вала............................27
6 РАСЧЕТ ВАЛА НА СТАТИТЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ И
СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ.................................................................30
6.1 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов.........................30
6.2Расчет на статическую прочность............................................................32
6.3 Расчет на сопротивление усталости........................................................33
7 РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ СО СТУПИЦАМИ КОЛЕС................35
8 СМАЗКА РЕДУКТОРА.................................................................................37
2.2 Определение допускаемых напряжении
2.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений
Допускаемые контактные напряжения (МПа) для шестерен и зубчатых колес определяется по формуле [1, c. 12]
(2.1)
где – предел контактной выносливости, МПа;
–коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопрягаемых
поверхностей;
– коэффициент, учитывающий влияние окружной скорости;
– коэффициент запаса прочности.
Для определения контактных напряжений необходимо рассчитать неизвестные нам параметры
Предел контактной выносливости вычисляется по эмпирической
формуле в зависимости от материала и термообработки. Согласно [1, табл.2.2, с 13]:
= (2.2)
Подставим значение твердости, получим:
Для зубчатых колес с однородной структурой материала согласно [1, c.13] принимаем = 1,1
Коэффициент долговечности учитывает влияние ресурса [2, c.170]:
, 1≤
≤ 2,6 (2.3)
где – число циклов, соответствующее перелому кривой усталости;
– ресурс передачи.
Параметр NHG определяется по формуле [1, c.13]:
, ≤ 12∙10 (2.4)
Подставим значения:
Для определения ресурса передачи воспользуемся зависимостью [2, c.171]:
(2.5)
где n – частота вращения, об/мин;
– число вхождений в зацепление зуба за один оборот колеса; в
соответствии с кинематической схемой редуктора = 1 для всех
зубчатых колес и шестерен;
– относительное время работы с нагрузкой , ч;
i – количество режимов работы с различной нагрузкой;
– суммарное время работы привода, ч.
Суммарное время работы привода определяется по формуле:
(2.6)
где L – число лет работы, L = 4 года ;
- коэффициент годового
– коэффициент суточного использования передачи.
Коэффициент годового использования передачи вычисляется по формуле:
(2.7)
Определим :
Коэффициент суточного использования передачи определяется так:
(2.8)
Подставим значения:
Теперь по формуле (2.6) определим суммарное время работы привода :
Мы можем рассчитать ресурс передачи , для шестерни и колеса соответственно по формуле (2.5):
По формуле (2.3) определим коэффициент долговечности и для шестерни и колеса соответственно:
Так как и имеют значения, по величине <1, то заменим:
Зубчатые передачи проектируемого редуктора могут быть отнесены к передачам общего машиностроения, не требующим высокой точности: поэтому предварительно назначим для них степень точности 8. В соответствии с [1, c.13] для всех колес и шестерен принимаем = 0,9. Коэффициент для всех зубчатых колес предварительно назначим = 1
Так как = =1, то для шестерни и зубчатого колеса выполняется следующая зависимость:
По формуле (2.1) определим контактные напряжения :
2.2.2 Определение допускаемых напряжений изгиба
Допускаемые напряжения изгиба (МПа) для шестерен и зубчатых колес определяется по формуле [1, c. 14]:
(2.9)
где - предел выносливости, МПа;
– коэффициент долговечности;
– коэффициент, учитывающий влияние шероховатости сопрягаемых
поверхностей;
– коэффициент, учитывающий влияние двустороннего приложения
нагрузки;
– коэффициент запаса прочности.
Предел выносливости вычисляется по эмпирической формуле [1, табл.2.3, с.14]:
= 1,75 (2.10)
Подставим значение твердости и получим:
Для зубчатых колес согласно [1, c.15] принимаем = 1,7
Коэффициент долговечности учитывает влияние ресурса [2, c. 174]:
, 1≤ ≤ (2.11)
где – число циклов, соответствующее перелому кривой усталости;
= 4∙10 ;
– эквивалентный ресурс передачи;
= 4 и q=6 для улучшенных зубчатых колес.
Эквивалентный ресурс передачи определяется по формуле [2, c. 174]:
(2.12)
Рассчитаем эквивалентный ресурс передачи и для шестерни и зубчатых колес соответственно:
Рассчитаем коэффициент долговечности и по формуле (2.11) для шестерни и зубчатых колес соответственно:
Так как
значения
и
получились<1, то присвоим:
В соответствии с [1, c.15], исходя из назначенной точности передач, принимаем = 0,9. Поскольку зубья передач испытывают одностороннее приложение нагрузки, коэффициент = 1.
Рассчитаем допускаемые напряжения изгиба по формуле (2.9),причем для шестерни и зубчатых колес они соответственно равны, то есть:
2.3 Проектировочный расчет зубчатой передачи
Предварительное значение межосевого расстояния (мм) определяется по формуле [1, c.15]:
(2.13)
где К – коэффициент, зависящий от поверхности твердости зубьев; в
соответствии с [1, c.17] назначаем К = 10;
– вращающий момент на шестерне (наибольший из длительно
действующих), Н∙м.
Вычислим предварительное значение межосевого расстояния aw:
Окружная скорость v (м/с) в зацеплении [1, c.17]:
(2.14)
Рассчитаем окружную скорость v:
B соответствии с [1, c.17] назначаем степень точности: = 9(передачи низкой точности)
Уточняем значение межосевого расстояния по формуле [1, c. 17]:
(2.15) где = 450 для прямозубых колес:
– коэффициент ширины;
– коэффициент нагрузки;
– допустимое контактное напряжение.
Коэффициент
ширины
назначается из ряда стандартных чисел
в зависимости от положения колес относительно
опор: при симметричном расположении
= 0,315 – 0,5
B соответствии с [1, c.17] назначаем = 0,4
Коэффициент нагрузки KH в расчетах на контактную прочность [1, c.17]:
(2.16)
где – коэффициент, учитывающий внутреннюю динамику нагружения;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине контактных линий;
– коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки в связи с погрешностями изготовления.
Значение коэффициента выбираем в соответствии с [1, табл.2.6, с.18]: = 1,03
Коэффициент определяем по формуле:
= 1 + ( - 1) (2.17)
где – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения
нагрузки по длине контактных линий в начальный период работы;
– коэффициент, учитывающий приработку зубьев.
Значение коэффициента принимаем по [1, тадл.2.7, с.19] в зависимости от твердости зубьев, схемы передачи и значения коэффициента :
= 0,5 ( + 1) (2.18)