Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 16:34, курсовая работа
В ходе проектирования определены кинематические и силовые параметры привода и подобран электродвигатель; произведен расчет цепной передачи; выбраны материалы для основных деталей редуктора; выполнен расчет зубчатой передачи; произведено эскизное проектирование редуктора; осуществлен подбор подшипников качения и проверка их на заданный ресурс; выполнен проверочный расчет быстроходного вала редуктора на статическую прочность и сопротивление усталости; произведен расчет шпоночных соединений зубчатых колес и валов; разработана система смазки редуктора.
ВВЕДЕНИЕ..........................................................................................................5
1 КИНЕМАТИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ПРИВОДА.................................................6
1.1Выбор электродвигателя.............................................................................6
1.2Определение частот вращения и крутящих моментов на валах.............7
2 РАСЧЕТ ЗУБЧАТОЙ ПЕРЕДАЧИ.................................................................8
2.1 Выбор материала........................................................................................8
2.2 Определение допускаемых напряжении..................................................8
2.2.1 Определение допускаемых контактных напряжений....................8
2.2.2 Определение допускаемых напряжений изгиба...........................10
2.3 Проектировочный расчет зубчатой передачи........................................12
2.4Проверочный расчет зубчатой передачи.................................................16
3 РАСЧЕТ ЦЕПНОЙ ПЕРЕДАЧИ...................................................................19
4 ЭСКИЗНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ...............................................................23
4.1 Проектные расчеты валов........................................................................23
4.1.1 Проектный расчет быстроходного вала.........................................23
4.1.2 Проектный расчет тихоходного вала.............................................24
4.2 Выбор типа и схемы установки подшипников......................................25
4.3 Составление компоновочной схемы.......................................................26
5 ПОДБОР ПОДШИПНИКОВ КАЧЕНИЯ НА ЗАДАННЫЙ РЕСУРС......27
5.1 Подбор подшипников качения быстроходного вала............................27
6 РАСЧЕТ ВАЛА НА СТАТИТЧЕСКУЮ ПРОЧНОСТЬ И
СОПРОТИВЛЕНИЕ УСТАЛОСТИ.................................................................30
6.1 Построение эпюр изгибающих и крутящих моментов.........................30
6.2Расчет на статическую прочность............................................................32
6.3 Расчет на сопротивление усталости........................................................33
7 РАСЧЕТ СОЕДИНЕНИЙ ВАЛОВ СО СТУПИЦАМИ КОЛЕС................35
8 СМАЗКА РЕДУКТОРА.................................................................................37
По [1, тадл.2.7, с.19] находим = 1,11
Используя найденное значение окружной скорости v = 1,20м/с, по [1, табл.2.8, с.19] находим: = 0,26
Теперь, подставляя значения в формулу (2.17) получим:
Коэффициент определяем по формуле:
= 1 + (
– 1)
; (2.19)
где
– коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения
нагрузки в связи с погрешностями изготовления в начальный
период работы
Для коэффициента имеем [1, с.20]:
= 1 + 0,06( – 5) (2.20)
при условии 1≤ ≤1,25
Рассчитаем значение :
По формуле (2.19) найдем коэффициент :
Определим коэффициент нагрузки KH на контактную прочность по формуле (2.16)
KH = 1,03 ∙ 1,03 ∙ 1,06 = 1.13
Вычислим уточненное значение межосевого расстояния по формуле (2.15):
Так как редуктор не предназначен для массового производства, значение округляем по ряду Ra40 (см. табл.24.1) и получаем: =420мм
Определяем
предварительные размеры
-делительный диаметр:
(2.21)
Вычислим
предварительный делительный
-ширина
; (2.22)
Вычислим ширину колеса:
Округляем полученное значение по ряду Ra40 и получаем: =170мм
Определяем предельные значения модуля передачи:
-максимально допустимый модуль (мм):
(2.23)
Подставим значения и вычислим допустимый модуль :
-минимально допустимый модуль (мм):
(2.24)
где - 3,4∙10 для прямозубых колес;
- коэффициент нагрузки.
Коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба равен:
; (2.25)
где
- коэффициент, учитывающий внутреннюю
динамику нагружения;
- коэффициент, учитывающий неравномерность
распределения
нагрузки у основания зубьев по ширине зубчатого венца;
- коэффициент, учитывающий влияние погрешностей изготовления
на распределение нагрузки между зубьями.
Значение коэффициента принимаем по [1, табл.2.9, с.20] на основе следующих данных: = 9; v=1,20м/с; НВ ≤ 350; =1,11
Коэффициент подсчитывается по формуле:
=0,18 + 0,82 ; (2.26)
Найдем по данной формуле коэффициент :
Для коэффициента имеем:
= (2.27)
Следовательно, =1,24
По формуле (2.25) определим коэффициент нагрузки при расчете по напряжениям изгиба:
Теперь подставив все найденные значения в формулу (2.24) найдем минимально допустимый модуль :
Из полученного диапазона (1,70; 4,73)принимаем меньшее значение, согласуя его со стандартным: т=2мм.
Суммарное число зубьев (округляется в сторону до ближайшего целого числа):
(2.28)
Определим суммарное число зубьев:
Число зубьев шестерни:
(2.29)
Вычислим число зубьев шестерни:
Число зубьев колеса:
(2.30)
Получим:
Фактическое передаточное число:
(2.31)
Найдем фактическое передаточное число редуктора:
Фактическое передаточное число не должно отличаться от номинального более чем на 4%: для рассматриваемой передачи это отличие составляет 0.53% (т.к )
Определяем делительные диаметры:
-шестерни:
; (2.32)
Вычислим делительный диаметр шестерни:
-колеса:
; (2.33)
Подставив значения, получим делительный диаметр колеса:
Определяем диаметры окружностей вершин (мм):
; (2.34)
Определим диаметры окружностей вершин и для шестерни и колеса соответственно:
Определим диаметры окружностей впадин (мм):
; (2.35)
Вычислим соответственно для шестерни и колеса диаметры окружностей впадин и :
2.4Проверочный расчет зубчатой передачи.
Определим контактное напряжение (МПа) согласно[1, с.23];
, (2.36)
где =9600 для прямозубых колес
Должно выполняться следующее условие [1, с.23]:
Вычислим значение контактного напряжения по формуле (2.36):
Расчетное значение больше допустимого =466,36МПа на 1,39%.что соответствует условию.
Определим силы, действующие в зацеплении:
-окружная (Н):
; (2.37)
Проведем расчет окружной силы:
-радикальная (Н):
, (2.38)
где α – угол профиля исходного контура (α=20°).
Найдем значение радикальной силы :
Расчетное напряжение изгиба (МПа):
-в зубьях колеса:
; (2.39)
где - коэффициент, учитывающий угол наклона зубьев; =1 для
прямозубых колес;
- коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев; для прямозубых
колес:
- коэффициент, учитывающий концентрацию напряжения
По таблице [1, табл.2.10, с.24]находим для =380 =3,59
Подставим значения в формулу (2.39) и рассчитаем расчетное напряжение изгиба в зубьях колеса:
Это значение соответствует условию: 231,62МПа
-в зубьях шестерни:
; (2.40)
где - коэффициент, учитывающий форму зуба
По таблице [1, табл.2.10, с.24]находим для
Подставим значения в формулу (2.40) и рассчитаем расчетное напряжение изгиба в зубьях шестерни:
Это значение соответствует условию: 231,62МПа
Для предотвращения
остаточных деформаций или хрупкого
разрушения
поверхностного слоя контактное напряжение не должно превышать допускаемое напряжение :
, (2.41)
где - контактное напряжение при действии номинального момента ;
- коэффициент перезагрузки; =1,4
В соответствии с[1, с.24] допускаемое напряжение при улучшении равно:
; (2.42)
Вычислим допускаемое напряжение :
Вычислим контактное напряжение по формуле (2.41):
Как видно данное значение удовлетворяет условию: 1512МПа
Для предотвращения остаточных деформаций или хрупкого разрушения зубьев напряжение изгиба при действии пикового момента не должно превышать допускаемое напряжение :
; (2.43)
где - напряжение изгиба, вычисленное при расчетах на сопротивление
усталости.
Допускаемое напряжение определяется в зависимости от вида термической обработки и возможной частоты приложения пиковой нагрузки:
; (2.44)
где - максимально возможное значение коэффициента долговечности
( =4 для сталей с объемной термообработкой; =2,5 для
сталей с поверхностной термообработкой);
- коэффициент влияния частоты приложения пиковой нагрузки;
=1,3;
- коэффициент запаса прочности; =1,75
Мы выбрали =4, так как твердость зубьев в сердцевине и на поверхности в данном случае равны.
Найдем допускаемое напряжение по формуле (2.44):
Определим напряжение изгиба для зубьев шестерни и зубьев колеса в соответствии с формулой (2.43):