Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Концепции медиаобразования, возникшие в различных странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной

Содержание

Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая
революция в образовании
Исторические сведения о последовательности
изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10
1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств
и их характеристика…………………………………….......11-18
Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств
на уроках технологии
Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
План-конспект современного урока с использованием
аудиовизуальных средств обучения………………………26-34
Эффективное использование аудиовизуальных
средств на уроках технологии (на примере
слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38
Заключение…………………………………………………..........39
Список литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Использов. аудиовизуальных средств при подг. учит. Т и Пр. 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)
 

Ход занятия

    1. Сообщение учителя. Здравствуйте! Сегодня вы познакоми-

    тесь с ручной росписью тканей, узнаете об истории этого вида де-

    коративно-прикладного искусства, инструментах и красках, исполь-

    зуемых для  росписи по ткани. И самое главное – научитесь техно-логии узелковой окраски тканей. Перед каждой из вас стоит задача: сделать красивое изделие, выполненное в этой необычной технике, и продемонстрировать его друг другу.

             Предлагаю вам организовать работу в трех творческих группах. Вы будете исполнять роли модельеров, оформителей и художников. Каждая группа выбирает руководителя и получает рабочую папку с соответствующим заданием, инструкцией и т.д.

             В конце задания каждая группа представит на обсуждение свой мини-проект и защитит его.

             Откройте рабочие папки и ознакомитесь с их содержанием.  
 
 
 
 

План  работы группы

  1. Ознакомиться с содержанием рабочей папки.
  2. Рассмотреть образец узелковой росписи.

    3.Обсудить и найти решение предложений задачи. Определить цветовую

       гамму.

  1. Распределить работу между участниками группы. После того,

         как вы познакомитесь с заданием, предлагаю посмотреть видео-

         фильм, посвящённый росписи ткани. Демонстрация видеофильма 

         2.Теоретические сведения. Роспись шёлковых тканей кисточ-кой с использованием воска впервые появились в Китае, откуда ис-кусство украшения тканей красящими веществами распространи-лось в Индию, Японию, Индонезию. Способ получения рисунка из ткани путём нанесения на неё резервирующего состава из воска пе-ред опусканием в краску получил название «батик». В древности ткань окрашивали с помощью природных красителей.

         Сейчас  для росписи используют анилиновые красители или специальные краски для батика фабрики «Гамма» или  фирмы «Явана». Они соответствуют экологическим требованиям и просты в обращении. Ткани лучше использовать хлопчатобумажные: бязь, ситец, сатин, тонкое простынное полотно. Они должны быть белые или светлые, однотонные. Но лучше всего взять для работы тонкий шёлк. На нём краски выглядят более насыщенными и растекаются быстрее. Главное свойство тканей при отборе для ручной росписи – способность хорошо впитывать влагу. Пользоваться нужно мягки-ми кисточками разных размеров. 

         Технику росписи можно подразделить на следующие виды за-висимости от способа нанесения рисунка. При холодном батике рисунок обводят по контуру резервирующим составом, который не позволяет краскам смешиваться. В технике горячего батика узор создаётся с помощью расплавленного воска. Окрасив ткань, высу-шив её и сняв воск, можно получить белый или разноцветный рису-нок на цветном фоне.

         Легче и быстрее всего можно создать необычный узор спосо-бом узелкового крашения. Рисунок образуется в результате завязы-вания, скручивания, обматывания, складывания и подгибания, за-шивания ткани перед окрашиванием.

         Все эти способы создают на ткани  затейливый рисунок. Глав-ный секрет здесь – это завязанный узел. В местах, где ткань перевя-зана или сжата, она не окрашивается совсем или остаётся более светлой.

         Приступая к работе, организуйте своё рабочее место так, что-бы вам ничего не мешало. Кисть держите в правой руке, салфетку - в левой. Перед вами лежит целлофан, за ним – краски и ёмкости с водой.

         Выбирая цвета для узелковой росписи, не увлекайтесь их  ко-личеством. При наложении красок друг на друга получаются новые цвета, поэтому важно подбирать их так, чтобы при смешивании не образовались некрасивые цветовые пятна. Лучше использовать родственные цвета цветового круга, одной его четверти или поло-вине. 

           Соблюдайте технику безопасности. Помните: от капли крас-ки, попавшей на одежду, остаётся пятно. Будьте осторожны с  

    электроприборами: фен и утюг включайте и выключайте сухими руками.

             А теперь внимательно наблюдайте за моими действиями по росписи ткани. Показ и объяснение учителем узелковой росписи по шёлку.

             Если всё всем понятно, приступайте к выполнению росписи ткани. Почувствуйте себя мастерицами, чьё искусство воспел ещё в ХII в. азербайджанский поэт и мыслитель Низами: «Звуков шёлко-вых, жду – тех, внимая которым, распишу нежный шёлк я тончай-шим узором…».

  1. Индивидуальная работа учащихся. Выполнение практического задания по росписи ткани в технике узелкового крашения по инструкционной карте.
  2. Вопросы для закрепления знаний. (1, 2, 3, 4 вопроса)

          Учитель: вы на практике получили представление о материа-лах, инструментах и технологии узелковой ткани. Теперь можно приступить к работе в творческих группах.

  1. Самостоятельная коллективная работа учащихся в группах.

    Защита мини-проектов. Выступления  представителей творческих групп. Ответы на вопросы. Сравнение самооценки своей работы с оценкой, полученной от учителя и участников других групп.

  1. Анализ учителем ошибок и недочётов. Определение личного

    вклада каждого  участника в выполнении заданий.

  1. Подведение итогов. На сегодняшнем занятии вы ухнали много

         нового, научившись узелковой росписи ткани. Ответьте, как могут пригодиться в жизни полученные на уроке знания и умения? Сог-ласны ли вы с тем, что умение расписывать ткань вручную может  

         украсить интерьер дома, сделать одежду оригинальной, подчерки-вающей вашу индивидуальность? Овладение искусством узелковой росписи ткани, возможно, станет первым шагом к вашей будущей профессии, связанной с моделированием изделий текстильной про-мышленности.

  1. Демонстрация лучших изделий.

        Выставление оценок (5, стр. 27). 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1. Эффективное использование аудиовизуальных средств на уроках технологии (на примере слайд-фильма на уроке кулинарии)

     

             Эффективность использования технических средств обучения определяется тремя взаимосвязанными аспектами её обеспечения техническим, методическим и организационным.

             Техническое обеспечение включает в себя адаптацию, совер-шенствование и разработку технических средств обучения, исполь-зуемых для передачи информации учащимся, обратной связи от учащихся к преподавателю, контроля знаний, обработки и докумен-тирования информации. Но даже сверхсовременные технические средства обучения не обеспечат необходимого эффекта, если они будут использоваться неумело, без необходимой методической под-готовки и разработки дидактических материалов с нарушением эр-гономических и психолого-педагогических требований, с необосно-ванным расширением областей их применения, т.е. методически неграмотно.

             Большое значение имеет организованное обеспечение техни-ческих средств обучения в образовательных учреждениях – их обс-луживание и поддержание в рабочем состоянии, модернизация и своевременная замена оборудования [1, стр.14].

             Скаткиным М.Н. была предложена классификация методов ис-пользования технических средств обучения. Одним из важных ме-тодов является – исследовательский. При использовании этого ме-тода преподаватель может применять различные средства обучения.

     

            Для учителя технологии очень важны поиски эффективной ме-тодики применения аудиовизуальных средств обучения. Рассмот-рим это на примере слайд-фильма на уроке кулинарии.

             Известно, что такие средства обучения, как видеофильмы, слайды и т.п., во многом облегчают учащимся понимание и запоми-нание учебного материала, побуждают у них интерес к изучаемым явлениям. Восприятие информации – важный этап усвоения мате-риала, от него зависит правильное формирование понятий, осозна-ния их пути. В этой связи возрастает значение компьютера, графи-ческие возможности которого позволяют обеспечить наглядно-образную, графическую информации в сочетании со знако-символь-ной. Применение средств информационных технологий с использо-ванием мультипликации, динамических изображений, варьирование цвета и яркости звука делают организацию познавательной деятельности  учащихся более эффектной.

             В последнее время всё больше внимания уделяется разработке новых средств обучения на основе компьютерных технологий. Принято выделять насколько видов компьютерной поддержки учебного процесса:

    1. обучающие программы, включающие гипертекст, вопросы для

       самопроверки, базы данных, в том числе и для дистанционного

       обучения;

    2. моделирующие  программы; 

    3. компьютерное  тестирование;

    4. обучающие  среды, включающие перечисленные  выше виды 

        компьютерной поддержки.  
     

             В качестве эксперимента по программно-методическому обес-печению технологического образования проанализируем програм-му факультативного курса «Витаминизированный стол» и компью-терный слайд-фильм по теме «Овощи и блюда из них «6 класс».

             В результате изучения факультативного курса учащиеся смогут углубить знания о классификации овощей, овощных блюдах, пер-вичной и тепловой обработке овощей, узнают о видах и питатель-ной ценности клубнеплодов, корнеплодов, листовых, капустных, луковичных, тыквенных, бобовых, томатных овощей, пряностях, белых кореньях и стеблевых овощах. Они научатся технологии при-готовления гарниров, закусок, супов, вторичных блюд и десерты из овощей.

             На каждом занятии должно быть предусмотрено время для по-каза и обсуждение фрагментов слайд-фильма, содержание которого соответствует программе факультативного курса.

             Фильм состоит из слайдов различного типа, содержащих ин-формацию – текстовую, графическую или графическую с поясни-тельным текстом. Структурно каждый раздел включает определен-ное количество слайдов:

    • Вид и название овоща с иллюстрациями;
    • Пищевая ценность;
    • Краткие познавательные сведения;
    • Способ или приемы оформления блюда с иллюстрацией;
    • Способ приготовления, сохраняющий пищевую ценность продуктов;
    • Необходимые инструменты и приспособления с иллюстрациями;
 
    • Правила безопасности труда и санитарии;
    • Рецептура блюда;
    • Схема технологии приготовления блюда;
    • Новые термины.

       При отборе материалов для слайд-фильмов могут быть исполь-

    зованы учебники и учебно-методические издания по образователь-

    ной области «Технология».

                Опыт показывает, что компьютерный слайд-фильм по срав-нению с другими средствами обучения обладает следующими преимуществами:

  • Содержит емкий материал в компактной форме, что позволяет учащемуся быстро воспринимать и усвоить полученную инфор-мацию;
  • Представляет собой открытую систему, что дает возможность расширять, дополнять и обновлять содержащуюся в нем инфор-мацию, как текстовую, так и графическую;
  • Удобен в использовании и хранении и не занимает много места в помещении класса;
  • Позволяет при наличии проекционного экрана и частичном за-темнении демонстрировать материал одновременно всем уча-щимся, что не оказывает такого вредного воздействия, как работа непосредственно перед экраном монитора;
  • Позволяет сделать занятие более динамичным, а сэкономленное время использовать для практической работы;
  • Дает возможность ученикам, пропустившим занятие, самостоя-тельно в удобном для них темпе ознакомиться с учебным мате-риалом при помощи компьютера [3, стр 62].

Информация о работе Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства