Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:06, курсовая работа
Концепции медиаобразования, возникшие в различных странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной
Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая
революция в образовании
Исторические сведения о последовательности
изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10
1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств
и их характеристика…………………………………….......11-18
Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств
на уроках технологии
Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
План-конспект современного урока с использованием
аудиовизуальных средств обучения………………………26-34
Эффективное использование аудиовизуальных
средств на уроках технологии (на примере
слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38
Заключение…………………………………………………..........39
Список литературы………………………………………………40
вать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследо-вательской деятельности.
Учащиеся могут применять технические средства обучения на таких этапах своей исследовательской деятельности: при постанов-ке проблемы, связанной с выявлением неизученных явлений; при осуществлении плана исследования; при проверке найденного ре-шения.
Для учителя очень важны поиски эффективной методики при-менения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть на-сыщен самыми современными техническими средствами, но желае-мая результативность – возрастание качества знаний, умений и на-выков – достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.
Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:
-
недостаточная методическая
- неправильное
определение дидактической
визуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных
возможностей аудиовизуальных средств их дидактической
значимости;
- бесплановость, случайность их перегружения;
-
перегруженность урока
На таком уровне подготовки, по сути, отсутствует
учебно-вос-питательная работа учителя,
нарушаются элементарные дидакти-ческие
требования, преобладает пассивное восприятие
учебной ин-формации учащимися, нерационально
тратится учебное время.
Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения – усиливают восприятие учащимися учебной ин-формации, что в значительной степени определяет качество пони-мания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения зна-ний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор или маг-нитофон, главное, чтобы активно работал ученик. Слово учителя – необходимое условие и средство повышения действительности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятель-ностью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскры-вает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудио-визуальных средств, активизирует мыслительную деятельность уча-щихся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока, подводит учащихся на основе сформиро-ванных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей – формирование понятий.
Управление познавательной деятельностью
учащихся при ис-пользовании аудиовизуальных
пособий возможно благодаря приме-нению
разнообразных управляющих воздействий.
Такое воздейст-вие обусловлено уже самой
организацией преподнесения изучаемо-го
материала: определенная последовательность,
логика его подачи в материалах для технических
средств влияют на восприятие, ос-мысливание
и запоминание.
Управляющее воздействие на процесс познания может проис-ходить с помощью слова, позволяющего создать проблемную си-туацию и включить, таким образом обучаемого в активный позна-вательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или де-таль изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, то есть создать опору на представления, которые необходимы в какой-то определенный момент познания и т.д.
В качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных посо-биях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в опреде-ленные моменты нужные стороны изучаемого объекта.
Выполнение контроля знаний при использовании аудиови-зуальных пособий возможно двумя способами:
В соответствии с дидактическими особенностями технических средств, их целесообразно применять при изучении сложных тем или вопросов курса: для восприятия микро-или макрообъектов, чрезмерно быстро или медленно протекающих процессов, уникаль-ных явлений и т.п.; для осмысления тем, содержащих много новых понятий, сложных для анализа и синтеза и т.п.
Прежде чем отобрать для урока тот или
иной вид наглядности, необходимо продумать
место его применения в зависимости от
ди-дактических возможностей, заложенных
в этом пособии. При этом следует иметь
в виду в первую очередь цели и задачи
конкретного
урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выра-жают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явле-ния и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, ле-жащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.
От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядно-сти и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководст-ва восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опо-рой для осознания недоступных наблюдению связей между факта-ми и явлениями, а слово учителя должно побуждать к наблюдению и направлять учеников на осмысление, интерпретацию увиденного.
В соответствии с многообразием учебно-воспитательных
целей и содержанием процесса обучения
реализуются различные дидак-тические
возможности современных средств обучения.
Это источ-ник новых знаний и представлений
в качестве зрительной, слуховой и зрительно-
слуховой опоры для усвоения учебного
материала: по-собие для самостоятельной
работы; средство иллюстрации; инст-руктирования;
повторения, обобщения и систематизации
знаний. При определении возможных методических
приемов в работе с аудиовизуальными средствами
важно установить как их дидакти-ческую
функцию (Н: на уроке сообщения новых знаний
исполь-зуются ТСО источники новых знаний:
фильм, транспаранты для кодоскопа), так
и их место на уроке (в начале урока, перед
объясне-нием учебного материала, как
обобщение после объяснения). Не только
пособия в целом, но и отдельные их части,
фрагменты, кад-ры могут иметь неоднозначные
дидактические функции. Соответст-
венно изменяется место пособий на уроке, а также методика их при-менения – формы сочетания со словом учителя.
Значительная часть аудиовизуальных пособий содержит доку-ментально достоверную информацию и может быть использована в качестве источника новых знаний и представлений об объектах, со-бытиях или явлениях, которые учащиеся не могут непосредственно наблюдать. Использованные в начале урока, перед изучением темы или раздела, пособия дают материалы для создания проблемных си-туаций, выполнения самостоятельной работы, решения познава-тельной задачи; помогают вызвать необходимый эмоциональный настрой на уроке, возбудить интерес учащихся к познанию нового, готовность к усвоению учебного материала. Это облегчает работу учителя, освобождает его от необходимости давать длительные и не всегда достаточно конкретные описания.
Использование аудиовизуальных пособий в качестве источни-ков знаний приучает учащихся привлекать дополнительные источ-ники к учебному материалу (научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, телевизионные и радиопередачи) для самообразования и расширения кругозора.
В процессе обучения аудиовизуальные
пособия могут быть ис-пользованы в качестве
иллюстрации, как средство дополнительной
информации в целях углубления и конкретизации
знаний и обога-щения представлений учащихся,
полученных на основе других ис-точников.
Основными источниками знаний в таких
случаях являют-ся объяснение учителя,
демонстрируемые на уроке опыты, учебник,
практические и лабораторные работы, а
аудиовизуальных пособия – вспомогательными,
дополнительными.
Качество обучения определяется тем, насколько
учащиеся под-готовлены к выполнению практической
работы, умеют применять теоретические
знания на практике. Учебные кинофильмы
и фоноза-писи в этом случае могут служить
средством инструктирования. Они знакомят
с приемами выполнения работы, показывают
после-довательность операций либо содержат
указания к учебным зада-ниям, помогают
формировать у учащихся практические
умения и навыки [4, стр. 112].
аудиовизуальных средств
Своим педагогическим опытом делится учитель технологии средней школы № 54, Москва С.И. Котелец. Она считает, что пред-мет «Технология» - особый кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогают сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. А также предмет «Технология» развивает самостоятельность учащихся, их эстети-ческую культуру. Она всегда придерживается педагогического принципа: «Если не творчески, то зачем». И ученикам часто напо-минает слова М.Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышаетсся до творчества». У любого учителя должно быть стремление научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прек-расное. Творческие люди быстро адаптируются в обществе, на ра-боте, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело. Академик Лихачёв Д.С. считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.
Умение многое делать своими руками –
залог уверенности в себе. «То, что сегодня
умеет ребёнок делать в сотрудничестве
и под руководством, - утверждал психолог
А.С. Выготский, - завтра он способен выполнить
самостоятельно». Этому во многом способст-вует
выполнение творческих проектов.
С.И. Котеленец считает, что на занятиях по технологии лучше всего применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня её сложности вариан-та технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользо-ваться при необходимости помощью членов группы.
Для обучения можно подобрать такие объекты труда, выполняя которые ученики видят результат своей деятельности уже через один-два урока. Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет общий кругозор учащихся.
Сделать учебный процесс более динамичным помогает совре-
менное оборудование.
Ежегодно можно проводить школьные олимпиады, выставки рукоделия, выступления ученического театра мод с тематическими
показами, что и делает С.И. Котеленец. Ниже она приводит пример
организации
одного из уроков технологии.
Урок
«Технология узелковой
росписи» (9 класс)
Раздел: «Художественная обработка ткани»
Тема: «Технология узелковой росписи»
Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и приме-
нение; формирование умений.
Вид урока по форме проведения: нетрадиционный с элементами
Цели урока:
развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.
образовательный аспект: ознакомить с искусством художествен-ной росписи ткани, обучить приёмам узелковой росписи с по-мощью специальных красок для росписи по щёлку фирмы «Явана»; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.
Воспитательный аспект: продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетичные изделия.
Интеграция:
география, история, химия, изобразительное
искус-ство.
Структура урока
Этапы работы |
Содержание |
Материально-техническая база |
Организационно- |
Приветствие: проверка явки уча-щихся на занятие, их готовность к уроку. Активизация учащихся. формулировка темы, целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи. Организация групп, выдача рабочих папок с материалами. Просмотр учащи-мися рабочих папок. |
Рабочие папки с материалами |
Формирование новых знаний |
Демонстрация учебного видео-фильма «Художественная рос-пись ткани». Теоретические све-дения: история возникновения ручной росписи ткани, ее виды; организация рабочего места, тех-ника безопасности. Показ и объяснение учителем приемов узелковой росписи по шелку. |
Видеофильм «Художественная рос-пись ткани», цветовой круг, шелко-вая ткань, специальные краски для росписи по шелку фирмы «Явана», емкости с водой, целлофан, кисти, салфетки для просушивания кис-тей; фен, утюг, мультимедийный проектор, экран. |
Применение знаний, формирование умений |
Индивидуальная работа учащих-ся: выполнение практического за-дания с помощью инструкцион-ной карты. Самоконтроль. Самос-тоятельная работа учащихся в группах. |
Инструкционные карты, рабочие папки с материалами для разработ-ки оформительских решений, об-разцы изделий из шелка, крой шел-ковой ткани, краски для росписи по шелку фирмы «Явана», емкости с водой, целлофан, кисти, салфетки для просушивания кистей, фены, утюги, аксессуары, рамки, мане-кены. |
Контроль и рефлексия |
Защита мини-проектов творчес-кими группами. Анализ учителем ошибок и недочетов. Самооценка учащимися. |
Изделия, выполненные учащимися, манекены. |
Подведение итогов |
Определение уровня формирова-ния знаний и умений. Демонстра-ция лучших изделий. Выставле-ние оценок. Информация о до-машнем задании. |