Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Концепции медиаобразования, возникшие в различных странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной

Содержание

Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая
революция в образовании
Исторические сведения о последовательности
изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10
1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств
и их характеристика…………………………………….......11-18
Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств
на уроках технологии
Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
План-конспект современного урока с использованием
аудиовизуальных средств обучения………………………26-34
Эффективное использование аудиовизуальных
средств на уроках технологии (на примере
слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38
Заключение…………………………………………………..........39
Список литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Использов. аудиовизуальных средств при подг. учит. Т и Пр. 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

        вать дифференцированный подход при решении этих проблем, контролировать и направлять ход работы, проверять итоги исследо-вательской деятельности.

                Учащиеся могут применять технические средства обучения на таких этапах своей исследовательской деятельности: при постанов-ке проблемы, связанной с выявлением неизученных явлений; при осуществлении плана исследования; при проверке найденного ре-шения.

             Для учителя очень важны поиски эффективной методики при-менения аудиовизуальных средств обучения. Урок может быть на-сыщен самыми современными техническими средствами, но желае-мая результативность – возрастание качества знаний, умений и на-выков – достигнута не будет. Более того, она может быть ниже, чем в параллельных классах, где такие средства не использовались.

             Типичные педагогические ошибки, снижающие эффективность применения технических средств:

      - недостаточная методическая подготовленность  учителя; 

       - неправильное  определение дидактической роли  и места   аудио-

           визуальных пособий на уроках, несоответствие выразительных

           возможностей аудиовизуальных средств их дидактической  

           значимости;

      - бесплановость, случайность их  перегружения;

      - перегруженность урока демонстрацией. 

                На таком уровне подготовки, по сути, отсутствует учебно-вос-питательная работа учителя, нарушаются элементарные дидакти-ческие требования, преобладает пассивное восприятие учебной ин-формации учащимися, нерационально тратится учебное время.  

             Аудиовизуальные средства обеспечивают лишь одну сторону процесса обучения – усиливают восприятие учащимися учебной ин-формации, что в значительной степени определяет качество пони-мания и усвоения учебного материала. Для глубокого усвоения зна-ний необходимо формирование понятий и художественных образов в процессе активной мыслительной деятельности. Этого можно достичь лишь при сочетании аудиовизуальных средств со словом учителя. На уроке с применением аудиовизуальных средств важно, чтобы работал не только экран телевизора, кинопроектор или маг-нитофон, главное, чтобы активно работал ученик. Слово учителя – необходимое условие и средство повышения действительности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятель-ностью. Учитель выделяет основные объекты и явления, раскры-вает их сущность, сосредоточивает внимание на содержании аудио-визуальных средств, активизирует мыслительную деятельность уча-щихся, устанавливает связи между содержанием аудиовизуальных пособий и темой урока, подводит учащихся на основе сформиро-ванных представлений к выявлению сложных внутренних связей и закономерностей – формирование понятий.

             Управление познавательной деятельностью учащихся при ис-пользовании аудиовизуальных пособий возможно благодаря приме-нению разнообразных управляющих воздействий. Такое воздейст-вие обусловлено уже самой организацией преподнесения изучаемо-го материала: определенная последовательность, логика его подачи в материалах для технических средств влияют на восприятие, ос-мысливание и запоминание.  

             Управляющее воздействие на процесс познания может проис-ходить с помощью слова, позволяющего создать проблемную си-туацию и включить, таким образом обучаемого в активный позна-вательный поиск, обратить внимание на какую-то сторону или де-таль изучаемого объекта, вызвать воспроизведение запечатленных ранее образов, то есть создать опору на представления, которые необходимы в какой-то определенный момент познания и т.д.

                В качестве управляющих воздействий в аудиовизуальных посо-биях используются разнообразные указатели (знаки, символы) и приемы, позволяющие выделить, подчеркнуть, сравнить в опреде-ленные моменты нужные стороны изучаемого объекта.

                Выполнение контроля знаний при использовании аудиови-зуальных пособий возможно двумя способами:

  • наличие элементов организации контроля знаний в информатив-ном пособии;
  • создание специальных пособий и технических средств для конт-роля знаний.

         В соответствии с дидактическими особенностями технических средств, их целесообразно применять при изучении сложных тем или вопросов курса: для восприятия микро-или макрообъектов, чрезмерно быстро или медленно протекающих процессов, уникаль-ных явлений и т.п.; для осмысления тем, содержащих много новых понятий, сложных для анализа и синтеза и т.п.

             Прежде чем отобрать для урока тот или иной вид наглядности, необходимо продумать место его применения в зависимости от ди-дактических возможностей, заложенных в этом пособии. При этом следует иметь в виду в первую очередь цели и задачи конкретного 

    урока и отбирать такие наглядные пособия, которые четко выра-жают наиболее существенные стороны изучаемого на уроке явле-ния и позволяют ученикам вычленять и группировать признаки, ле-жащие в основе формируемого на данном уроке представления или понятия.

             От учебных задач зависит и выбор формы сочетания наглядно-сти и слова учителя. В одних случаях источником знания выступает наглядное пособие, а слово учителя выполняет функцию руководст-ва восприятием учеников. Наглядные пособия могут служить опо-рой для осознания недоступных наблюдению связей между факта-ми и явлениями, а слово учителя должно побуждать к наблюдению и направлять учеников на осмысление, интерпретацию увиденного.

             В соответствии с многообразием учебно-воспитательных целей и содержанием процесса обучения реализуются  различные дидак-тические возможности современных средств обучения. Это источ-ник новых знаний и представлений в качестве зрительной, слуховой и зрительно- слуховой опоры для усвоения учебного материала: по-собие для самостоятельной работы; средство иллюстрации; инст-руктирования; повторения, обобщения и систематизации знаний. При определении возможных методических приемов в работе с аудиовизуальными средствами важно установить как их дидакти-ческую функцию (Н: на уроке сообщения новых знаний исполь-зуются ТСО источники новых знаний: фильм, транспаранты для кодоскопа), так и их место на уроке (в начале урока, перед объясне-нием учебного материала, как обобщение после объяснения). Не только пособия в целом, но и отдельные их части, фрагменты, кад-ры могут иметь неоднозначные дидактические функции. Соответст- 

    венно изменяется место пособий на уроке, а также  методика их при-менения – формы сочетания со словом учителя.

             Значительная часть аудиовизуальных пособий содержит доку-ментально достоверную информацию и может быть использована в качестве источника новых знаний и представлений об объектах, со-бытиях или явлениях, которые учащиеся не могут непосредственно наблюдать. Использованные в начале урока, перед изучением темы или раздела, пособия дают материалы для создания проблемных си-туаций, выполнения самостоятельной работы, решения познава-тельной задачи; помогают вызвать необходимый эмоциональный настрой на уроке, возбудить интерес учащихся к познанию нового, готовность к усвоению учебного материала. Это облегчает работу учителя, освобождает его от необходимости давать длительные и не всегда достаточно конкретные описания.

             Использование аудиовизуальных пособий в качестве источни-ков знаний приучает учащихся привлекать дополнительные источ-ники к учебному материалу (научно-популярные и хроникально-документальные фильмы, телевизионные и радиопередачи) для самообразования и расширения кругозора.

             В процессе обучения аудиовизуальные пособия могут быть ис-пользованы в качестве иллюстрации, как средство дополнительной информации в целях углубления и конкретизации знаний и обога-щения представлений учащихся, полученных на основе других ис-точников. Основными источниками знаний в таких случаях являют-ся объяснение учителя, демонстрируемые на уроке опыты, учебник, практические и лабораторные работы, а аудиовизуальных пособия – вспомогательными, дополнительными.  

             Качество обучения определяется тем, насколько учащиеся под-готовлены к выполнению практической работы, умеют применять теоретические знания на практике. Учебные кинофильмы и фоноза-писи в этом случае могут служить средством инструктирования. Они знакомят с приемами выполнения работы, показывают после-довательность операций либо содержат указания к учебным зада-ниям, помогают формировать у учащихся практические умения и навыки [4, стр. 112]. 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

    1.  План-конспект современного урока с использованием  

             аудиовизуальных  средств 

     

          Своим педагогическим опытом делится учитель технологии средней школы № 54, Москва С.И. Котелец. Она считает, что пред-мет «Технология» - особый кругозор, знакомит с новой техникой, современными технологиями обработки материалов, помогают сориентироваться в мире профессий, но и дает им возможность еще в школе приобщиться к созидательному труду. А также предмет «Технология» развивает самостоятельность учащихся, их эстети-ческую культуру. Она всегда придерживается педагогического принципа: «Если не творчески, то зачем». И ученикам часто напо-минает слова М.Горького: «Нужно любить то, что делаешь, и тогда труд возвышаетсся до творчества». У любого учителя должно быть стремление научить школьников думать, анализировать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прек-расное. Творческие люди быстро адаптируются в обществе, на ра-боте, лучше осваивают профессию и выполняют своё дело. Академик Лихачёв Д.С. считал, что учитель воспитывает своей личностью, своими знаниями, своим отношением к миру.

                Умение многое делать своими руками – залог уверенности в себе. «То, что сегодня умеет ребёнок делать в сотрудничестве и под руководством, - утверждал психолог А.С. Выготский, - завтра он способен выполнить самостоятельно». Этому во многом способст-вует выполнение творческих проектов. 
     
     

             С.И. Котеленец считает, что на занятиях по технологии лучше всего применять групповую форму работы. Объединение учащихся в небольшие группы позволяет включить в работу каждого ученика, предоставив им, возможность выбора уровня её сложности вариан-та технологического решения, учит трудиться в коллективе, пользо-ваться при необходимости помощью членов группы.

         Для обучения можно подобрать такие объекты труда, выполняя которые ученики видят результат своей деятельности уже через один-два урока. Это позволяет ознакомить с большим количеством технологий, расширяет общий кругозор учащихся. 

       Сделать учебный процесс более динамичным помогает совре-

    менное оборудование.

          Ежегодно можно проводить школьные олимпиады, выставки   рукоделия, выступления ученического театра мод с тематическими

    показами, что и делает С.И. Котеленец. Ниже она приводит пример

    организации одного из уроков технологии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Урок  «Технология узелковой  росписи»  (9 класс) 

    Раздел: «Художественная обработка ткани»

    Тема: «Технология узелковой росписи»

    Тип урока: приобретение новых знаний, их закрепление и приме-

                         нение; формирование умений.

    Вид урока по форме  проведения: нетрадиционный с элементами

                                                                ролевой игры.

    Цели  урока:

    развивающий аспект: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.

    образовательный аспект: ознакомить с искусством художествен-ной росписи ткани, обучить приёмам узелковой росписи с по-мощью специальных красок для росписи по щёлку фирмы «Явана»; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.

    Воспитательный  аспект: продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетичные изделия.

    Интеграция: география, история, химия, изобразительное искус-ство. 
     
     
     
     
     
     

Структура урока

 
Этапы работы
 
Содержание
 
Материально-техническая  база
 
Организационно-подготовительный
 
Приветствие: проверка явки уча-щихся на занятие, их готовность к уроку. Активизация учащихся. формулировка темы, целей урока. Постановка перед учащимися учебной задачи. Организация групп, выдача рабочих папок с материалами. Просмотр учащи-мися рабочих папок.
 
Рабочие папки с материалами
 
Формирование  новых знаний
 
Демонстрация  учебного видео-фильма «Художественная рос-пись ткани». Теоретические све-дения: история возникновения ручной росписи ткани, ее виды; организация рабочего места, тех-ника безопасности. Показ и объяснение учителем приемов узелковой росписи по шелку.
 
Видеофильм  «Художественная рос-пись ткани», цветовой круг, шелко-вая ткань, специальные краски для росписи по шелку фирмы «Явана», емкости с водой, целлофан, кисти, салфетки для просушивания кис-тей; фен, утюг, мультимедийный проектор, экран.
 
Применение  знаний, формирование умений
 
Индивидуальная  работа учащих-ся: выполнение практического за-дания с помощью инструкцион-ной карты. Самоконтроль. Самос-тоятельная работа учащихся в группах.
 
Инструкционные  карты, рабочие папки с материалами  для разработ-ки оформительских решений, об-разцы изделий из шелка, крой шел-ковой ткани, краски для росписи по шелку фирмы «Явана», емкости с водой, целлофан, кисти, салфетки для просушивания кистей, фены, утюги, аксессуары, рамки, мане-кены.
 
Контроль  и рефлексия
 
Защита  мини-проектов творчес-кими группами. Анализ учителем ошибок и недочетов. Самооценка учащимися.
 
Изделия, выполненные учащимися, манекены.
 
Подведение  итогов
 
Определение уровня формирова-ния знаний и умений. Демонстра-ция лучших изделий. Выставле-ние оценок. Информация о до-машнем задании.
 

Информация о работе Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства