Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 19:06, курсовая работа

Описание работы

Концепции медиаобразования, возникшие в различных странах, существенно различались. В США эта концепция получила название «визуальная грамотность», в соответствии с которой школа должна обучать детей невербальным способом коммуникации, в первую оче-редь – визуальным формам. Возник повышенный интерес к фотогра-фии, рекламе, видео, кино, телевидению. Основные цели реализации данной концепции заключались в формировании критического мыш-ления, играющего роль «информационной

Содержание

Глава 1. Аудиовизуальное обучение, как технологическая
революция в образовании
Исторические сведения о последовательности
изобретения аудиовизуальных средств………………….. 5-10
1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств
и их характеристика…………………………………….......11-18
Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств
на уроках технологии
Классификация методов аудиовизуальных средств, применяемых на уроках технологии……………………...19-25
План-конспект современного урока с использованием
аудиовизуальных средств обучения………………………26-34
Эффективное использование аудиовизуальных
средств на уроках технологии (на примере
слайд-фильма на уроке кулинарии)………………………35-38
Заключение…………………………………………………..........39
Список литературы………………………………………………40

Работа содержит 1 файл

Использов. аудиовизуальных средств при подг. учит. Т и Пр. 1.doc

— 238.00 Кб (Скачать)

             Необычные возможности лазерной технологии способствовали прогрессу в области создания новейших средств обучения, таких как интерактивное видео, технология телекоммуникаций, техноло-гия на компактных дисках, технология гипертекста и другое.

         В начале 80-х гг. традиционные способы записи и воспроизве-дения звука получили возможность для дальнейшего развития в виде цифровой записи звука, которая реализуется на оптических (лазерных) дисках или на уплотненных (магнитных) дисках

  [1, стр. 42]. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2. Характер предъявления аудиовизуальных средств

            и их характеристика.

     

          По характеру предъявления информации технические средства можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые.

             Экранные средства обучения. К ним относятся учебные диа-фильмы, серии диапозитивов (слайдов), транспаранты для графо-проектора, неозвученные кинофильмы разных типов, материалы для эпипроекции.

         Диапозитивы (слайды) (от греч. dia – через и лат. positivus – положительный) – фотографическое позитивное изображение на прозрачной основе, рассматриваемое на просвет или проецируемое на экран, предназначенное для учебных и воспитательных целей. Могут быть черно-белые и цветные, озвученные и неозвученные.

         Диапозитивы предоставляют учителю больше возможностей для самостоятельного выбора методики работы с экранным мате-риалом.

         Диафильмы и слайды позволяют вызвать и закрепить интерес к учебной теме, иллюстрировать объяснение учебного материала, сформулировать условия учебной, познавательной задачи, обоб-щать и систематизировать учебный материал.

         С помощью диафильмов и диапозитивов ученики знакомятся с репродукциями картин художников, рисунками, фотографиями, графиками, диаграммами, чертежами, картами, таблицами, содержание которых не требует длительного, постоянного изучения

  [2, стр.140]. 

             Работа в классе в диапозитивами во многом подобна работе с учебной настенной картиной. Но в отличии от последней диапози-тив имеет свои преимущества: спроецированный на экран, он обра-зует большую световую картину, позволяющую ученикам, сидящим в конце класса, детально рассмотреть изображение. Диапозитив можно задержать на экране столько времени, сколько необходимо учителю.

              Учитель, выбирающий диафильм, обращает внимание на взаи-мосвязь текста и изображения, учитывает, насколько они помогают друг другу раскрывать содержание. Плохо, когда в тексте говорится о действии, не отраженном в кадрах. В этом случае содержание диафильма усваивается хуже и не всегда улавливают все взаимосвязи.

             Транспаранты (кодопособия) – изображения на фолиях – прозрачной термоустойчивой пленке, выполняемые полиграфичес-кими и фотографическими способами или напечатанные на прин-тере, ксероксе [1, стр. 23].

             Транспаранты применяют для работы с графопроекторами. Наиболее простой способ использования транспарантов – демонст-рация нанесенных на них изображений и работа над этими изображениями.

             Использование прозрачной ленты освобождает преподавателя от работы с доской. Находясь лицом к классу, он фломастером, стеклографом или шариковой ручкой делает необходимые записи и графические изображения. Можно до урока прорисовать простым карандашом контуры наиболее сложных рисунков, схем.  
     

         Используются в образовательных учреждениях и самодельные транспаранты, изготавливаемые на полиэтиленовой, лавсановой, диацетатной и другой пленке с помощью фломастеров, туши, чернил, стеклографических карандашей. Схемы, тексты, рисунки, чертежи учитель может заготовить заранее или выполнить в процессе урока.

             Эпиобъекты – изображения (тексты, фотографии, рисунки) на непрозрачной основе или плоские натуральные объекты, выполненные в формате приемного окна эпископа, проецируемые на экран в отраженном свете.

             Существенный недостаток эпипроекции – малая освещенность изображения на экране. Поэтому повышаются требования к затем-нению помещений, использовать эпипроекцию возможно только для небольшой аудитории. Эпипроекция привлекает простотой получения большого цветного изображения. Даже газетная иллюст-

     рация приобретает на экране более качественный вид. В умелых  

    руках воспитателя или учителя демонстрация с помощью аппарат-

    ных устройств открыток в виде большой цветной световой картины

 

   производит  на учеников сильное впечатление  и служит мощным

    средством воспитания и привития хорошего вкуса. Методика ис-  пользования тематических открыток аналогична применению диапозитивов.

         Диапроектор – предназначен для демонстрирования цветных и черно-белых диапозитивов, установленных в рамках 50+50

     
     
     
     
     
     
     
     

        Слайд-проектор  с монитором позволяет проецировать изоб- 

     ражение либо на встроенный монитор, либо на экран. Система  

    инфракрасной  автофокусировки обеспечивает точную фокусировку,  
     

    а смена слайдов  производится с помощью инфракрасного  пульта

    дистанционного  управления.

             Графопроектор – переносное или стационарное устройство, осуществляющее на отражающий экран диаскопическую или тене-вую ретропроекцию графических изображений, текста, плоских мо-делей. Основные преимущества графопроекторов: крупный масш-таб, проведение демонстрации без затемнения ли при частичном за-темнении помещения;  простота использования самим преподавате-лем, остающимся в ходе работы с проектором, обращенным лицом к обучаемым; использование разнообразных подготовленных зара-нее или создаваемых в ходе занятий носителей зрительной инфор-мации; возможность показа большой аудитории доступных зри-тельному восприятию опытов.

             Звуковые средства обучения – комплексы аппаратуры, обес-печивающие запись и воспроизведение звука. В этом комплексе но-сителями информации являются грампластинки, магнитофонные за-писи на кассетах, магнитная лента, гибкие магнитные диски, лазер-ные диски. Есть еще линии – лазерные диски для плеера и компакт-кассеты для диктофонов. Своеобразным средством выступает радио

              Граммофонная запись – механический вид записи звука на диске из синтетических материалов.

         Магнитофонная запись и воспроизведение осуществляются при помощи магнитофона. В зависимости от дидактической задачи магнитофонные записи монтируют в определенной системе и вос-производят в процессе занятий. Магнитофонные записи и грамза-

    писи позволяют  учащимся сосредоточить внимание на содержа-тельной стороне повествования, не вдаваясь в детали.  

             Гибкие магнитные диски являются наиболее распространен-ными носителями информации для воспроизведения на компьюте-ре. Наиболее популярны гибкие диски размером 3,5 [1, стр.44].

                Особый вид звукозаписей, получивших в последние годы расп-ространение – магнитофильмы. Используя материалы радио, теле-видения, грамзаписей, учителя составляют специальные компози-ции на определенные темы программы в полном соответствии с целями занятия. Такой магнитофильм, как особое средство обуче-ния, имеет ряд преимуществ перед радиопередачами, грамзапися-ми, так как он подчинен целям и задачам конкретного урока, учиты-вает уровень подготовленности учащихся и соответствует творчес-ким способностям самого учителя.

           Чтобы использование звуковых средств было эффективным, необходимо исходя из специфики восприятия звучащего слова, пра-вильно определить их место в системе учебных занятий по теме и на конкретном уроке, учесть особенности изучаемого программно-го материала, а также содержание и форму звукозаписи. Учителю следует знать содержание звукозаписи и во вступительном слове подготовить учащихся не только к восприятию нового для них со-держания, но и к логике его построения и изложения. Не менее важна и работа над прослушиванием.

           Для обеспечения поэтапного усвоения нового материала целе-

        сообразно до прослушивания звукозаписи сформулировать вопро-

        сы, на которые им необходимо ответить после его завершения.

         Экранно-звуковые средства обучения обеспечивают подачу

    и восприятие информации, предназначенной для зрения и слуха.  
 

    К ним относят  звуковое кино, видеофильмы, учебное телевидение, видеодиски. В эту категорию можно включить также озвученные диафильмы и слайды.

             Принадлежность экранно-звуковых средств к искусству служит основой их эмоционального воздействия на учащихся. Их вырази-тельные особенности – монтаж, смена планов, ракурсов, ритм – по-могают выделить главное, установить связи между явлениями, обобщить информацию и сделать выводы. Документальная основа экранно-звуковых средств повышает доверие и внимание учащихся к их содержанию.

         Благодаря своей эмоциональности кинофильм обладает огром-ной силой воспитательного воздействия, создает эффект сопричаст-ности, сопереживания. С его помощью можно разъяснить сложные мировоззренческие проблемы, раскрыть связи, сущность законов и явлений природы.

             Использование кино на занятиях не решает проблемы эконо-мии учебного времени, чем обычное изложение материала учите-лем [2, стр. 143].. Учебные кинофильмы позволяют наглядно и в динамике показать учащимся новую технику, технологию и приемы труда без затрат времени на посещение предприятия, тем более ес-ли предприятие находится далеко и вообще посетить невозможно. Благодаря применению мультипликаций кинофильм дает возмож-ность учащемуся увидеть протекание скрытых явлений и процес-сов, рассмотреть взаимодействие механизмов и деталей машины, обычно закрытых кожухами. Замедленная кинодемонстрация поз-воляет показать структуру трудовых движений, допущенные ошиб- 

    ки. В обычных  условиях можно несколько раз  наблюдать эти движения и не заметить ошибок в из выполнении.

                Ценность учебных фильмов бесспорна, однако не всякая кино-демонстрация дает нужный эффект. Поэтому при отборе фильмов для показа учащимся необходимо учитывать ряд требований:

  1. Фильм по содержанию должен соответствовать теме занятия с его учебной и воспитательной целями;
  2. Содержание фильма должно соответствовать уровню подготовки учащихся;
  3. Фильм не должен быть перегружен второстепенными деталями, отвлекающими внимание учащихся от главного;
  4. Кинодемонстрации не должны быть длинными.

       Учитель должен продумать содержание своих объяснений пе-

    ред показом  учебного фильма, в ходе показа и  в процессе заключи- тельной беседы, разработать вопросы и задания для учащихся, ко-торые они должны выполнить при просмотре фильма. Благодаря этому просмотр фильма становится более целенаправленным, обес-печивается организация и дисциплина учащихся на занятии, воз-буждается их активность  [4. стр. 112]. 
     
     
     
     
     
     
     
     

    Глава 2. Методика применения аудиовизуальных средств на

                    уроках технологии.  

    2.1. Классификация методов аудиовизуальных средств, 

          применяемых на  уроках технологии

 

         Исходя из классификации использования технических средств, предложенной М.Н. Скаткиным выделены следующие группы методов:

      - объяснительно-иллюстративные, или информативно-рецептив-

        ные;

      - репродуктивные;

      - проблемного  изложения;

      - частично-поисковые,  или эвристические; 

      - исследовательские,  или аудиовизуальные. 

             Подробнее рассмотрим методику применения аудиовизуальных средств на уроках технологии.

                Исследовательский метод обеспечивает усвоение знаний на самом высоком уровне и одновременно является опытом творчес-кой деятельности. Основная его функция – учить самостоятельно выполнять познавательную деятельность. При использовании этого метода преподаватель может применять различные средства обуче-ния, в том числе и технические средства обучения. Они помогают ему построить такие задания, выполняя которые учащиеся прилага-ют свои знания для решения новых проблем, позволяют организо- 

Информация о работе Использование аудиовизуальных средств при подготовке учителя технологии и предпринимательства