Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Действуют три ставки подоходного налога (в зависимости от | уровня годового дохода): 20, 25, 40%.
Ставка налога на прибыль корпораций за последние 10 лет постепенно снижалась: 52 — 35 — 33%.
Малые предприятия платят налог по ставке 25%.
При этом критерием выступает не численность работающих в компании, а полученная прибыль. К малым относится предприятие с размером прибыли до 250 тысяч фунтов стерлингов в год.
Все расходы на научные исследования полностью вычитаются из налогооблагаемой прибыли. В особую категорию выделены нефтедобывающие компании. Они вносят в бюджет 50% дохода, остающегося после уплаты налога по обычной ставке. Несколькими годами ранее вносили 75%.
Налог на прирост капитала взимается при реализации определенных видов капитальных активов, которая приносит прибыль (частные автомобили, жилье, национальные сберегательные сертификаты и облигации и др.). Цель налога — ограничить размеры и прибыльность спекулятивных сделок. Доходы исчисляются как разница между рыночной ценой данного имущества
40
и ценой его приобретения. Налог уплачивается по высшей из действующих ставок подоходного налога, если плательщиком выступает физическое лицо, по основной ставке налога на прибыль корпораций, если плательщик — компания.
Налогом на наследство не облагаются первые 150 тысяч фунтов стерлингов стоимости передаваемого имущества. Затем применяется ставка 40%. Действует система налоговых льгот и скидок, которые могут составлять от 20 до 80%.
К прямым налогам можно отнести взносы на нужды социального страхования, расходуемые на выплату пенсий и пособий. Эти взносы уплачиваются по одному из четырех классов. К первому (основному) относятся лица наемного труда и их работодатели. Ко второму классу принадлежат так называемые "самозанятые" (то есть лица, не состоящие в отношениях найма). По третьему классу взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть причислены к первым двум классам. Наконец, четвертый класс составляют лица, уплачивающие взносы по второму классу (самозанятые), если их доход превышает определенную сумму.
Класс взносов дает право на соответствующие выплаты. Для лиц наемного труда и их работодателей размер взносов дифференцирован. Зарабатывающие менее 54 ф. ст. в неделю полностью освобождены от уплаты налога. Если же заработанный доход превышает эту сумму, то размер взносов составляет 2% от первых 54 ф. ст. и 9% — с оставшейся части, но не свыше 405 ф. ст. в неделю. Взносы по второму и третьему классу уплачиваются по твердым ставкам, соответственно: 5,35 и 5,25 ф. ст. в неделю. По четвертому классу ставка взноса равна 6,3%.
Как уже упоминал ось,'главное место среди косвенных налогов занимает налог на добавленную стоимость. С точки зрения доходов он находится на втором месте после подоходного налога и формирует примерно 47% бюджета страны.
Базой обложения налога на
добавленную стоимость
Стандартная ставка НДС в Великобритании — 17,5%. Но при этом не облагаются совсем следующие виды товаров и услуг: продовольственные товары, книги, лекарства, импортные и экспортные товары, топливо и энергия для домашнего пользования, оплата за воду и канализацию, строительство жилых домов, транспортные услуги, детская одежда, а также почтовые и финансовые услуги, страхование, ритуальные услуги.
41
Среди косвенных налогов второе место занимают акць Подакцизными товарами являются алкогольные напитки, гор* нее, табачные изделия, транспортные средства. Акциз на спир ные напитки и горючее взимается в твердых суммах с единиг товара (с литра). Акциз на табачные изделия устанавливается виде процентной надбавки к цене товара. Ставка акцизных ров колеблется обычно в пределах от 10 до 30%.
К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, бовый сбор, налог с игорного бизнеса, сборы с бегов (конн! скачки, собачьи бега).
Среди местных налогов основной — налог на имущество. взимается с собственников или арендаторов недвижимого щества. В это понятие входит земля. К числу плательщиков да ного налога относятся и лица, снимающие жилье и вносящ» квартирную плату. Стоимость недвижимого имущества оценив ется обычно раз в 10 лет и представляет собой предполагаем} сумму годового дохода от сдачи данного имущества в аренду. От ка налогообложения устанавливается муниципалитетом исход из потребности в финансовых ресурсах. Поэтому ставка замет* колеблется по графствам и городам Великобритании.
В апреле 1990 г. в Англии и Уэльсе (а годом раньше в Шс ландии) перешли к взиманию подушного налога, охватывающег практически всех граждан, достигших возраста 18 лет. Он ус навливался в твердой сумме самостоятельно местными органа власти и был напрямую связан с уровнем их расходов. Однак опыт оказался неудачным, и в апреле 1993 г. на смену подушнс му налогу пришел новый муниципальный налог. Он поставлен зависимость от рыночной стоимости имущества и числа взрс лых членов каждой семьи с предоставлением скидок ряду кате| горий семей. Имущество классифицируется по одной из воськ оценочных категорий и облагается налогом по дифференци{: ванным ставкам.
Муниципалитет может устанавливать и другие налоги на ме| стные нужды. Перечень местных сборов в различных графств весьма отличается друг от друга.
Основным источником доходной части бюджета служат рольные налоги. В бюджетах графств и городов отчисления от фе-| деральных налогов составляют от 70 до 90%.
42
Вопросы для самопроверки
1. Укажите исторические этапы становления налоговой
системы Великобритании.
2. Дайте классификацию налогов в Великобритании.
3. В чем особенности построения подоходного налога?
4. Охарактеризуйте косвенные налоги.
5. Укажите специфику местных налогов.
Глава
ГЕРМАНИЯ Федеративная Республика Германия,
ФРГ
(Оеи1зсМапс1, ВипйезгериЬНК Оеи($сМапс1)
Германия прошла различные стадии политического и экономического устройства, не раз поднимались из разрухи, вызван^ ной мировыми войнами, выросла в экономически мощное федеративное государство с развитой рыночной экономикой, ориен тированной на приоритетное решение социальных проблем.
В любой стране с федеративным устройством центрально: проблемой является разграничение полномочий центрально власти и субъектов федерации и распределение финансовых ис точников для их осуществления.
При образовании в 1871 г. Германской империи установле ние всех основных прямых налогов оставалось прерогативе] входящих в нее государств (нынешних земель). Империи был' передано право устанавливать лишь таможенные пошлины общеимперские налоги на предметы и потребления: табак, пиво водку, сахар, соль.
Закрепление права сбора таможенных пошлин и акцизов по-' ложило начало созданию общего экономического пространства. Но для финансирования общих расходов этого не хватало. Источником средств явились доходы от почтового и телеграфно ведомства и матрикулярные взносы отдельных земель, имевшие характер подушного налога. Матрикулярные взносы — взносы
44
отдельных земель (бывших государств) на цели общеимперских оасходов. Для покрытия чрезвычайных потребностей предусматривалась возможность прибегнуть к займам.
Цели налоговой политики определил канцлер Германии Отпго Бисмарк (1815—1898) при обсуждении вопросов о введе-нии таможенных пошлин на сельскохозяйственные продукты. В своей речи в рейхстаге 2 мая 1879 г. он высказался следующим образом: «Я бросаю упрек нынешнему состоянию в том, что оно чересчур много требует от прямых налогов и слишком мало — от косвенных, и я добиваюсь того, чтобы отменить прямые налоги, а поступления от них заменить косвенными налогами... Бремя прямых налогов в Пруссии с помощью различных надбавок для провинции, округа, общины достигло, по моему мнению, такого уровня, который не может более быть терпим»1.
Регулярные матрикулярные взносы отдельных государств ставили империю в зависимость от них. Это и определило пути развития налоговой системы Германии. В 1890-е годы были введены гербовые сборы на ценные бумаги, векселя, игральные карты, в 1906 г. — налог с наследства, в 1913 г. — налог на имущество и одновременно налог на прирост имущества. С 1916 г. Германия активно использовала возможности прямого налогообложения. Развивалось и косвенное налогообложение, ибо пошлин и акцизов не хватало на покрытие расходов, связанных с военным поражением. В июле 1918 г. Германия ввела налог с оборота сначала по ставке 0,5% (он просуществовал до перехода к налогообложению добавленной или вновь созданной стоимости, что произошло только в 1960-е годы).
В декабре 1919 г. с уп$ерждением Имперских правил налогообложения, разработанных министром финансов, началась крупнейшая налоговая реформа. Ее главное значение — ликвидация финансового суверенитета земель. Государство получило исключительнее право взимания налогов и управления ими. Был повышен налог с оборота, введено налогообложение предметов роскоши, дополнительный налог уплачивали владельцы крупных состояний. Действовавшие 26 земельных законов о подоходном налоге были заменены имперским подоходным налогом с дифференцированной шкалой и максимальной ставкой налогообложения — 60%.
1 Витт П.К. "Патриотический
дар" и "Спекуляция на
хлебе". Свод финансово-правовых
постановлений и политическая
система Германской империи (
45
Эти и другие меры позволили в 5 раз увеличить расходы го сударства на социальные нужцы.
Огромные финансовые трудности, возникшие в результа экономических и социальных последствий первой мировой во; ны (1914—1918) привели к усилению централизации в облас налогообложения. В итоге в Веймарской республике было дано единое финансовое управление, контролирующее пос ление всех видов налогов, независимо от их последующего ра пределения. Оно функционировало вплоть до мая 1945 г.
Экономическое развитие Германии после второй миро; войны (1939—1945) связано с именем видного экономиста п фессора Людвига Эрхарда, государственного деятеля, бывше; министра хозяйства, а затем Канцлера ФРГ.
Эрхард выступал поборником свободных рыночных отноин ний. Это требовало определенной и немалой самостоятельно хозяйствующих субъектов, общин, земель, что несовместимо жесткой централизацией финансовых ресурсов.
В послевоенной Германии было законодательно установлен^ что государственные задачи должны распределяться между фе> рацией и землями, входящими в ее состав. При этом федерация земли раздельно несут расходы, возникающие при выполнени ими своих функций; федерация и земли самостоятельны в просах своего бюджетного устройства. Принципы независимо ведения бюджетного хозяйства действуют с учетом необходим' сти взаимоувязки общегосударственных и земельных интересе] при решении конкретных задач и обеспечении финансирована Наряду с федеральным государством и землями носителями ределенных общественно-социальных функций выступают общины обладающие местными бюджетами.
Ключевые позиции в налоговом законодательстве принадле^ жат федерации. В то же время для обеспечения финансированш всех трех уровней управления налоговая система Германии построена таким образом, что наиболее крупные источники форми руют сразу три или два бюджета. Так, подоходный налог с физиче* ских лиц распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляются в федеральный бюджет, 42,5% — в бюджет соответствующей земли и 15% — в местный бюджет. Налог на корпорации делится в равной пропорции между федеральным и земельным бюджетами. Налог на предпринимательскую деятельность взимается местными органами управления, но им остается половина, а вторая половина перечисляется в федеральный и земельный бюдже ты. Налог на добавленную стоимость также распределяется по трем бюджетам. Соотношения распределения этого налога могут бы
46
самыми различными и меняться с течением времени, поскольку Он служит регулирующим источником дохода.
Германия — одна из немногих стран, где применяется не только вертикальное, но и горизонтальное выравнивание доходов. Высокодоходные земли, например, Бавария, Вюртемберг, Северный рейн-Вестфалия, перечисляют часть финансовых ресурсов менее развитым землям, таким, как Саксония, Шлезвиг-Голштейн. Это — достижение многолетнего развития налоговой системы.
Л. Эрхад признавал весьма справедливыми пожеланиями всех граждан и хозяйственных кругов снижать налоговое бремя. Но при этом важны средства достижения цели: если "стабилизация расходов и развитие производительности будет расти теми же темпами, легко себе представить и вычислить, какое снижение налогов окажется возможным. Только таким путем можно добиться настоящего и реалистичного решения угнетающей всех нас налоговой проблемы"1.
Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения: