Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Глава
КАНАДА (Сапас1а)
Налоговая система Канады в современных условиях представлена на трех основных уровнях:
• федеральном (48% государственных доходов);
• провинциальном (42% государственных доходов);
• местном (10% государственных доходов).
Главную часть доходов федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, причем доля его постоянно увеличивается. За 1985—1994 годы доля подоходного налога увеличилась на 45% (с 56580 млн. до 101943 млн. канадских долларов). Значительны и поступления от налога на корпорации, налога на товары и услуги, акцизов, таможенных пошлин и налогов в фонды социального страхования.
Налоговые источники доходов провинций складываются из:
подоходного налога с населения;
налога с продаж;
налога на прибыли кррпораций;
акцизов;
налогов в фонды социального страхования;
налогов на дарения;
рентных платежей;
различных регистрационных и лицензионных сборов.
Основную долю поступлений дают подоходный налог с населения и косвенные налоги. В последнее время все статьи доходов провинциальных бюджетов, за исключением налога на прибыль, имеют устойчивую тенденцию к росту.
Налоговые поступления местных бюджетов состоят из налога на недвижимость и налога на предпринимательство.
В стране сложилась четкая система налогового регулирования. Налоговая политика разрабатывается отделом бюджетной политики и экономического анализа Министерства финансов. Все проекты выносятся на обсуждение — прежде всего в Палату
23
общин. Сбором налогов занимается
Министерство национального дохода.
Все возникающие споры по вопросам
налогообложения разрешает
Отдельным провинциям сделаны исключения. Например, Квебек самостоятельно собирает подоходный налог и налог на прибыль, Онтарио, Альберта — налог на прибыль.
Существуют контрольное
пенсионное и тарифные управления,
решающие вопросы в сфере пенсионного
обеспечения и обложения
Основополагающими актами в сфере налогового законодательства служат: Закон о налоге на доход (регулирующий взимание подоходного налога и налога на прибыль корпораций) и Закон о страховании по безработице (системы социального обеспечения).
Первым этапом модернизации налоговой системы Канады стала налоговая реформа, начатая в 1987 г. Она коснулась двух основных доходных статей бюджета: подоходного налога и налога на прибыль. В дальнейшем был проведен радикальный пересмотр системы косвенных налогов.
В соответствии с реформой 1987 г. в Канаде на федеральном уровне стали действовать три ставки подоходного налога вместо ранее существовавших десяти, и в каждом регионе — свои местные ставки подоходного налога, (см. табл. 2.1. и табл. 2.2).
Таблица 2.1. Ставки федерального подоходного налога
Доход, тыс. долл.
Максимальная федеральная ставка, %
0 -29590 29590 -59180 более 59180
17 26 29
Таблица 2.2. Ставки подоходного налога с физических лиц, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-
1
2
3
Ньюфаундленд Новая Шотландия о. Принца Эдуарда
21,0* 19,0** 19,0
52,3 50,3 50,3
24
Продолжение
\
2
3
Нью-Брансуик
20,1
51,4
Квебек
21,6
52,9
Онтарио
21,6
52,9
Манитоба
19,1
50,4
Саскачеван
20,6
51,9
Альберта
14,8
46,1
Брит. Колумбия
22,9
54,2
Юкон
15,3
46,6
Северозападные тер-
ритории
13,0
44,4
* Ставка составляет 69% от основной федеральной. В Ньюфаундленде существует пяти-% дополнительный налог на сверхдоходы.
** Основная ставка равна 59,5% основной федеральной. С I июля 1997 г. ставка провинции снизится до 19,5% основной федеральной. В настоящее время с дохода, превышающего 10000 канадских долларов, берется дополнительный налог в размере 10%.
В остальных регионах существуют свои особенности применения различных ставок для различных сумм дохода. *
Были пересмотрены налоговые льготы, и часть из них отменена. Многие льготы переведены из налоговых скидок в разряд налогового кредита.
Таким образом, новая налоговая система построена на одинаковом обложении доходов, независимо от их величины и формы вложения капитала, а также на обложении реальных величин доходов (индексация ставок и налоговых кредитов в соответствии с ростом потребительских цен).
Большое значение в системе
подоходного налога с населения
имеет налог на прирост рыночной
стоимости активов. Если ранее только
половина этого дохода подпадала
под налогообложение, причем реальная
ставка совокупного федерально-
Значимую роль играет налог
на прибыль и связанные с ним
разнообразные налоговые
25
Ставка налога на прибыль складывается из федеральной и провинциальной. Общая федеральная ставка — 28% (для компаний обрабатывающей промышленности — 23%). Провинциальные ставки налога на прибыль представлены в табл. 2.3.
Таблица 2.3. Ставки налога на прибыль, действующие в регионах
Провинция, территория
Основная ставка, %
Основная федерально-
Ньюфаундленд
14,0*
43,12
Новая Шотландия
16,0**
45,12
о. Принца Эдуарда
15,0
44,12
Нью Брансуик
17,0
46,12
Квебек (в зависимо-
сти от вида деятель-
ности)
8,9-16,25
38,02-45,37
Онтарио
15,5
44,62
Манитоба
17,0
46,12
Саскачеван
17,0
46,12
Альберта
15,5
44,62
Брит. Колумбия
16,5
45,62
Юкон
15,0
44,12
Северозападные тер-
14,0
43,12
ритории
* Ньюфаундленд снижает ставку для компаний, создающих более 10 рабочих
мест с полной занятостью и инвестициями не менее $500 000.
** С 1 июля 1993 г. снизилась ставка для корпораций, создающих рабочие места в
фармацевтической, компьютерной, телекоммуникационной и аэрокосмической
отраслях.
Пониженная ставка налога
на прибыль применяется для
26
Таблица 2.4.Ставки налога на прибыль, полученную от производственной и технической деятельности
Провинция, территория
Ставка, %
Федерально-провинциальная ставка, %
Ньюфаундленд
5,0
27,12
Новая Шотландия
16,0
38,12
о. Принца Эдуарда
7,5
29,62
Нью Брансуик
17,0
39,12
Квебек
8,9
31,02
Онтарио
13,5
35,62
Манитоба
17,0
39,12
Саскачеван
4 17,0
39,12
Альберта
14,5
36,62
Брит. Колумбия
16,5
38,62
Юкон
15,0
37,12
Северозападные тер-
ритории
14,0
36,12
Основные налоговые льготы для корпораций включают:
прироста рыночной
инвестиционный налоговый кредит; налоговый кредит на расходы НИОКР; ускоренные нормы амортизации; льготные условия налогообложения стоимости активов; ^ скидки на истощение недр и др.
Постоянно увеличивающийся
дефицит федерального бюджета привел
к более рациональному
Снижены нормы амортизации
для пассивной части основного
капитала в горнодобывающей
Сохранены льготы на стимулирование регионального развития НИОКР. Инвестиционный кредит для атлантических провинций составляет 15%, а для специально выделенной группы районов — 10%. Налоговый кредит на капиталовложения в
27
НИОКР составляет 30% для всех компаний и 45% — для компаний обрабатывающего сектора в отдельных районах.
Для стимулирования развития
сельского хозяйства и
Цель одной из них — привлечь детей фермеров к работе в сельском хозяйстве. После смерти родителей ферма, доля в семейной фермерской корпорации или семейном фермерском партнерстве переходит к детям без необходимости пожизненной уплаты налога на прирост рыночной стоимости активов. Его оплата откладывается до того момента, когда дети будут располагать какой-либо другой собственностью помимо данной семейной.
Другая льгота состоит в праве усреднять доход за пятилетний период в целях защиты фермеров и рыбаков от резких колебаний доходов, свойственных данным отраслям.
Третья льгота связана с методом исчисления дохода для фермеров и рыбаков; дает возможность фермерам регулировать распределение доходов по годам, уменьшать или увеличивать сумму, оставшуюся в их распоряжении после уплаты налога.
Большое внимание в Канаде уделяется стимулированию деятельности малого бизнеса. К малым относятся компании с годовыми продажами от 2 до 20 млн. долл., с годовой прибылью меньше или равной 200 тыс. долл., в которых занято меньше или 100 лиц наемного труда. Доля мелких фирм составляет 97% от числа всех компаний. Основные сферы их деятельности — услуги, розничная торговля, строительство, наукоемкие отрасли. После налоговой реформы ко всем компаниям малого бизнеса применяется единая ставка — 12%. Правительство Канады возлагает большие надежды на малый бизнес как на возможность повысить уровень занятости в стране.
В налоговой системе преобладает прямое налогообложение, в котором основную долю занимает подоходный налог с населения. Наибольшее регулирующее воздействие на экономику оказывает налог на прибыль компаний.
Последние тенденции в развитии налоговой системы связаны с расширением базы налогообложения и снижением размеров ставок налогов и направлены на сокращение дефицита федерального бюджета при сохранении возможностей воздействовать на экономические процессы.