Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа
Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.
Налог с продаж по своей природе — это более удобный механизм сбора доходов, чем подоходный налог. Действующий налог с продаж имеет две характерные черты:
28
. распространяется только
на потребление, освобождая от
налогов сам производственный
процесс и тем самым не
• опирается на более широкую базу.
До 1991 г. федеральное правительство полагалось на единую ставку федерального налога с продаж — 13,5%. Под этот налог попадали и производственные ресурсы. Эта ставка распространялась на производителей и ее эффективное значение существенно изменялось от продукта к продукту, завися от системы их распределения. Налог облагал внутреннее производство больше, чем импортные товары, примерно на одну треть. Половина доходов от этого налога полностью шла от налогообложения потребляемых в производстве ресурсов, увеличивая стоимость инвестиций в среднем на 4%. В небольшой открытой экономике, которая характерна для Канады, эти факторы стали основными препятствиями к росту.
Федеральный налог с продаж,
который был невидим для
Столкнувшись с недостатками федерального налога с продаж, федеральное правительство в 1987 г. решило основные усилия направить на реформу местного налога с продаж. Этот шаг правительства породил предложение развивать и взимать национальный налог с продаж по европейской модели налога на добавленную стоимость.
В 1991 г. был принят налог на товары и услуги. В отличие от европейского налога на добавленную стоимость налог на товары и услуги в Канаде имеет преимущество, которое выражается в установленной единой ставке — 7%. В то же время основные продукты питания, лекарства, медицинские препараты и оборудование налогообложению не подвергаются, освобождаются от налогов услуги здравоохранения и образования.
29
Налог на товары и услуги приносит стране значительный доход. В 1994 г. он составил 21087 млн. долл., или 7,7% от общего поступления всех налогов. Более широкая экономическая база и низкая ставка позволяют уменьшить искажающее воздействие на рынок и достигнуть наиболее эффективного распределения ресурсов.
Само по себе введение этого налога означало существенное улучшение налоговой системы Канады, однако оно привело и к дополнительным сложностям. Дело в том, что налог взимается одновременно с провинциальными налогами с розничных продаж. Два налога существуют в сфере розничной торговли параллельно, принося массу неудобств продавцам, вынужденным калькулировать два налога с разными базами и приспосабливать к ним систему бухгалтерского учета. С другой стороны, это является стимулом к унификации системы провинциальных налогов и ее гармонизации с федеральным налогом.
За исключением провинции
Альберта и двух территорий, все
провинции взимают местные
С 1 апреля 1997 г. Нью Брансуик, Новая Шотландия Ньюфаундленд объединяют свои местные налоги с продаж с федеральным налогом на товары и услуги ("О8Т"). Комбинированная ставка равна 15% (7% —федеральная ставка и 8% — провинциальная). Объединенный налог включается в розничные цены, но вся сумма уплаченного налога отражается в инвойсе или чеке.
С 1 сентября 1996 г. в регионах Канады действуют следующие ставки налогов с розничных продаж:
• Ньюфаундленд — 12%;
• Новая Шотландия — 11%;
• о. Принца Эдуарда — 10%;
• Нью Брансуик — 11%;
· Квебек — 6,5% (в Квебеке взимается объединенный налог:
провинциальный и федеральный);
• Онтарио — 8%;
• Манитоба — 7%;
• Саскачеван — 9%;
· Британская Колумбия — 7%, называется "налог на социаль
ные услуги", им облагается потребление товаров и опреде
ленных видов услуг.
К определенным видам товаров
и услуг могут применяться
другие ставки данного налога. Например,
в провинции Онтарио —
30
Налоговая система Канады
оказывает серьезное
Канада — децентрализованное
государство, где, несмотря на сильное
влияние федеральных органов
власти, провинции имеют большое
значение в ключевых областях национальной
экономики и социального
Имея столь широкий спектр ответственности, провинции играют фундаментальную роль в национальной экономике. На их долю приходится больше половины всех правительственных расходов Канады. Роль провинций в экономике страны резко усилилась в последние годы: с 15% валового внутреннего продукта (ВВП) в начале 1960 г. — до 26% в 1994 г. На долю федерального правительства приходится всего 22%.
Расширение роли провинций в национальной экономике требует координации политики между федеральным правительством и правительством провинций. Несмотря на широкие полномочия в сборе налогов, провинциям необходима поддержка со стороны федерального правительства. В среднем около 28% всех доходов составляют трансферты — средства, передаваемые центральным правительством провинциям в целях компенсации несоответствия между их потребностями в средствах и имеющимися в их распоряжении ресурсами. Например, в провинциях Онтарио, Альберта и Британская Колумбия эта доля достигает 20%, а в провинциях менее богатых — более 40%.
Федеральные трансферты провинциям основаны на трех ключевых программах, имеющих разные цели и структуры. Первая из них —"В ыравнивание" — предполагает создание оправданных и сравнимых общественных услуг путем регулирования
31
уровня налогообложения. Таким образом трансферты заполняют дыры в бюджетах менее богатых провинций. Их суммы достигают 8 млрд, долл. в год. Вторая программа — "Установленное ф и -1 нансирование программ". Платежи по ней состав-! ляют более 20 млрд. долл. в год. Средства Канады в основном на-> правляются в здравоохранение. И последняя — «План помощи» — связана с вопросами социальной помощи и благсн состояния. По этой программе федеральное правительство на 50% покрывает расходы провинций в данном направлении. Расходы на программу составляют 6 млрд. долл., или почти 17% всех феде-! ральных трансфертов.
Большую роль в экономическом регулировании играет коор* динация налогов, которая призвана способствовать:
• изменению роли провинций в федерации;
· обеспечению политических компромиссов между уровням
правительства;
· увеличению интереса всех правительств к системе налога н;
доход как к инструменту политики увеличения поступлений;
· улучшению системы
дуалами с целью продвижения экономического и социаль
ного развития.
Первые усилия по координации налогов были предприня с началом второй мировой войны. Условия экономического спа да вынудили правительство больше опираться на подоходный налог и налог на прибыль как на источники финансовых посту-] плений. С увеличением роли этих налогов в финансовой поли-' тике отсутствие скоординированности обострило трения между] федеральными и провинциальными правительствами, привело росту двойного налогообложения, произволу и несоответстви налогового бремени между отдельными лицами и отдельными регионами.
Реакцией на эти "налоговые
джунгли" и необходимость
Согласно этой системе соглашений о налоговых рентных отчислениях, только федеральное правительство взимало налоги на доход, обеспечивая тем самым единообразие налоговых систем. Провинции, получая свою долю дохода, не имели голоса в определении налоговой политики и ставок налогов. Но, несмотря на преимущества и простоту данных соглашений, с точки
32
зрения провинций, они значительно ограничивали их фискальную гибкость, что имело особенное значение с ростом благосостояния страны в послевоенные годы и увеличением конституциональной ответственности провинций.
Как следствие — в 1947 г. две крупнейшие провинции Онтарио и Квебек выбыли из системы налоговых рентных соглашений. А в 1952 г. Квебек ввел в действие собственную систему налогов на доход для повышения ее гибкости.
Чтобы выйти из ограничений
системы налоговых рентных
Договор о сборе налогов
— это институциональная
В сущности, соглашение по сбору налогов представляет собой сочетание двух ключевых объектов: политической структуры, обеспечивающей достаточную степень гармонизации; единого административного процесса сбора этих налогов, основанного на этой политике согласованности.
В отличие от налоговой системы рентных соглашений, где провинции фактически не имели никакого контроля над системой подоходного налога и налога на прибыль, соглашение о сборе налогов предоставило провинциям возможность определять свои доходы самостоятельно с помощью определенной ставки как единого проце'нта от основного федерального налога. Это так называемая структура "налога на налог". Она служит основанием соглашения о налоговых сборах, обеспечивает высокую степень согласованности между федеральной и провинциальной системами, более высокий уровень гибкости провинциальных налоговых систем.
Федеральное правительство продолжало определять источники дохода, подлежащие налогообложению, разрешаемые скидки и освобождения, предельные налоговые ставки и уровни Дохода, используемые для расчета налога. Провинции затем применяли свою налоговую ставку к этой сумме для исчисления провинциальной налоговой ответственности.
Сохраняя высокую степень
согласованности между
33
2 Налоговые системы зар)6ежных стран
лотовые поступления без формирования собственной дубли-| рующей налоговой администрации. Налогоплательщики получили единую налоговую систему и единую форму налоговой дек-ч ларации.
Внедрение соглашения о налоговых сборах в 1960-х года совпало с началом периода "строительства" провинций. Начале процесс расширения провинциальными правительствами сфер своего влияния: от использования природных ресурсов до активного социального развития своих территорий.
Хотя соглашения о сборе налогов предоставили провинциян возможность финансовой поддержки их растущей активности,! внедрение программ социального благосостояния наталкивалось] на большие трудности, так как фактически вся прерогатиЕ принятия решений в области налоговой политики принадлежала! правительству.
Новые требования приводили к неоднократным изменениям! соглашений о налоговых сборах. Эти изменения касались в ос-| новном двух ключевых направлений:
* распределение дохода и социальное благосостояние. Для того]