Налоговые системы зарубежных стран

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Налог — это сбор, устанавливаемый государством и взимаемый на основании законодательно закрепленных правил для удовлетворения общественных потребностей. Налоги связаны с существованием государства. Оно определяет общественные потребности, в том числе и их структуру. Поэтому роль налогов вторична. Системы налогов в разных странах отличаются друг от друга: по структуре, набору налогов, способам их взимания, налоговым ставкам, фискальным полномочиям различных уровней власти, налоговой базе, налоговым льготам.

Работа содержит 1 файл

Дохрень на всякий случайкумент Microsoft Office Word.docx

— 283.25 Кб (Скачать)

 

10

 

принятие позволит более  четко разграничить полномочия федеральных  и региональных органов власти по установлению и взиманию налогов. Кодекс призван устранить многие недостатки существующей налоговой системы. Можно  сказать, что налоговые отношения  в России выйдут на качественно иной уровень развития.

 

Между тем, в условиях принятия Налогового кодекса РФ для успешного  проведения налоговой реформы, формирования цивилизованной налоговой системы  необходим тщательный анализ налогов  зарубежных стран с развитой рыночной экономикой, исследование их воздействия  на товаропроизводителей и потребителей, изучение тенденций изменения. Эту  цель и преследует данная работа. Авторы не стремятся к формальному унифицированию материала. Главная цель — показать исторически сложившуюся национальную специфику налогообложения в каждой рассматриваемой стране.

 

Глава

 

 

1

 

 

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ

 

США (11ш1ес151а1ез о* Атепса, 115А)

 

Бенджамин Франклин (1706—1790) — один из авторов Декларации независимости США — произнес такую историческую фразу: в жизни нет ничего неизбежного, кроме смерти и налогов.

 

Прошло более двухсот  лет. Налоговая система США совершенствовалась, принимала все более разветвленный  характер. В современном виде она  отвечает задачам не просто фискальным — обеспечивать доходами федеральный  бюджет, бюджеты штатов и местные  бюджеты. Налоги служат инструментом развития экономики. Формирование и движение бюджетных средств занимает центральное  место в реализации экономической  политики американского государства. Основная роль в финансовой системе  США принадлежит бюджетному механизму  федерального правительства. Налоги, дающие наиболее крупные и стабильные поступления, направляются в федеральный бюджет. На его долю приходится примерно 70% доходов и расходов.

 

Следует учитывать, что при  весьма развитых рыночных отношениях, свободе предпринимательства в  США государственное регулирование  уже стало неотъемлемой составной  частью хозяйственного механизма. Основным инструментом государственного регулирования  служит налоговая политика и финансовое воздействие на частное предпринимательство.

 

В регулирование экономики  помимо федеральных властей активно  вовлекаются местные органы управления. Они обладают значительными собственными источниками финансовых ресурсов (в  первую очередь местные налоги). Причем в последние 15—20 лет в США наблюдается рост объема финансов местных

 

12

 

органов управления, увеличение их удельного веса в общем фонде  средств, мобилизуемых через финансовую систему. Одновременно на местные финансы  перекладывается существенная часть  расходов. В ряде отраслей производственной и социальной инфраструктуры финансы  штатов и местных органов власти становятся основным источником денежных ресурсов. Так, в государственном финансировании социального обеспечения, образования, здравоохранения, дорожного строительства, в содержании полицейского аппарата их удельный вес составляет от 70 до 90%; в охране окружающей природной среды, в сохранении природных ресурсов, в гражданском и жилищном строительстве — ок. 40%.

 

К ресурсам местных органов  управления в США относятся финансы  штатов, муниципалитетов, тауншипов (поселков в сельской местности), школьных и специальных дистриктов (округов). Звеньями системы местных финансов являются местные бюджеты, а также специальные фонды, финансы предприятий, принадлежащих местным органам управления. В стране существует более 83 тысяч местных органов управления, располагающих собственной финансовой базой.

 

Во второй половине 1990-х  годов в США был проведен опрос  мэров 400 крупнейших городов. Среди  наиважнейших проблем ок. 90% мэров выделили экономическое развитие и обес­печение безопасности граждан. При этом каждый четвертый мэр поставил проблему увеличения занятости на первое место по значению и важности, а 70% назвали ее в качестве одной из трех первоочередных задач. Опрос позволил выделить примерную систему приоритетов:

 

• рост доходной базы городов (укрепление налоговой базы);

 

 

· сохранение существующих предприятий и имеющихся рабо

 

 

 

 

чих мест;

 

 

• достижение сбалансированного  качественного роста экономики;

 

• развитие индустриальной и коммерческой базы;

 

• уничтожение трущоб и  развалин;

 

• помощь беднейшим районам.

 

Таким образом, и в США  проблема доходов и развития налоговой  базы стоит на первом месте.

 

При помощи сугубо экономических  регуляторов (налогообложение, кредитование, инвестирование) федеральное государство  побуждает принимать те варианты хозяйственной деятельности, которые  в наибольшей мере удовлетворят общественным потребностям.

 

Кроме выполнения фискальной функции система налогов и  сборов служит инструментом экономического воздействия на

 

13

 

общественное производство, его структуру и динамику, размещение, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность, а следовательно, развитие тех или иных отраслей предпринимательской деятельности. Можно создать предпосылки для снижения издержек производства и обращения частных предприятий, для повышения конкурентоспособности национальных предприятий на мировом рынке. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку. Налоги создают основную часть доходов государственного и местных бюджетов, давая возможность финансового воздействия на экономику через расходную часть.

 

Налоговая политика США рассчитана на привлечение частного капитала. Стимулирующее влияние налоговых  льгот можно рассматривать как  форму косвенного субсидирования предпринимательской  деятельности.

 

В федеральных доходах  преобладают прямые налоги. Доходы штатов и местных органов власти формируются главным образом  за счет косвенных налогов и поимущественного налогообложения.

 

В структуре доходов федерального бюджета США (1994 г.) наибольший удельный вес (около 40%) занимает подоходный налог  на физических лиц, весомую роль играет часть отчислений на социальное страхование (примерно третья — 10%). Налог на доходы корпораций занимает третье место, остальная  часть поступлений приходится на акцизные сборы, заемные средства, налог  на имущество, государственные пошлины.

 

Итак, самой крупной статьей  доходов является подоходный налог  с населения. Налог взимается  по прогрессивной шкале. Имеется  необлагаемый налогом минимум доходов  и пять налоговых ставок. Налогом  может облагаться либо отдельный  человек, либо семья. В последнем  случае суммируются все виды доходов  членов семьи за год.

 

Исчисляется налог следующим  образом. Для определения совокупного валового дохода суммируются все полученные доходы: заработная плата, доход от предпринимательской деятельности, пенсии и пособия, выплачиваемые частными пенсионными и страховыми фондами, государственные пособия свыше определенной суммы, доход от ценных бумаг и др. Доход от продажи имущества и ценных бумаг либо облагается специальным налогом, либо учитывается в составе личного дохода.

 

Из совокупного валового дохода вычитаются деловые издержки, связанные с его получением. К  ним относятся расходы

 

14

 

на приобретение и содержание капитальных активов: земельный  участок, здание, оборудование, текущие  производственные расходы и т.д. Эти затраты учитываются не только у предпринимателей, но и у людей  свободных профессий. После вычитания  затрат получается чистый доход плательщика.

 

Из величины чистого дохода вычитаются индивидуальные налоговые  льготы, прежде всего необлагаемый минимум доходов. Кроме необлагаемого минимума чистый доход уменьшается на взносы в благотворительные фонды, налоги, уплаченные властям штата, местные налоги, проценты, полученные от ценных бумаг правительств штатов и местных органов управления, суммы алиментов, расходы на медицинское обслуживание (в размерах, не превышающих 15% облагаемой суммы), проценты по личным долгам и по ипотечному долгу в залог недвижимости. Путем таких вычетов образуется налогооблагаемый доход.

 

Необлагаемый минимум  доходов — величина переменная, имеющая тенденцию к увеличению. В 1990-х годах он составлял 4 тыс-долл. Ставки подоходного налога, действовавшего в 1996 г., приведены в табл. 1.1.

 

Таблица 1.1. Ставки подоходного  налога

 

 

 

Налогооблагаемый доход, долл.  

Налоговые ставки, %

 

Супружеская пара (совместные доходы)  

Супружеская пара (раздельные доходы)  

Одинокий глава семьи. Глава домохозяйства  

Одинокий человек 

 

0-40100 40100-96900 96900-147700 147700-263750 свыше  263750  

0-20500 20500-48450 48450-73850 73850-131875 свыше  15У875  

0-32150 32150-83050 83050-134500 134500-263750 свыше  263750  

0-24000 24000-58150 58150-121300 121300-263750 свыше  263750  

15 28 31 36 39,6

 

 

До 1986 г. в стране действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых нарастала от Идо 50%. В  ходе налоговой реформы 1990-х годов  шкала ставок была упрощена: максимальная ставка существенно снижена, необлагаемый минимум увеличен. Наряду с этим уменьшилось количество налоговых  льгот.

 

Отчисления на социальное страхование — вторая по величине статья доходов федерального бюджета  — вносятся как работодателем, так  и наемным работником. В отличие  от европейских стран (в том числе  от России), где основную часть данного

 

15

 

взноса платит работодатель, в США взнос делится пополам. Ставка меняется ежегодно при формировании бюджета. В 1995— 1996 годах общая ставка составляла 15,3% от фонда заработной платы, причем работодатель и трудящиеся вносили по 7,65%'. Но облагается не весь фонд заработной платы, а только первые 62,7 тыс. долл. в 1996 г. (в расчете на каждого занятого). Отчисления имеют  строго целевое назначение. Как следует  из приведенных данных налицо тенденция  повышения ставок.

 

Налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах, бюджета. Его основная ставка в 1996 г. составляла 34%. Вносится он по следующей  схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого  дохода, 25% — за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий.

 

Налоги на доходы корпораций взимаются также и в бюджеты  штатов. Ставка обычно стабильна, хотя встречается и градуированная шкала  штатного налога. Наиболее высок этот налог в штатах Айова — 12%, Коннектикут  — 11,5%, федеральном округе Колумбия (адм. центр — г. Вашингтон) — 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи — от 3 до 5%, Юта — 5%.

 

Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот, из чистого дохода вычитаются местные  налоги на доходы, 100% дивидендов от находящихся  в полной собственности местных  дочерних компаний, 70—80% дивидендов, полученных от облагаемых налогом местных корпораций, доходы по ценным бумагам местных властей и штатов, взносы в благотворительные фонды. Применяются налоговые льготы в рамках системы ускоренного возмещения стоимости основного капитала (амортизации), льгота на инвестиции, на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Действуют налоговые скидки, • стимулирующие использование альтернативных видов энергии. Компаниям предоставляется "налоговый кредит" в размере 50% стоимости оборудования, использующего солнечную энергию или энергию ветра в ходе производственного процесса.

 

Для поддержки отраслей добывающей промышленности используется налоговая  скидка на истощение недр, которая  позволяет снижать налог на прибыль  корпораций, работающих в этих отраслях. Скидка не должна уменьшать величины налога более чем на 50%. Не включается в доходы удорожание стоимости ак-

 

1 В конце 1980-х годов — 6,5

 

16

 

тивов, если оно не реализуется путем продажи. Действуют и другие многочисленные налоговые льготы.

 

В особых случаях с корпораций взимается налог на сверхприбыль. Например, такой налог применялся во время войны во Вьетнаме. В  начале 1980-х годов введен налог  на сверхприбыль от нефти, который должен был уменьшить предполагаемый рост прибыли нефтяных компаний от снятия контроля за внутренними ценами на нефть. Базой налогообложения служила разница между фактической ценой нефти и ее базовой ценой.

 

Налоги на сверхприбыль составляют часть антимонопольного механизма  регулирования экономики США. Рыночный механизм, основанный на свободе предпринимательской  деятельности, регулирует распределение  ресурсов и обеспечивает установление цен на уровне, отражающем затраты  на производство товаров, с учетом средней  нормы прибыли. Как это происходит? В условиях конкуренции на рынке  компании не могут устанавливать  произвольные цены на свои товары и  услуги. Они должны учитывать цены, назначаемые другими фирмами  и предприятиями, предлагающими  аналогичную продукцию или услуги. Рынок дает потребителю возможность  выбора, и это его главное свойство. В ходе конкурентной борьбы цены начинают снижаться до уровня, приближающегося  к издержкам производства.

Информация о работе Налоговые системы зарубежных стран