Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:36, курсовая работа
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
Введение
Тема курсовой работы: «Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования».
Функционирование государственных объектов не возможно без какого либо финансирования, а так как большинство этих объектов являются не коммерческими, обеспечить себя с финансовой стороны они не в состоянии. В связи с этим, пожалуй единственный способ существования этих объектов лежит через налоговую систему – единственный способ финансирования данных объектов. Однако налоговая система в Республике Беларусь не совершенна и нуждается в доработке и преобразовании, поэтому данная тема в настоящее время является актуальной.
Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.
Задачи курсовой работы:
1 Налоговая система: теоретический
аспект
1.1
Понятие и структура налоговой системы
Закреплённая законодательно совокупность налогов, платежей, принципов их построения и способов взимания образует налоговую систему.
Выявляют следующие элементы налоговой системы:
Для достижения оптимального налогообложения важно соблюдать общие принципы его построения.
В основе построения налоговой системы лежат следующие принципы:
Можно
отметить, что налоговая система может
быть двух- или трёхзвённой. Это зависит
от степени разделения власти в стране.
В Беларуси налоговая политика
осуществляется на двух уровнях: общегосударственном
и местном.
1.2 Характеристика основных
видов налогов
Налоговая система любой страны включает различные виды налогов. В зависимости от принятых критериев их можно классифицировать по-разному. Так, по объекту обложения налоги делятся на прямые и косвенные. Прямые - это налоги на доходы физических и юридических лиц (подоходный, налог на прибыль) или на отдельные объекты имущества (налог на недвижимость, земельный налог и т.д.). При прямых налогах лицо, чей доход или имущество облагаются налогом, и лицо, уплачивающее налог, является одним и тем же. К прямым налогам относятся такие налоги как:
К косвенным налогам относятся те, которые включаются в цену товара или услуги. При косвенном налогообложении юридическое или физическое лицо, которое уплачивает такого рода налог, и лицо, которое должно быть подвергнуто налогообложению, - это разные лица. Например, акцизный налог на алкогольные изделия уплачивается производителем, хотя после реализации акциз возмещается ему потребителем, который фактически и стал плательщиком налога. По своей экономической природе косвенные налоги на потребление можно классифицировать как универсальные (налоги с оборота, НДС и др.) и специальные (акцизы, налог на топливо и др.).
К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.
По принципам построения различают пропорциональные (ставка остаётся неизменной при увеличении или уменьшении дохода налогоплательщика); регрессивные (ставки уменьшаются по мере увеличения дохода налогоплательщика и уменьшаются по мере его сокращения) налоги.
В
зависимости от характера использования
налоги делятся на общие и специфические
(целевые). Общие поступают в казну государства
и используются для общегосударственных
нужд, специфические имеют строго определённое
назначение.
1.2
Роль налоговой системы в регулировании
экономики
В экономике налоги выполняют столь важную роль, что можно с уверенностью сказать: без хорошо налаженной, четко действующей налоговой системы, отвечающей условиям развития общественного производства, эффективная рыночная экономика невозможна. Налогам принадлежит решающая роль в формировании доходной части государственного бюджета. Но не это главное для характеристики роли налогов: государственный бюджет можно сформировать и без них. Хотя бы с помощью экономических нормативов отчислений от прибыли в бюджет.
Выделяют несколько функций налога. На первое место ставится функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись. Эта функция налогов - регулирующая. Рыночная экономика в развитых странах - это регулируемая экономика. Представить себе эффективно функционирующую рыночную экономику в современном мире, не регулируемую государством, невозможно.
Государственное регулирование осуществляется в двух основных направлениях:
- регулирование рыночных, товарно-денежных
отношений. Оно состоит
-
регулирование развития
Другую функцию, которую они выделяют - стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства и др. Стимулирование технического прогресса с помощью налогов проявляется, прежде всего в том, что сумма прибыли, направленная на техническое перевооружение, реконструкцию, расширение производства товаров народного потребления, оборудование для производства продуктов питания и ряда других освобождается от налогообложения.
С
помощью налогов государство
перераспределяет часть прибыли
предприятий и
Последняя функция которую они выделяют - фискальная, т.е. изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны станы и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов (многие учреждения культуры), либо они недостаточны для обеспечения должного уровня развития - фундаментальная наука, театры, музеи и многие учебные заведения и т.п.
2 Анализ налоговой системы
Республики Беларусь
2.1 Структура налоговой
системы Республики Беларусь
Налоговая система Беларуси формировалась на классических принципах налогообложения, с учетом разработанных налоговой практикой других стран принципов налогообложения. В силу сложных условий переходного периода не все они легли в основу нашей налоговой системы, другие дополнены и уточнены положениями, вытекающими из практической необходимости.
В основу налоговой системы Республики Беларусь положены следующие принципы:
Эти принципы не всегда соблюдаются. Так, однократность нарушается при взимании НДС с импортных товаров, за которые уже уплачены таможенные пошлины. Нет четкой классификации в зависимости от уровней органов государственной власти, когда все большая часть республиканских налогов является регулирующей по отношению к местным органам власти. Нередко действие закона, подписанного в середине года, распространяется на весь год.
В налоговом законодательстве нашли отражение полномочия налоговых органов, их права и обязанности, а также права и обязанности налогоплательщиков и основные виды ответственности за нарушения налогового законодательства.
В механизме построения налоговой системы Беларуси важное место занимают налоговые льготы, которые используются государством в качестве регулирующей и стимулирующей функции. Их умелое применение способствует росту эффективности производства, повышению благосостояния населения.
Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования