Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2012 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизма её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь.
Исходя их поставленной цели, можно сформулировать ряд задач, которые автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:
•Изучение сущности, функций и классификации налогов.
•Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
•Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Содержание

Введение………………………………………………………….………….3
1. Сущность, функции и классификация налогов…………………….…..5
2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………..17
3. Пути совершенствования существующей системы налого-
обложения Республики Беларусь………………………………………….27
Заключение………………………………………………………………….35
Список использованных источников……………………………………...38

Работа содержит 1 файл

Курсовая - Налоговая система РБ и пути ее совершенствования.doc

— 228.50 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

      Кафедра 

бюджета и финансов ВЭД

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования

 

 

 

Студент

ФФБД, 4 курс, ДФФ-3  _________  Д. И. Ваницкий

 

Руководитель

ассистент     _________  Н. А. Кузнецова

 

 

 

МИНСК 2004

 

Содержание

 

Введение………………………………………………………….………….3

 

1. Сущность, функции и классификация  налогов…………………….…..5

 

2. Характеристика налоговой системы Республики Беларусь…………..17

 

3. Пути совершенствования существующей  системы налого-

обложения Республики Беларусь………………………………………….27

 

Заключение………………………………………………………………….35

 

Список использованных источников……………………………………...38

 

Введение

 

В настоящее время бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на республиканском и местном уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки. На налоговые поступления в структуре доходной части бюджета приходится, как правило, свыше 90 %.

В сложное для нашей страны время  налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции Беларуси. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Наиболее полное поступление налоговых  поступлений в бюджет, рационализация и оптимизация налогов осуществляется в рамках налоговой системы. Грамотно построенная, эффективная и мобильная налоговая система – залог экономических успехов любого государства. В современной налоговой системе налоги должны выполнять все свои основные функции: фискальную, стимулирующую, распределительную и регулирующую.

Целью данной курсовой работы является выявление сущности налогов, характеристика их основных видов, а также рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизма её функционирования. Представляется необходимым характеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь.

Исходя их поставленной цели, можно  сформулировать ряд задач, которые  автор предполагает решить в ходе настоящего исследования:

  • Изучение сущности, функций и классификации налогов.
  • Рассмотрение основ налоговой системы Республики Беларусь, выявление отдельных недостатков ее построения, изучение динамики ее развития.
  • Оценка эффективности и определение путей совершенствования существующей системы налогообложения Республики Беларусь.

Объектом исследования является налоговая  система как основа организации взимания налогов и сборов, а также пути ее совершенствования.

Предмет исследования – эффективность  функционирования налоговой системы  Республики Беларусь, рассмотрение возможных  направлений улучшения.

В процессе работы автором использовались методы систематизации и логического обобщения теоретических источников, а также статистического анализа фактического материала.

Тема налогов и налоговой  системы в достаточной степени  освещена в различных литературных источниках. Для написания теоретической части курсовой работы автором использовались учебные пособия и исследования таких отечественных ученых, как Н. Е. Заяц, Т. И. Василевская, Л. А. Ханкевич и других. Для рассмотрения основ действующей налоговой системы республики были использованы работы В. А. Гюрджан, Т. И. Василевской, Т. Образковой и др., а также акты законодательства.

Неоценимую помощь автору при определении  путей совершенствования налоговой системы оказали многочисленные материалы периодических изданий, ресурсы Internet.

 

 

Сущность, функции и классификация налогов

 

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с первых дней существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс.

В историческом развитии механизма взимания налогов обычно выделяют три основных этапа. Начальный этап (от древнего мира до начала средних веков) характеризуется отсутствием финансового аппарата для определения и сбора налогов: государство лишь устанавливало общую сумму средств, которую желало получить, а сбор налогов поручало городу ил общине. [21, стр. 5]

На втором этапе (XVI-XIX вв.) появляются различные государственные учреждения, в том числе финансовые. Государство начинает выполнять некоторые функции: установление квоты обложения, определение процесса сбора налогов и наблюдение за ним.

Третий (современный) этап характеризуется  тем, что государство взяло в  свои руки все функции установления и взимания налогов. Региональные органы управления, местные органы власти играют роль помощников государства, имея определенную степень самостоятельности. Правила и законы налогообложения выработаны. [10, стр. 5]

Налоги представляют собой объективную  реальность, связанную с существованием государства. Их сущность выражается в отношениях между государственной властью, хозяйствующими субъектами и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Специфичность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов предприятий и населения на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льготы. [4, стр. 7]

Налоги как специфическая форма  производственных отношений оказывает влияние на основные факторы общественного производства и различные социальные группы. Работники наемного труда, получив заработную плату, расходуют ее преимущественно на потребление товаров и услуг, уплату налогов. В связи с этим налоги воздействуют на экономику в зависимости от уровня оплаты труда. Во-первых, размер налога определяет уровень оплаты труда, которая включает налоговые платежи. Во-вторых, они влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рынка содействуют развитию производства или тормозят его. Обусловлено это тем, что преобладающая часть доходов лиц наемного труда предназначена для потребления в данный момент или в перспективе. Поэтому изменение величины налогообложения сразу отражается на их спросе и в целом на платежеспособности страны. В-третьих, налоги определяют соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг. Влияние налогов распространяется и на владельцев капитала, хотя оно своеобразно, так как налоги нейтральны к личному потреблению предпринимателя, поскольку его прибыль, как правило, превышает затраты на удовлетворение его потребностей. В то же время налоги воздействуют на собственника капитала через другие рычаги.

Мобилизация части прибавочного продукта в денежной форме осуществляется государством принудительно в форме налоговых платежей, взимаемых как с хозяйствующих субъектов, так и с населения страны. Отчужденная и присвоенная принудительно часть новой стоимости превращается в централизованный фонд финансовых ресурсов государства. Весь процесс, связанный с образованием государственного денежного фонда, выступает как содержание финансов.

Таким образом, исследуя сущность налогов  с учетом специфических черт, можно дать следующее определение налогов. Налоги – это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей. [10, стр. 37]

Налогоплательщики обязаны подчинятся законодательству, а вопросы об установлении налогов и о государственном бюджете страны не могут выноситься на общенародный референдум. По своей сути налог – это одностороннее движение средств в бюджет, а приводным механизмом к его осуществлению служит принудительный и бесспорный характер взимания.

В конечном счете, налоги косвенным  образом все  же возвращаются налогоплательщикам в виде финансирования из бюджета отдельных отраслей экономики, расходов социально-культурного назначения или удовлетворения других общественных потребностей. Поэтому предприятиям и населению небезразлично как используются их платежи, и они вправе требовать от государства полного отчета об исполнении бюджета.

Налогоплательщики, как правило, уплачивают налоги самостоятельно. Однако, если они  нарушают установленные нормы налогообложения, то в силу вступает механизм принуждения  и применения финансовых и штрафных санкций.

Следовательно, налог можно характеризовать как установленную государством в интересах всего общества форму отчуждения собственности юридических и физических лиц на условиях безвозвратности и принуждения.

Налоги, введенные в законодательном  порядке, носят легальный характер. После их уплаты плательщик приобретает полную хозяйственную самостоятельность и потому, по словам А. Смита они являются для тех, кто платит признаком не рабства, а свободы. Именно эти специфические качества позволяют государству использовать налоги не только в фискальных целях, но и воздействовать через них на деятельность субъектов хозяйствования в целях общественного прогресса. [4, стр. 7]

Налоги как один из важнейших  экономических инструментов государственного регулирования интересов всех субъектов общества могут быть либо предпосылкой, либо преградой на пути к благополучию страны. Поэтому каждое государство, особенно в период общественно-политических и экономических реформ, должно уделять пристальное внимание формированию эффективного механизма налогового регулирования – главной задаче налоговой политики.

Такой механизм позволит не только обеспечить необходимую централизацию государственных средств, но и управлять экономическим ростом, движением инвестиционных потоков в направлении избранных в обществе приоритетов и тем самым содействовать структурной перестройке экономики.

Эффективность проведения налоговой  политики в значительной мере предопределяется ее соответствием основным теоретическим  принципам налогообложения.

Следует отметить, что в целом  существует несколько основополагающих принципов налогообложения, которые были изначально сформулированы в классической теории налогов, а затем с некоторыми модификациями получили развитие в иных концепциях, в частности кейнсианской, монетаристской и других. Речь идет о принципах равномерности, определенности, удобства, дешевизны. [20, стр. 32]

Не вызывает сомнений необходимость  равномерного распределения налоговой нагрузки на все субъекты хозяйствования, поскольку в противном случае предоставление каких-либо преимуществ отдельным предприятиям по сравнению с аналогичными приведет к нарушению конкурентного равновесия.

Что касается принципа определенности, то налоговое законодательство должно быть стабильным, любые его корректировки  ни в коем случае не должны приниматься задним числом, а о предстоящих изменениях необходимо широко информировать налогоплательщиков. Это позволит им принимать деловые решения на перспективу, и будет способствовать повышению привлекательности инвестиционного климата в стране.

Помимо этого налоговое законодательство должно быть простым, понятным и удобным для налогоплательщиков, исключающим множество дифференцированных ставок и сложные расчеты.

Принцип дешевизны характеризует  эффективность налоговой системы  для государства и определяется административными затратами на ее обслуживание. Наиболее эффективной будет та система, которая обеспечивает наиболее полное поступление налогов в бюджет при наименьших затратах по их сбору. Помимо этого налоговая система не должна сдерживать развитие экономики, поскольку значительная централизация средств в бюджете сегодня может завтра обернуться бюджетными потерями. Этот подход требует оптимизации уровня налоговой нагрузки. Кроме того, налоговая система может быть признана эффективной, если она стимулирует развитие приоритетных направлений в области экономического и социального развития общества.

Налоги в структуре общественных отношений выполняют ряд чрезвычайно важных и сложных задач. Принципиально их можно свести к четырем основным функциям: фискальной, стимулирующей, распределительной и регулирующей.

Фискальная функция выступает  в качестве первоначальной, поскольку  она является причиной возникновения  и существования налогов. Это  основная функция, характерная для  всех государств на различных этапах развития. Эта функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. Если налог не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Мобилизуя через налоги часть национального дохода, государство постоянно взаимодействует с участниками производственного процесса, что обеспечивает ему реальные возможности влиять на развитие экономики в нужном направлении.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования