Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: o*******@mail.ru, 27 Ноября 2011 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.
Задачи курсовой работы:
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...4
1 Классификация налогов. Прямые и косвенные налоги…………………………6
2 Налоговая система Республики Беларусь на современном этапе……………..15
3 Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22
Заключение………………………………………………………………………….30
Список использованных источников…………

Работа содержит 1 файл

титульник.doc

— 233.50 Кб (Скачать)

     РЕФЕРАТ 

     Курсовая  работа: 35стр., 26 источников, 3 таблицы, 1 рисунок 

        НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА, НАЛОГОВОЕ БРЕМЯ, БЮДЖЕТ, НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ,  НАЛОГОВОЕ  РЕГУЛИРОВАНИЕ, ПРЯМЫЕ НАЛОГИ, КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ, НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ. 

     Объектом  исследования является система налогообложения, налоговая система Республики Беларусь.

     Предметом исследования - содержание, основные виды и сущность налогов, особенности функционирования налоговой системы в Республике Беларусь, ее основные черты, проблемы и перспективы развития и совершенствования.

     Целью данной курсовой работы является рассмотрение главных элементов налоговой системы и механизма её функционирования. Для раскрытия цели входе написания данной работы были решены задачи по характеристике её основных элементов и проведён статистический анализ налоговой ситуации последних лет в Беларуси.

    Методы  исследования: сравнительного и экономического анализа, группировок, экономико-математические, экспертных оценок.

     Автор работы подтверждает, что приведенный  в ней расчетно-аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения и концепции сопровождаются ссылками на их авторов. 
 
 
 
 
 
 

      __________________

 

СОДЕРЖАНИЕ 

Введение……………………………………………………………………………...4

1 Классификация  налогов. Прямые и косвенные  налоги…………………………6

2 Налоговая система  Республики Беларусь на современном  этапе……………..15

3 Пути развития  и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь……………………………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………….30

Список использованных источников……………………………………………...32

Приложение А………………………………………………………………………34

Приложение Б ……………………………………………………………………...35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

     ВВЕДЕНИЕ

     Налоги  являются важным экономическим рычагом, при помощи которого государство  воздействует на рыночную экономику. На Западе налоговые вопросы давно  уже занимают почетное место в  финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

     Сегодня комплекс вопросов, связанных с состоянием налоговой системы Республики Беларусь, ее возможностями полноценной реализации своих функций приобретает первостепенное значение как для большинства  предприятий и граждан налогоплательщиков, так и для самого государства. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств, всегда воспринималась очень болезненно, особенно на современном этапе. Налоговая система Республики Беларусь включает в себя достаточно большое число налогов и различных других платежей, как на республиканском, так и на и местном уровнях.

     Применение  налогов является одним из методов  экономического управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

     Именно  поэтому темой данной курсовой работы выбран очень важный и актуальный вопрос – вопрос о налогах и  налогообложении, а также о путях  их совершенствования в нашей  стране, Республике Беларусь.

     Цель  данной работы – рассмотреть систему налоговых платежей и, в частности, налоговую систему Республики Беларусь, перспективы перестройки ее в ближайшие годы.

     Задачи  курсовой работы:

  • охарактеризовать основные виды налогов;
  • проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
  • рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
  • проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
  • охарактеризовать основные элементы налоговой системы Республики Беларусь;
  • рассмотреть перспективы перестройки ее в ближайшие годы;
  • определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.
 

 

  1. Классификации налогов. Прямые и  косвенные налоги

       Налоги являются необходимым  звеном экономических отношений  в обществе с первых дней  существования государства. Развитие и изменение форм государственного устройства неизбежно сопровождается преобразованием налоговой системы. В современном обществе налоги – основная форма доходов государства. Налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на научно-технический прогресс. [1]

          В каждой стране взимается  большое число разнообразных  налогов и сборов, которые различаются  как по названиям, так и по  способам взимания. Нередко налоги  отдельных стран бывают, похожи по названиям, но существенно не совпадают по условиям и деталям принципиального характера. В связи с этим изучение налоговых систем разных стран и их сравнительный анализ требуют соблюдения общих принципов и правил группировки налоговых платежей, их классификаций.

     Что касается классификации налогов, то под ней понимается группировка  налогов по различным признакам. Нельзя не заметить, что количество группировок достаточно велико. Почему тот или иной налог отнесен  к различным группам – это зависит от того, что положено в основу разграничения. Иначе говоря, речь идет об основаниях отнесения налогов к классификационным группам. Основания могут быть как экономического, так и юридического характера .[2]

     Вся совокупность обязательных платежей налогового характера может быть классифицирована по различным критериям. Видится целесообразным рассмотреть следующие:

     1) В зависимости от компетенции органа, который вводит действие налога на соответствующей территории, налоги подразделяются на:

     - общегосударственные;

     - местные.

     2) В зависимости от канала поступления выделяют:

     - закрепленные;

          - регулирующие. [3]

     Закрепленные представляют собой налоги, которые полностью или в определенной части в твердо фиксированной доле (процентах) на постоянной либо долговременной основе поступают в соответствующий бюджет, за которым они закреплены. Например, подоходный налог является доходом местного бюджета. Среди закрепленных налогов выделяют налоги, которые поступают в республиканский бюджет, в местный бюджет, во внебюджетный фонд. [4]

     Регулирующие (разноуровневые) налоги поступают одновременно в бюджеты различных уровней с целью покрытия дефицита, в пропорциях в соответствии с бюджетным законодательством. В качестве регулирующих в Республике Беларусь используются акцизы, НДС, налог на прибыль.                  Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении республиканского бюджета на конкретный год. Можно несколько детализировать эту группу налогов, дифференцировав их на группы [5]: 

  1. Государственные - налоги, полностью поступающие в республиканский бюджет;
  2. местные - налоги, полностью поступающие в местные бюджеты;
  3. пропорциональные - налоги, которые распределяются между республиканским и местными бюджетами в определенной пропорции;

     г)   внебюджетные - налоги, поступающие в определенные фонды.

     Установление  и введение в действие государственных  налогов осуществляется решением высшего  представительного органа государства  в форме закона. Это не означает, что эти налоги обязательно поступают в центральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней. Например, в Республике Беларусь к таким платежам можно отнести НДС, налог на прибыль, акцизы.

             Местные налоги могут устанавливаться  как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводятся они только решением, принятым на местном уровне (в республике Беларусь к таким платежам можно отнести налог с продаж, сборы за услуги и т.д.). Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Число таких налогов в отдельных странах колеблется от 20 до 100, а их удельный вес в общих доходах местных бюджетов – от 30 до 70%. [6]. В некоторых странах, например, США, Швейцария, к местным налогам относятся и налоги, взимаемые местными властями в виде надбавок к налогам, закрепленным за вышестоящими бюджетами.

     3) В зависимости от плательщика выделяют:

  • налоги с юридических лиц (например, налог на прибыль);
  • налоги с физических лиц (например, подоходный налог);
  • смешанные - налоги, предполагающие в качестве плательщика и юридических, и физических лиц (налог с владельцев транспортных средств, земельные налоги и т.д.).

     При этом смешанные налоги можно разделить  на:

    1. налоги, которые определяются наличием определенных материальных благ (транспортные средства, участок земли);
    2. налоги, которые определяются деятельностью плательщиков (налог на добавленную стоимость, акцизный сбор).

     4) В зависимости от способа взимания налоги подразделяются на:

  • долевые (количественные) - устанавливающие размер налога для каждого плательщика отдельно, учитывающие имущественное состояние плательщика и его возможности уплаты. Общая величина налога формируется как сумма платежей отдельных плательщиков.
  • раскладочные (репатриационные) - налоги, начисляемые на целую корпорацию плательщиков, которые самостоятельно осуществляют между собой окончательное распределение налогового бремени. Исторически это первая форма взимания налогов, которая проходила несколько этапов: первый - установление общей суммы потребности государства в доходах; второй - распределение этой суммы между территориальными единицами; третий - распределение ее между плательщиками. [7]

     5) В зависимости от характера использования существуют налоги:

  • общего назначения - используются на общие цели, без конкретизации мероприятий или затрат, на которые они расходуются (фактически это и есть действительно налоги).
  • целевые налоги - зачисляются во внебюджетные целевые фонды и предназначены для целевого использования.

     Подобные  платежи имеют ряд положительных  моментов: психологический; увязки затрат и доходов от определенных видов деятельности; определенной независимости конкретного государственного органа. Современные налоговые законодательства широко используют систему целевых налогов. Например, в Швейцарии доход от налога на спиртные напитки и табачные изделия распределяется между кантонами, и выделяются на борьбу с причинами и последствиями алкоголизма. [8]

Информация о работе Пути развития и совершенствования налоговой системы Республики Беларусь