Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 22:36, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь и определить направление ее совершенствования.

Задачи курсовой работы:
в общем рассмотреть налоги и налоговую систему;
охарактеризовать основные виды налогов;
проанализировать роль налоговой системы в регулировании экономики;
рассмотреть налоговую систему Республики Беларусь;
проанализировать налоги, уплачиваемые в Республике Беларусь;
определить основные направления совершенствования налоговой системы в Республике Беларусь.

Работа содержит 1 файл

Налоговая система РБ2 .DOC

— 320.50 Кб (Скачать)

     В Республике Беларусь смешанные налоги можно разделить на две группы: социальные платежи и прочие налоги и сборы. При этом смешанных налогов на протяжении всего существования новой системы налогообложения постоянно снижалась, что связано с переходом некоторых из них в группу косвенных налогов (отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений). К смешенным налогам относятся:

    • Социальные платежи
    • Чрезвычайный налог
    • Отчисления в государственные фонды содействия занятости
    • Единый платеж от ФЗП в размере 5%
    • Отчисления в местный фонд на содержание детских дошкольных учреждений
    • Земельный налог
    • Налог на добываемые из природной среды ресурсы
    • Отчисления в фонд охраны природы
    • Отчисления в другие целевые бюджетные фонды
    • Экологический налог за переработку нефти
    • Налоги за пользование лесными фондами

     Плата за землю обязательна для физических лиц, у которых земельный участок  находится во владении, пользовании  или собственности, кроме физических лиц, имеющих право на льготы по этому налогу. Размер земельного налога определяется в зависимости от качества и местоположения земельного участка и не зависит от результатов хозяйственной и иной деятельности землевладельца, землепользователя и собственника земли.[2]

     Земельный налог удерживается в виде ежегодных фиксированных платежей за гектар земельной площади. Ставки земельного налога, утвержденные Законом Республики Беларусь «О платежах за землю», применяются с учетом деноминации белорусского рубля и ежегодно пересматриваются Советом Министров Республики Беларусь путем применения коэффициентов, учитывающих уровень инфляции к декабрю предыдущего года. Районный, городской и сельский Советы (исполнительные и распорядительные органы) в пределах своей компетенции могут повышать или понижать ставки земельного налога, но не более чем на 50 процентов.

Рисунок 3 - Структура смешанных налогов, сборов, отчислений 

 

    1.    Проблемы и пути совершенствования налоговой системы Республики Беларусь
 
 

     3.1 Налог на добавленную стоимость 
 

     Согласно  классической европейской модели НДС - это универсальный (охватывает все  товары и услуги), многоступенчатый (распространяется на производство, оптовую  и розничную торговлю) налог на чистое потребление (предусматривает  обязательный вычет сумм налога, уплаченных за производственные ресурсы). При этом закрепленный в директивах ЕС тип НДС предусматривает именно полный вычет налога на все покупки производственного назначения, включая капитальное оборудование. На каждой стадии производства и распределения налогом облагается только та часть стоимости товара или услуги, которая добавляется предприятием к стоимости закупленных им производственных ресурсов. Таким образом, через механизм зачета налог взимается только с потребительских товаров и не распространяется на инвестиционные (сырье, материалы, топливо, оборудование) независимо от того, были ли они полностью использованы в производстве за данный отчетный период. Именно этим обеспечиваются нейтральность (невмешательство) налога по отношению к производству, реальное стимулирование инвестиций, новых технологий и экономического роста.

     Три перечисленных признака являются обязательными  условиями любой формы НДС. Они  составляют основу этого налога, определяют его преимущества и особенности. К таким особенностям, в частности, относятся: количество и уровни применяемых ставок налога, правила освобождений, принципы взимания во внешней торговле, техника сбора налога. Конкретные значения этих характеристик, конечно, могут различаться по странам, но обычно используются следующие решения:

  • чаще всего применяются три ставки НДС - пониженная для товаров первой необходимости, повышенная для предметов роскоши и стандартная для всех остальных товаров и услуг. Средний уровень стандартной ставки по странам ОЭСР - не более 14%, пониженной - 5-7%, повышенной - до 20%;
  • используются две формы освобождений от НДС - прямое освобождение от начисления налога и нулевая ставка налога (валовая сумма налога по продажам равна нулю и предприятию возвращаются все суммы налога, уплаченные при покупках производственных ресурсов). Нулевая ставка обычно применяется только к экспорту товаров и услуг. Прямые освобождения имеют достаточно узкую сферу применения и, как правило, устанавливаются для финансовых и страховых услуг, услуг связи и транспорта, образования и здравоохранения;
  • при налогообложении внешней торговли все европейские страны применяют принцип страны назначения товара (экспорт освобождается от налога на основе нулевой ставки, а импорт облагается налогом по действующим в стране-импортере ставкам);
  • все страны используют счет-фактурную технику сбора налога и специальный налоговый учет.
 
 

     2.1 Акцизы 
 

     Акцизные  сборы на отдельные виды товаров  применяются во всех странах. Обычно в перечень подакцизных товаров  входят товары, вредные для здоровья человека и окружающей среды, т.е. табак, алкогольные товары, нефть и нефтепродукты. Основные принципы построения акцизов: равные условия налогообложения для отечественных и импортных товаров; применение механизма зачета сумм акцизов, уплаченных на предыдущих стадиях производства и обращения; налогообложение импорта и освобождение от акциза экспорта товаров; умеренные и стабильные ставки. При этом рекомендуются более доходные и не подверженные инфляции адвалорные (процентные) ставки.

     Из всех этих принципов в белорусской модели акцизов нарушается в основном последнее требование. Применяются, как правило, специальные ставки в евро или белорусских рублях. Причем уровень ставок утверждается не законом, а специальными актами правительства, и постоянно меняется под воздействием инфляции и динамики обменного курса, что не позволяет производителям подакцизных товаров планировать свою деятельность и ее результаты. Отмечается и постоянное недовыполнение предусмотренного в бюджете плана по поступлениям акцизов.

     Очевидно, что в реформировании этого налога главной задачей является введение механизма законодательного утверждения  стабильных ставок. Целесообразно рассмотреть  вопрос о замене специальных ставок на адвалорные.

     В мировой практике эти налоги аналогичны налогу на прибыль (нераспределенную и распределенную в виде дивидендов) корпораций, который применяется только к фирмам, имеющим корпоративную структуру собственности (акционерным обществам и компаниям). Учитывая существенные различия в организации производства и структуре собственности фирм, действующих в экономически развитых странах, по сравнению с предприятиями стран с переходной экономикой, в целом принятую в РБ модель этих налогов как прямых налогов на реально получаемые юридическими лицами доходы и прибыль, можно признать приемлемой. Во всяком случае, на период до завершения постепенного реформирования госсобственности.  
 

     3.3 Подоходный налог. 
 

     Для стран с развитой рыночной экономикой - это основной налог, обеспечивающий преобладающую долю налоговых поступлений, что также обусловлено сложившейся структурой собственности. Этим налогом  облагаются все виды доходов всех групп и слоев населения. При этом прибыль на вложенный капитал рассматривается так же, как любой другой вид дохода. К тому же этот налог позволяет лишь немногие вычеты из облагаемого дохода. Главным из них является вычет издержек, которые необходимы для получения облагаемого дохода. Но при этом в такой доход не входит тот средний минимум годового дохода, который получают низкооплачиваемые слои населения. Для стран с развитой рыночной экономикой он, как правило, достаточно высокий. Учет требований равного и справедливого налогообложения обычно делает систему индивидуального подоходного налога довольно сложной. Для создания равных стимулов к различным видам предпринимательской деятельности максимальная ставка подоходного налога должна быть равна ставке корпорационного налога.

     Очевидно, что конкретная модель подоходного  налога всегда зависит от реально  достигнутых уровня и структуры доходов в экономике, а также форм организации предпринимательской деятельности.  С этих позиций в качестве первоочередных реформ этого налога в Беларуси можно предложить следующие меры:

     1) значительно увеличить необлагаемый  минимум доходов, установив так называемый "нулевой интервал" хотя бы на уровне бюджета прожиточного минимума, с тем, чтобы в целях социальной справедливости исключить из обложения доходы наиболее низкооплачиваемых слоев населения и освободить их от подачи налоговых деклараций;

     2) существенно расширить сферу действия этого налога за счет включения в облагаемую базу всех видов постоянно получаемых доходов (от работы по найму, индивидуальной предпринимательской деятельности и от собственности), пересмотра системы льгот и введения общепринятой в мировой практике налоговых вычетов;

     3) пересмотреть прогрессивную шкалу  ставок налога.

     Однако  нельзя решать этот вопрос однозначно в пользу установления по примеру  РФ плоской единой ставки подоходного  налога на уровне 13%. Необходим взвешенный подход и учет реально складывающейся динамики уровня и структуры доходов населения. Сейчас в Беларуси применяется сложно-прогрессивная шкала, когда каждый прирост дохода, превышающий 240 среднемесячных базовых величин, облагается по повышенным налоговым ставкам. При этом минимальная ставка налога в размере 9% применяется только к облагаемому доходу до 240 среднемесячных БВ, максимальная составляет 30%. Такая структура ставок основана на предпосылке, что люди, имеющие более высокие доходы, должны не только платить больше в абсолютных суммах, но и отдавать в виде налогов большую долю своих доходов. Но на практике это не приводит к заметному увеличению поступлений от названного налога в бюджет или повышению той доли поступлений, которую обеспечивает население с высокими доходами. И не только в связи с незначительным удельным весом таких групп населения, но и в основном из-за ухода высоких доходов в теневую экономику. При прогрессивной шкале даже людям со средними доходами невыгодно иметь дополнительные доходы, поскольку нередко почти весь их прирост фактически уходит в налоги.

     Пропорциональные  ставки, безусловно, более просты и  удобны в применении. Главным их преимуществом считается выравнивание условий налогообложения для  различных слоев населения и  снижение негативного воздействия налогов на стимулы к трудовой и инвестиционной активности.

     С учетом этого наиболее приемлемым для  Беларуси является введение вместо действующей  сложно-прогрессивной шкалы ставок двухуровневой пропорциональной шкалы  с нижней ставкой на уровне 10% и верхней - на уровне 15%. 
 

     3.4 Отчисления на социальное страхование 
 

     В первую очередь необходимо придать  им статус налога, как это сделано  в развитых странах, а сейчас и  в России, и пересмотреть соотношение  ставок платежей между нанимателями и работниками (при существующей схеме - 35% и 1% соответственно). Сохранив общий размер тарифа, целесообразно увеличить ставку платежей для работников хотя бы до 10 - 12% с тем, чтобы усилить их целевой, возвратный характер и создать основу для последующего постепенного введения добровольного индивидуального социального страхования (в частности, пенсионного). Одновременно ставку взносов для нанимателей логично сократить вначале до 23 -25%, что позволит только за счет перераспределения снизить налоговое давление на предприятия. Действующий излишне высокий уровень обложения фонда зарплаты (с учетом чрезвычайного налога почти двукратный) не только завышает себестоимость и соответственно снижает ценовую конкурентоспособность продукции, но и подрывает стимулы к созданию новых рабочих мест. Кроме того, должны быть разработаны эффективные механизмы координации деятельности налоговых органов и администрации социального страхования как в обеспечении сбора этих платежей, так и в ведении необходимого учета и документации. 
 

     3.5 Имущественные налоги 
 

     К ним, в частности, относятся налоги на собственность (накопленное богатство) в таких конкретных формах, как  земельный налог, налог на имущество (недвижимость), рентные платежи  и в определенной мере экологические  налоги. При общих принципах выбора объектов и субъектов налогообложения, небольших ставках и механизмах изъятия конкретные модели этих налогов существенно различаются по странам. Как правило, эти налоги составляют основу местных бюджетов, поскольку только местные власти могут обеспечить действительно эффективный контроль за накопленным имуществом, полноту его учета, оценку специфики и соответственно наиболее результативный сбор таких налогов.

     То  есть для белорусских реалий в  качестве первоочередных реформ можно  выделить: преобразование налога на недвижимость в налог на имущество с соответствующим пересмотром субъектов и объектов налогообложения, уточнением налоговой базы и ставок; существенное повышение ставок и модернизацию применяемого порядка взимания земельного налога и налогов с пользователей природных ресурсов.

Информация о работе Налоговая система Республики Беларусь и пути ее совершенствования