Налоговая политика Смоленского региона

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа

Описание работы

Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38

Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55

Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62

Работа содержит 1 файл

Налоговая политика Смоленского региона.docx

— 161.16 Кб (Скачать)

Социологические исследования показывают, что российские граждане - налогоплательщики  воспринимают налоги как ничем не обоснованные поборы со стороны государственных  институтов власти, налоговые органы - как противников, а государство  в целом - как обузу. В связи  с этим и рядом других причин в  России значительная часть населения  воспринимает уход от налогов как  абсолютно нормальное и оправдываемое  явление, хотя, по сути, это противоречит этическим нормам и исконным традициям  народа.

Политика общественного договора подразумевает согласие обеих сторон, то есть налогоплательщики должны быть убеждены и согласны платить налоги, а не вынуждены, как это обстоит  сейчас. Законодательные нормы сначала  должны рассматриваться с точки  зрения честного плательщика налогов, и если возникают ситуации, в которых  та или иная норма затрудняет нормальную хозяйственную деятельность плательщика, она должна отвергаться независимо от того, насколько эта норма затрудняет уход от налогообложения.

В настоящее время отношения  между обществом и государственными органами управления, обеспечивающими  сбор налогов, являются фискальными, а  должны быть партнерскими. Насилие  необходимо заменить добровольным сотрудничеством. Все иные подходы в стратегическом плане менее перспективны, чем  обеспечение процесса сбора налогов  на основе партнерских отношений  между обществом и государством.

По своей сути, сбор налогов - это  процесс, включающий ряд взаимосвязанных, взаимообусловленных составляющих и действий, направленных на получение  искомого результата. Это достаточно сложный вид деятельности исполнительных органов власти, осуществляемый на базе совокупности законов и нацеленный на выполнение налогоплательщиками  своих обязательств перед государством и обществом в части уплаты налогов.

Сбор налогов является инструментом, с помощью которого возможно оказывать  целенаправленное воздействие на те или иные составляющие экономического развития регионов. Исходя из действующей  практики следует, что он включает ведение  базы данных Государственного реестра  налогоплательщиков; прием, ввод в базу данных и проверку бухгалтерской  и налоговой отчетности, а также  иных сведений от налогоплательщиков; информирование плательщиков о результатах  таких проверок; применение санкций  за нарушения налогового законодательства, выявленные на этом этапе работы, и  информирование об этом плательщиков. В него входят ведение лицевых  счетов налогоплательщиков; выявление  недоимок и переплат, их взаимозачеты, возврат излишне уплаченных сумм налогов; начисление пени; информирование плательщиков о результатах этой работы. Важными составляющими процесса сбора налогов являются налоговые  проверки со всеми присущими им процедурами: от выбора объекта до оформления постановления  о наложении санкций по их результатам, а также процедуры взыскания  в бюджет задолженности по налогам  и сборам, по финансовым и административным санкциям за нарушения налогового законодательства. Завершается процесс сбора налогов  составлением отчетности о результатах  работы, анализом его достижений, подведением  итогов и выработкой системы мер  по управлению выявленными резервами.41

 

 

 

 

Заключение.

Налоговая политика – составная  часть социально – экономической  политики государства, ориентированная  на формирование такой налоговой  системы, которая стимулирует накопления и рациональное использование национального  богатства страны, способствует гармонизации интересов экономики и общества и тем самым обеспечивает социально  – экономический прогресс общества.

 Говоря о проблемах современной налоговой системы РФ, прежде всего, стоит отметить проблему налогового администрирования – налоговая система РФ по-прежнему остается очень громоздкой, неэкономичной и малоэффективной. Большое количество налогов, сложные методики их расчета, наличие большого количества бюрократических процедур приводят к значительному увеличению трудоемкости как налогового учета, так и налогового инспектирования. Проведение рациональной налоговой политики позволяет решать задачи:

- обеспечения государства  финансовыми ресурсами; 

- создания условий для  регулирования экономики;

- сглаживания неравенства  в уровнях доходов населения. 

Основные направления совершенствования налоговой системы РФ:

1) по мере снижения  обязательств государства в сфере  оптимизации расходов на нужды  государства и общества добиваться  снижения уровня налоговых изъятий  за счет уменьшения числа налогов  и снижения налоговых ставок  – сокращение числа налогов  и налоговых ставок вполне  может привести к тому, что  многие налогоплательщики «выйдут  из тени», перестанут скрывать свои налоги. Сокращение налогов благоприятно скажется и на финансовом состоянии предприятий, и на их инвестиционной деятельности – часть денежных средств, которые будут оставаться в результате уменьшения налоговых ставок, будет направляться на развитие хозяйствующих субъектов.

2) сделать налоговую систему  более справедливой по отношению  к налогоплательщикам, находящимся  не только в разных экономических  условиях, но и с учетом единого  экономического пространства для  всех субъектов налога и единого  механизма регулирования налогообложения.

3) налоговая система должна  обеспечить снижение уровня издержек  исполнения налогового законодательства  как для государства, так и  для субъектов налога. Действительно,  система налогового администрирования  является, по сути, одним из слабых  мест современной налоговой системы  России. Большое количество налогов,  сложные методики их исчисления, необходимость предоставления ежеквартальных  налоговых деклараций делают  налоговую систему неэкономичной  и малоэффективной как для  предприятий и граждан, так  и для государства.

Для достижения указанной  цели необходимо законодательно и практически  решить следующие проблемы:

- законодательно и организационно  обеспечить полноту и эффективность  сбора платежей со всех категорий  субъектов налога;

- законодательно и организационно  упростить налоговую систему  за счет уменьшения числа налогов  и сборов, заменив их единым  налогом на доход, сокращения  и ликвидации всевозможных внебюджетных  и бюджетных фондов, сокращения  органов, ответственных за собираемость  налоговых платежей.

Налоговая политика на уровне региона это - совокупность мероприятий, проводимых региональными органами власти в области региональных налогов, а также в области налоговых льгот и налоговых ставок по федеральным налогам в тех пределах, которые установлены федеральным законодательством в рамках проведения единой государственной налоговой политики и направленных на создание благоприятного налогового климата и повышение налогового потенциала региона.

В целом, деятельность Правительства  и налоговых ведомств Смоленской области в сфере налоговой  политике эффективна.

В целях совершенствования налоговой политике в Смоленском регионе предлагается:

- укреплять финансовые основы деятельности региона и муниципальных образований, чтобы появлялась реальная заинтересованность в наращивании и укреплении налогового потенциала, формирования современной региональной налоговой политики.

- постепенное снижение  числа налогов и налоговых  ставок с целью снижения налогового  бремени хозяйствующих субъектов,  что позволит им аккумулировать  дополнительные денежные средства  на развитие;

- реформирование системы  налогового администрирования с  целью сокращения уровня издержек  исполнения налогового законодательства  как для государства, так и  для субъектов налога;

- совершенствование налогового  документооборота;

- упростить методики исчисления  налогов;

Налоговый механизм является наиболее действенным и эффективным  рычагом государственного регулирования. От того, насколько эффективной будет  налоговая система государства, зависит и эффективность функционирования страны и народного хозяйства  в целом.

 

Список используемой литературы

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации.
  2. Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов. – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 67-68
  3. Алехин С. Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков // Экономический анализ: теория и практика. - 2007.
  4. АлиевНалоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 115-116
  5. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с. с.166-167
  6. Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен») с.336-343
  7. Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2006. – с. 7-44
  8. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с. С.671
  9. Едронова В.Н. Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. – 2005. - №8. с.74
  10. Кулешов, И. В. Особенности государственной службы в налоговых органах Российской Федерации / И. В. Кулешов // Чиновникъ. - 2006. - N. 2. - С. 20-27
  11. Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 416 с. С.156
  12. Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело, 2007. – с. 40
  13. Налоговая политика: Теория и практика: Учебник / Майбуров Издательство: ЮНИТИ 2010 с.519  С.101-102
  14. Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – с. 55
  15. Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 26
  16. Н.В. Миляков Налоговое право Москва ИНФРА-М 2008 Учебник. С. 61-63
  17. Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2006. – с. 46
  18. Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 89
  19. Налоговая система России: от анализа проблем к их решению/ Починок А.П.// Проблемы теории и практики управления.- 2009.- №2.- С. 8-15
  20. Романовский Михаил Владимирович  Питер, 2006 г. Учебник для ВУЗов \ Налоги и налогообложение. С.10
  21. Рощупкина, В.В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне  / В. В. Рощупкина // Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - С. 47-50. 
  22. Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА",  2007. с9-10
  23. Труфанов, В.Н. Реализация налоговой политики Российской Федерации на региональном уровне [Текст] / В. Н. Труфанов // Вестник Иркутского государственного технического университета. - 2010. Т. 27. - № 3. - С. 175-178. 
  24. Департамент экономического развития и торговли Смоленской области. Направления бюджетно налоговой политики на 2011г.
  25. Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научнопрактической конференции (16 – 18 июня 2008 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 276 с.
  26. Доклад заместителя руководителя  УФНС России по Смоленской области С.М. Васильева
  27. Отчет Инспекции ФНС по г. Смоленску. «История создания ИФНС по г. Смоленску»
  28. Отчет Инспекции ФНС по г. Смоленску «Итоги выполненной работы за 2010 г.  – 1 квартал 2011 г.»

1 Романовский Михаил Владимирович  Питер, 2006 г. Учебник для ВУЗов \ Налоги и налогообложение. С.10

2Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и

доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 720 с. С.23

3 Н.В. Миляков Налоговое право Москва ИНФРА-М 2008 Учебник. С. 61-63

4 Скрипниченко В. Налоги и налогообложение. - СПб: ИД "Питер", М.: Издательский дом "БИНФА",

2007. с9-10

5 Н.В. Миляков Налоговое право Москва ИНФРА-М 2008 Учебник. С. 70-71

6 Налоговая политика: Теория и практика: Учебник / Майбуров Издательство: ЮНИТИ 2010 с.519 С.69-73.

7 Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Финансы и статистика, 2007. – с. 26

8 Налоги и налогообложение:Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.:Финансы и статистика, 2005. – с.41

9 Пансков В.Г. Налоги и налоговая система РФ: учебник – М.: Финансы и статистика, 2006. – с. 46

10 Майбуров И.А. Налоги и налогообложение: учебник для студентов вузов, обучающимся по специальностям «Финансы и кредит», «Бухг. учет, анализ и аудит», «Мировая экономика» - СПб.: Питер, 2006 – с. 55

11 Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 115-116

12  Перов А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие – М.: Юрайт-Издат, 2007. – с. 89

13 ФЗ N 146 от 31 июля 1998 года  Налоговый кодекс РФ часть 1 статья 3

14 Налоги и налогообложение: Учеб. пособие / Под ред. Б.Х.Алиева. – М.: Финансы и статистика, 2005. – с. 117-119

15Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: учебник – М.: Дело, 2007. – с. 40

16 Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 67-68

17 Александров И.М. Налоги и налогообложение: учебник для студентов, обучающихся по направлению 521600 – Экономика и другим экономическим специальностям – М.: ИНФРА-М, 2008. – с. 71-74

18 Вещунова Н.Л. Налоги Российской Федерации. – СПб.: Питер, 2006. – с. 7-44

19 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с. С.285

20 Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 416 с.154

21 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен»)с.166

22 Курс экономической теории: Общие основы экономической теории. Микроэкономика. Макроэкономика. Основы национальной экономики: Учебное пособие/Под ред. д.э.н., проф. А.В. Сидоровича; МГУ им. М.В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2006. – 832 с. С. 271

23 Кураков Л.П., Берулава М.Н. Основы экономики: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2005. – 416 с. С.156

24 Борисов Е.Ф. Экономическая теория: Учебник. – М.: Юрайт-Издат, 2003. – 384с. с.166-167

25 Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2006. – 256с.: ил. – (Серия «Завтра экзамен») с.336-343

26 Едронова В.Н. Принципы налоговой политики/В.Н. Едронова, Н.Н. Мамыкина//Финансы и кредит. – 2005. - №8. с.74

27 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с. С.285 с.286-288

28 Алехин С.Н. Анализ перспектив наполнения бюджета при снижении налогового бремени налогоплательщиков/С.Н. Алехин//Финансы и кредит. – 2005 с.49

29 Налоговая политика: Теория и практика: Учебник / Майбуров Издательство: ЮНИТИ 2010 с.519  С.101-102

30 Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп./под ред. А.Г. Грязновой и Н.Н. Думной. – М.: КНОРУС, 2007. – 688 с. С.671

31 Кулешов, И. В. Особенности государственной службы в налоговых органах Российской Федерации / И. В. Кулешов // Чиновникъ. - 2006. - N. 2. - С. 20-27

  1.  

33 Департамент экономического развития и торговли Смоленской области. Направления бюджетно налоговой политики на 2011г.

34Налоговая система России: от анализа проблем к их решению/ Починок А.П.// Проблемы теории и практики управления.- 2009.- №2.- С. 8-15

35 Рощупкина, В.В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне / В. В. Рощупкина // Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - С. 47-50. 

 

36 Проблемы совершенствования бюджетной политики регионов и муниципалитетов: Материалы Восьмой научнопрактической конференции (16 – 18 июня 2008 г.). – Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2008. – 276 с.

37 Доклад заместителя руководителя  УФНС России по Смоленской области С.М. Васильева

38 Отчет Инспекции ФНС по г. Смоленску. «История создания ИФНС по г. Смоленску»

39 Отчет Инспекции ФНС по г. Смоленску «Итоги выполненной работы за 2010 г.  – 1 квартал 2011 г.»

40 Рощупкина, В.В. К вопросу об эффективности налоговой политики на региональном уровне [Текст] / В. В. Рощупкина // Финансы и кредит. - 2009. - № 3. - С. 72-75. 

41 Перов А.В., Толкушкин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. — 5-е изд., перераб. и

доп. — М.: Юрайт-Издат, 2007. — 720 с. 324 - 329

 


Информация о работе Налоговая политика Смоленского региона