Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа
Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38
Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55
Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62
Обобщая изложенное, необходимо отметить, что неотъемлемой частью проводимой налоговой политики должно стать совершенствование принципов налогового администрирования. Существенное внимание должно уделяться мерам по совершенствованию налогового администрирования, направленным, с одной стороны, на пресечение практики уклонения от налогообложения путем исправления имеющихся недоработок в законодательстве о налогах и сборах, и с другой – на безусловное обеспечение законных прав налогоплательщиков. Необходимо продолжить линию усиления защиты налогоплательщиков от неправомерных требований налоговых органов и создания для налогоплательщиков более комфортных условий для уплаты налогов и сборов..36
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль.
Инспекция ФНС по городу
Смоленску находится в
Налоговые органы в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, НК РФ, федеральными законами и иными законодательными актами РФ, нормативными правовыми актами Президента РФ и Правительства РФ, а также нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, принимаемыми в пределах их полномочий по вопросам налогов и сборов.
Инспекция является территориальным органом, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, а также за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции и за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
Инспекция является
уполномоченным
Инспекцию возглавляет
руководитель, назначаемый на должность
и освобождаемый от должности
Министром финансов РФ по
Руководитель Инспекции
несет персональную
Руководитель Инспекции
имеет заместителей, назначаемых
на должность и освобождаемых
от должности руководителем
Приказом ФНС России от 12.03.2010 № ММ-7-4/112 9 июня 2010 года была создана Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Смоленску.
Начальником Инспекции назначен – Юрий Петрович Марченков. Стаж работы в налоговых органах – 20 лет 8 месяцев.
Основу ее составили сотрудники бывших Инспекций по Заднепровскому, Ленинскому и Промышленному районам города Смоленска.
Инспекция занимает ведущее положение в структуре налоговых органов области.
В настоящее время штатная
численность сотрудников
Инспекция представляет собой единый слаженный, работоспособный механизм, костяк которого составляют опытные работники, имеющие стаж работы более 15 лет –248, из них более 20 лет - 129 человек, опыт которых перенимает молодые работники, имеющие стаж работы до 5 лет - 100 человек.38
Наряду с увеличением поступающих платежей наглядным показателем изменения объема работы Инспекции является количество налогоплательщиков. Инспекция занимает первое место в области по количеству юридических лиц, состоящих на налоговом учете - 13065 или 55 % от общего количества юридических лиц, состоящих на налоговом учете в Инспекциях области, по количеству индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учете - 11446 или 43 % от общего количества индивидуальных предпринимателей, состоящих на налоговом учете в Инспекциях области и первое место в области по количеству физических лиц, состоящих на налоговом учете - 309718 или 30 % от общего количества физических лиц, состоящих на налоговом учете в Инспекциях области. На учете в Инспекции ФНС России по г. Смоленску по состоянию на 01.01.2011 года стоит более 196 тысяч владельцев имущества (строений, помещений и сооружений), 65,5 тысяч владельцев транспортных средств, почти 30 тысяч владельцев земельных участков.
За истекший год были обеспечены поступления в бюджет в общей сумме 12,9 млрд. рублей, в том числе консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации – 8,3 млрд. рублей. Рост доходов территориальных бюджетов обеспечен на 16 процентов.
Налоговая инспекция это сложный механизм, выполняющий множество функций, взаимодействующий со множеством предприятий, организаций и граждан, получающий и обрабатывающий информацию из множества источников. В один и тот же период времени в инспекции протекает несколько достаточно обособленных, но подчиненных единой цели процессов. Технологический цикл работы инспекции можно представить в виде следующей схемы:
Процессы эти информационно и технологически взаимосвязаны и, соответственно, должны быть согласованы и синхронизированы друг с другом. Главной целью работы налоговой инспекции является сбор налогов, и любая рассогласованность в работе налоговых инспекторов ведет к прямым и косвенным потерям бюджета. Отсюда возникает требование максимально четкого общего управления инспекцией, контроля за сроками выполнения работ и за результатами работы каждого сотрудника. Осуществить такой контроль силами одного руководителя инспекции невозможно. Возникает необходимость разделить технологическую цепочку работы инспекции на отдельные участки и объединить инспекторов, работающих на каждом таком участке в административно обособленном подразделении – отделе. Изменение круга задач, решаемых каждым отделом, дает возможность корректировать технологию работы инспекции, более рационально решать конкретные проблемы, обеспечивать более эффективное взаимодействие инспекции с другими органами власти и управления и с налогоплательщиками.
Второй причиной, вызвавшей деление инспекции на отделы, является сложность и многоплановость налогового законодательства. Один человек не в состоянии знать его во всех деталях, необходимых для работы с налогоплательщиками. Вообще, налоговый инспектор должен знать налоговое законодательство лучше, чем среднестатистический главный бухгалтер или аудитор – только в этом случае инспектор сможет добиться успеха в работе. Для того, чтобы поддерживать высокий уровень квалификации налоговых инспекторов необходимо обеспечить их специализацию.
Выделение в составе инспекции тех или иных отделов есть следствие:
Налоговое законодательство оказывает влияние на структуру инспекции через состав налогов и методику их исчисления и уплаты. 39
В структуру ИФНС по г. Смоленску входят 15 отделов(таблица.5):
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов
В настоящее время необходима такая система управления, которая позволит осуществлять полный сбор государственных налогов в регионе и обеспечивать своевременное поступление налогов в соответствующие бюджеты. Следует также использовать действенные организационные и экономические механизмы управления процессом сбора налогов, позволяющие повысить результативность данной деятельности, развивать функции координации деятельности организационных структур управления, различных ведомств, департаментов и управлений, обеспечивающих процесс сбора налогов, повышать уровень их интеграции, способности гибко и адекватно реагировать на изменения окружающей среды.
Поиск и обоснование путей
- исследование сущности и
- изучение состояния и
- анализ экономических
- формирование региональной
- координация функций
- разработка организационных и
экономических механизмов
- организация контроля как
Можно выделить следующие пути решения важной народнохозяйственной задачи и целенаправленного воздействия процесса сбора налогов на региональную экономику:
- формирование региональной
- координация функций
- разработка организационных и
экономических механизмов, регулирующих
процесс управления сбором
- обоснование и использование
современных инструментов, форм
контроля, способных целенаправленно
воздействовать на
Сбор налогов является необходимой деятельностью государства, осуществляемой в рамках реализации налоговой политики и направленной на решение экономических и социальных проблем населения.
Эффективность сбора налогов в регионах во многом предопределяется той политикой государства, которую оно реализует в этой сфере деятельности и из которой вытекают все приоритеты, методы, технологии управления и результаты.
В настоящее время политика сбора налогов и технологии управления построены на идее борьбы с «неплательщиками налогов». Разработанные под такую политику законы, сформированные организационные структуры управления, подготовленные кадры и созданная налоговая система позволяют налоговым органам практически в любой ситуации обнаруживать уклонение от уплаты налогов и насчитывать любые суммы пени и штрафов. При этом законодательство ориентировано преимущественно на обоснование этих штрафов.
До настоящего времени не достигнуто должное взаимодействие субъектов хозяйствования и государства в процессе сбора налогов и последующего их использования для решения социальных проблем населения, и налоговая система не рассматривается как своего рода «общественный договор».