Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 17:23, дипломная работа
Целью работы - изучить налоговую систему РФ и Смоленской области.
Задачи:
- рассмотреть налоги как главный источник поступления финансовых средств в бюджет;
- рассмотреть налоги и налоговую систему РФ;
- рассмотреть фискальную политику РФ,
- рассмотреть особенности государственной службы в налоговых органах РФ,
- рассмотреть налоговую систему в Смоленской области;
- на основе изученного материала сделать выводы об эффективности функционирования налоговых органов Смоленской области.
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы налоговой политики Российской Федерации
Сущность налогов, их функции и классификация……………………...5
Налоговая система Российской Федерации….………….…………….14
Фискальная политика Российской Федерации………………………...29
Особенности государственной службы в налоговых органах………..38
Глава 2. Практическая часть. Налоговая система и политика Смоленского региона.
2.1. . Направления налоговой политики в Смоленском регионе …………..41
2.2. Проблемы налоговой политики в Смоленском регионе…………………47
2.3. Налоговая инспекция федеральной налоговой службы по городу Смоленску, как орган осуществляющий контроль ……………………….….50
2.4. Рекомендации по улучшению собираемости налогов…………………...55
Заключение………………………………………………………………………59
Список литературы………………………………………………………………62
- в течение четырех лет
- нести иные обязанности,
3) органы государственной власти
и местного самоуправления как
институты власти, которые наделены
определенными правами по
4) законодательная база (Налоговый
кодекс РФ, законы, постановления,
распоряжения, инструкции) по налогообложению,
правам, обязанностям и
В России общую линию налогового
законодательства определяет Государственная
Дума, Совет Федерации, Президент
РФ и Правительство РФ. Государственная
Дума рассматривает вопросы
Законодательные органы субъектов
Федерации принимают законы о
налогах и сборах и иные правовые
акты в области налогообложения,
но лишь в рамках Налогового Кодекса
РФ, принятого Законодательным
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных правовых актов
органов муниципальных
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
Налоговые органы составляют единую
централизованную систему контроля
за соблюдением законодательства о
налогах и сборах, за правильностью
исчисления, полнотой и своевременностью
внесения в соответствующий бюджет
налогов и сборов, а в случаях,
предусмотренных
Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения; 5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ и др.18
В зависимости от области государственного воздействия на экономические процессы и способов, инструментов осуществления государственной экономической политики различают разные ее виды. Единой, общепринятой классификации видов экономической политики не существует, разные авторы по-разному называют отдельные ее виды и по-разному формируют общий перечень составных частей экономической политики государства. В укрупненном плане принято выделять фискальную (финансово-бюджетную политику), монетарную (кредитно-денежную), внешнеэкономическую политику.
В макроэкономике нет однозначной формулировки термина фискальной политики, существует много ее определений:
фискальная политика представляет
собой формирование государственного
бюджета через систему
фискальная политика государства
представляет собой систему регулирования
экономики посредством
фискальная политика –
это совокупность финансовых мероприятий
государства по регулированию
фискальная политика – это меры правительства по изменению государственных расходов, налогообложения и состояния государственного бюджета, направленные на обеспечение полной занятости, равновесия платежного баланса и экономического роста при производстве неинфляционного ВВП22.
Все несколько вышеперечисленных
определений, несмотря на некоторые
различия в формулировках, отражают
сущность фискальной политики. Из этих
определений следует, что фискальная
политика представляет собой совокупность
мероприятий правительства
Важным моментом при определении сущностной характеристики фискальной политики являются ее цели. Выделяют следующие цели фискальной политики23:
Важнейшая задача фискальной
политики – это привлечение денежных
ресурсов и формирование централизованных
государственных фондов, которые
позволяют проводить
Одним из главных таких фондов является государственный бюджет. Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия, т.е. доходов. В бюджете находит свое отражение структура расходов и доходов государства .
Сущность экономически верной
фискальной политики и состоит в
стратегически правильном формировании
государственного бюджета через
систему налогообложения и
Фискальная политика включает прямые и косвенные методы регулирования экономики. К прямым относятся способы бюджетного регулирования. С помощью косвенных методов государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров и на размеры потребительского спроса. Важную роль здесь играет система налогообложения. Изменяя ставки налогов на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов, государство стремится достичь возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.
В зависимости от характера
использования прямых и косвенных
финансовых методов различают два
вида фискальной политики государства:
дискреционную и
Дискреционная фискальная политика представляет собой сознательное манипулирование налогами и правительственными (государственными) расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
К числу наиболее распространенных
способов, средств осуществления
дискреционной фискальной политики
относят общественные работы, программы
материальной помощи, изменение налоговых
ставок и другие аналогичные инструменты
воздействия. Привлечение безработных
к выполнению общественных работ
с оплатой за государственный
счет служит оперативным средством
борьбы с резко нарастающей
Дискреционная фискальная политика осуществляется через государственные закупки товаров и услуг, государственные трансферты и налоги. Изменение их величин приводит к изменению совокупных расходов.
На характер дискреционной
фискальной политики большое влияние
оказывает состояние экономики.
Указанные зависимости используются в дискреционной фискальной политике для воздействия на экономический цикл. Разумеется, эта политика отличается на разных фазах цикла.
В период спада, как правило,
осуществляется стимулирующая фискальная
политика, которая складывается из
динамичного сочетания
В условиях избыточного спроса
и инфляционного роста
Анализ равновесного объема
национального продукта и манипулирования
государственными расходами позволяет
с позиций роста совокупных расходов
выявить, что включение в них
государственных расходов в ведет
к росту национального