Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России.
В соответствии с целью, были определен следующий круг задач:
- рассмотреть особенности современной мировой практики налогообложения имущества;
- охарактеризовать особенности имущественного налогообложения в России, акцентируя внимание на налоге на имущество физических лиц;
- рассмотреть пути совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта.
Введение
1. Современная мировая практика налогообложения имущества
1.1. Вопросы практики налогообложения имущества в странах Европы
1.2. Характерные черты действующей практики налогообложения имущества в США
1.3. Налогообложение имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ
2. Современное состояние имущественного налогообложения в России
2.1. Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
2.3. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Калымкия
3. Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта
3.1. Пути повышения собираемости налоговых платежей на имущество физических лиц
3.2. Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России
3.3. Анализ целесообразности применения зарубежного опыта
Заключение
Список литературы
Структура доходов и расходов местных бюджетов в 2008 году [21]
Таблица 2.5.
Доходы | Расходы | |||||||
Налог на прибыль | Земельный налог | НДФЛ | Прочие доходы | Налог на нац. экономику | На развитие ЖКХ | На социально – культурные мероприятия | Прочие расходы | |
рес. Калмыкия | - | 3,6 | 18,4 | 78,0 | 6,9 | 8,1 | 71,9 | 13,1 |
Городовиковский | - | 5,9 | 14,4 | 79,7 | 2,0 | 5,1 | 77,7 | 15,2 |
Ики-Бурульский | - | 0,6 | 9,6 | 89,8 | 3,8 | 3,1 | 76,1 | 17,0 |
Кетченеровский | - | 0,2 | 8,4 | 91,4 | 14,2 | 3,8 | 71,9 | 10,1 |
Лаганский | - | 0,4 | 16,5 | 83,1 | 4,1 | 4,1 | 77,4 | 14,4 |
Малодербетовский | - | 0,7 | 11,9 | 87,4 | 13,8 | 5,6 | 66,1 | 14,5 |
Октябрьский | - | 0,6 | 11,0 | 88,4 | 3,1 | 3,2 | 75,9 | 17,8 |
Приютненский | - | 1,2 | 11,5 | 87,3 | 5,6 | 4,5 | 68,5 | 21,4 |
Сарпинский | - | 1,3 | 13,1 | 85,6 | 15,8 | 6,0 | 61,4 | 16,8 |
Целинный | - | 0,9 | 9,0 | 90,1 | 14,0 | 8,9 | 61,2 | 15,9 |
Черноземельский | - | 0,3 | 21,4 | 78,3 | 5,5 | 3,3 | 72,4 | 18,8 |
Юстинский | 0,1 | 0,3 | 12,2 | 87,5 | 13,1 | 0,7 | 71,2 | 15,0 |
Яшалтинский | - | 3,2 | 12,9 | 83,9 | 12,3 | 0,7 | 70,7 | 16,3 |
Яшкульский | - | 0,6 | 16,4 | 83,0 | 8,4 | 3,2 | 70,2 | 18,2 |
г. Элиста | - | 8,4 | 29,8 | 61,8 | 1,8 | 16,5 | 75,3 | 6,4 |
Постановлением Правительства Республики Калмыкия от 31.12.2008 №481 «Об утверждении коэффициентов оценки строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности для целей налогообложения на 2009 год» установлены коэффициенты оценки к ценам 1991 года для жилых домов, квартир, гаражей, садовых домиков в размере 72, 123; магазинов, киосков, кафе и других строений в размере 91, 529, а также понижающие коэффициенты, в том числе для г.Элиста - частные жилые дома - 0,85; гаражи, садовые домики – 0,70; квартиры в многоквартирных домах, магазины, киоски – 1,00.
Органам технической инвентаризации при определении восстановительной стоимости строений, помещений и сооружений, принадлежащих гражданам на праве собственности, для их налогообложения необходимо руководствоваться утвержденным настоящим Постановлением коэффициентами». [22]
Необходимо отметить, что на величину налога на имущество влияет не только увеличение инвентаризационной стоимости, но и налоговые ставки, устанавливаемые органами местного самоуправления, опираясь на федеральное законодательство, в которых определены их пределы в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости всех объектов недвижимости, принадлежащие физическим лицам на праве собственности и находящиеся на территории того или иного муниципального образования. Так, ставки по г.Элиста в настоящее время по жилому фонду составляют: до 300 000 руб. – 0,1%; от 300 000 до 500 000 руб. – 0,3 %; от 500 000 до 750 000 руб. – 0,3 %; от 750 000 до 1 500 000 руб. – 0,3%, свыше 1 500 000 рублей - 0,5 %. (Решение Элистинского городского Собрания от 03.11.2005г. №10 «Об установлении ставок налога на имущество физических лиц на территории г. Элиста»). [20]
Ставки налога на имущество физических лиц
Таблица 2.6.
Суммарная
инвентаризационная стоимость имущества |
Тип использования | Ставки налога (процент) |
до 300 000 рублей | жилой фонд | 0,1 |
нежилой фонд | 0,1 | |
от 300 000 до 500 000 рублей | жилой фонд | 0,3 |
нежилой фонд | 0,3 | |
от 500 000 до 750 000 рублей | жилой фонд | 0,3 |
нежилой фонд | 1,0 | |
от 750 000 до 1 500 000 рублей | жилой фонд | 0,3 |
нежилой фонд | 2,0 | |
свыше 1 500 000 рублей | жилой фонд | 0,5 |
нежилой фонд | 2,0 |
Таким образом, если общая инвентаризационная стоимость всего имущества в 2008 году составляла меньше 1500 000 рублей и применялась ставка налога 0,3 процента, то в 2009 году после повышения инвентаризационной стоимости, недвижимость переходит в другую ценовую категорию, и ставка налога составит 0,5 процента.
Все эти условия в совокупности влекут увеличение сумм налога на имущество физических лиц.
В случае, когда объект недвижимости принадлежит не одному, а нескольким владельцам на праве долевой или совместной собственности, то сначала в зависимости от предела, в котором находится инвентаризационная стоимость квартиры, определяется ставка налога на имущество, а только потом стоимость объекта делится пропорционально доли на всех правообладателей квартиры. Единственная возможность снизить ставку налога, это выделение в натуральном виде доли квартиры и оформление технических паспортов с отдельной инвентаризационной стоимостью комнат.
Основные направления налоговой политики Республики Калмыкия в 2011 – 2013 годах определены с учетом изменений законодательства Российской Федерации и Республики Калмыкия, а также с учетом одобренных Правительством Российской Федерации в качестве основных направлений налоговой политики Российской Федерации на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов тенденций развития российской налоговой системы.
Налоговая политика в 2011 году и плановом периоде 2012 и 2013 годов будет направлена на повышение доходов бюджета, обеспечение устойчивости бюджетной системы Республики Калмыкия.
Целями
налоговой политики в 2011-2013 годах
являются, прежде всего, сохранение и
развитие налогового потенциала республики,
увеличение доходной базы и обеспечение
самодостаточности
Достижение указанных целей предполагается посредством решения следующих задач:
-
расширение мероприятий по
-
повышение эффективности
-
стимулирование рационального
- осуществление взаимодействия органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам формирования и расширения круга налогоплательщиков, обеспечивающих поступление основных бюджетообразующих налогов и сборов, создание единой региональной политики в отношении региональных и местных налогов;
-
оптимизация перечня
3. Направления совершенствования в области имущественного налогообложения физических лиц в РФ
3.1.
Пути повышения собираемости
налоговых платежей
на имущество физических
лиц
Развитие налогообложения является одним из наиболее противоречивых аспектов становления децентрализованной бюджетной системы в Российской Федерации. Как и в других странах с переходной экономикой, в России существует значительный разрыв между степенью делегирования полномочий по осуществлению расходов нижестоящим органам управления и степенью их налоговой самостоятельности. Поэтому необходимость развития регионального и местного налогообложения постоянно признается на федеральном уровне. С другой стороны, ситуация в сфере регионального и местного налогообложения в последние годы является ярким примером не только стагнации, но и в значительной степени, регресса в развитии межбюджетных отношений федерального центра, регионов и местного самоуправления. Так, весьма показательны принятые в 2000 – 2002 гг. федеральным центром решения по вопросам налогообложения, исключившие участие нижестоящих органов управления в администрировании федеральных налогов и значительно ограничившими их права в отношении региональных и местных налогов. Эти решения дополняются правовыми позициями Конституционного Суда РФ по вопросам налогообложения, косвенно опирающимися на утверждение о связи между широкими полномочиями регионов и муниципалитетов по администрированию собственных налогов и сборов и возможностями произвольного установления последних. Последний тезис граничит с отрицанием необходимости налоговой децентрализации.
Поиск путей развития налогообложения должен быть основан на анализе и сопоставлении этих двух противоречивых тенденций.
Теория межправительственных отношений признает ключевую роль децентрализации налоговых полномочий в формировании децентрализованных бюджетных систем. [6]
Основой для развития регионального и местного налогообложения должно стать формальное закрепление разграничения полномочий в сфере налогообложения. Такое закрепление может быть отражено как в Конституции РФ (подобно тому, как это сделано в ряде западных стран), так и в части первой Налогового кодекса РФ. В ходе данного разграничения необходимо определить закрытый перечень элементов налогообложения по региональным и местным налогам, который может регулироваться федеральными органами власти. Данное решение потребует пересмотра сложившегося взгляда на конституционный принцип единства налоговой политики.
Серьезной ревизии должен подвергнуться перечень региональных и местных налогов. Расширение налоговой компетенции регионов связано не только с передачей в их бюджеты не зачислявшихся в них ранее доходных источников (например, акцизов на все подакцизные товары), но и конверсию части федеральных регулирующих налогов (на прибыль, доходы физических лиц, возможно, части ресурсных платежей) в региональные. Последнее позволит также максимально сократить количество регулирующих налогов. В состав местных налогов могут войти часть существующих налогов на доходы, налоги на малый бизнес и имущественные налоги (после введения налога на недвижимость). Разграничение полномочий в сфере налогообложения должно исходить, в том числе, из необходимости исключения рентной составляющей из доходов местных бюджетов и сокращения ее доли в бюджетах регионов.
Территориальный принцип налогообложения должен найти отражение в федеральном законодательстве в отношении федеральных регулирующих, региональных и местных налогов.
Его применение потребует, например, проведение конкретизации сферы действия региональных и местных решений об установлении каждого вида налога, сокращения масштабов схем искусственного распределения налогов между регионами и муниципалитетами, если налогоплательщик осуществляет деятельности одновременно на нескольких территориях, изменение принципов внутренней регистрации движимого имущества, являющегося объектом налогообложения, с целью устранения практики искусственного перемещения налоговой базы за пределы региона. [7]
Перераспределение налоговых полномочий необходимо осуществить и внутри регионов. Так, повышению самостоятельности регионов и муниципалитетов не способствуют нормы федерального закона «О финансовых основах местного самоуправления», разделяющие между регионами и муниципалитетами почти все крупные доходные источники территориальных бюджетов. Отмена соответствующих норм позволит, с одной стороны, централизовать обладающие рентными признаками доходы территориальных бюджетов (акцизы, налог на прибыль, ресурсные платежи) в региональные бюджеты, с другой стороны – передать муниципалитетам налоги на имущество, малый бизнес, а также права по их самостоятельному установлению.