Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа
Цель данной работы: исследовать зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России.
В соответствии с целью, были определен следующий круг задач:
- рассмотреть особенности современной мировой практики налогообложения имущества;
- охарактеризовать особенности имущественного налогообложения в России, акцентируя внимание на налоге на имущество физических лиц;
- рассмотреть пути совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта.
Введение
1. Современная мировая практика налогообложения имущества
1.1. Вопросы практики налогообложения имущества в странах Европы
1.2. Характерные черты действующей практики налогообложения имущества в США
1.3. Налогообложение имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ
2. Современное состояние имущественного налогообложения в России
2.1. Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
2.3. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Калымкия
3. Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта
3.1. Пути повышения собираемости налоговых платежей на имущество физических лиц
3.2. Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России
3.3. Анализ целесообразности применения зарубежного опыта
Заключение
Список литературы
В Бельгии установлен налог на недвижимость, который рассчитывается на основе предполагаемой арендной платы за объекты недвижимости. Национальные налоговые ставки дифференцированы в зависимости от места нахождения и способа использования недвижимости, и их величины варьируются от 1,25% до 2,5%. На местном уровне могут вводиться дополнительные надбавки к национальным ставкам налога.
Исходя
из особенностей земельного законодательства,
правительство Бельгии
1.2. Характерные черты действующей практики налогообложения имущества в США
Имущественные налоги в США приносят сегодня до 30% всех поступлений в местные бюджеты (в 1902 г. имущественные налоги формировали более 70% доходов местных бюджетов).
Объектами
имущественных налогов
Налог на недвижимость - основной местный налог в США. В Америке и Канаде за счет средств, поступающих от взимания налога на недвижимость, местными органами власти финансируются пожарная охрана, полиция, школы, здравоохранение.
Налог на недвижимость в США является местным и регулируется на уровне графства. Объект налога - земельно-имущественный комплекс (земельный участок плюс строения на нем). Переоценка недвижимости на основе рыночных цен в целях налогообложения проводится ежегодно.
В США налог на недвижимость уплачивается в течение года двумя равными долями. Уплаченная сумма принимается к зачету при расчете налоговой базы подоходного налога с физических лиц. [15]
Чтобы не допустить появления тенденций к уклонению от налогообложения недвижимости, законодательство США предусматривает следующие подходы:
1)
не повышая размер налоговой
ставки, увеличивать величину
2)
превышать ставку в 1,0% возможно,
если дополнительная сумма
Общий подход при установлении льгот по налогу на недвижимость применяется в виде освобождения от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков, в том числе:
- религиозных организаций;
- образовательных учреждений;
- постоянных резидентов - граждан, нуждающихся в социальной защите, и лиц, имеющих особые заслуги перед государством.
Порядок и сроки уплаты налога зависят от результатов оценки недвижимости. При оценке недвижимости на сумму не более 40 тыс. долл. США налог уплачивается в течение финансового года четырьмя равными долями (поквартально) не позднее 1 июля, 1 октября, 1 января и 1 апреля.
Если результаты оценки недвижимости превышают 40 тыс. долл. США, налог подлежит уплате двумя равными долями (за каждую половину финансового года) не позднее 1 июля и 1 января. Налогоплательщик при погашении ипотечного кредита, взятого на приобретение новой недвижимости, покупке недвижимости за счет личных средств, смене почтового адреса и в некоторых других случаях обязан каждый раз высылать в регистрационный орган города специальную регистрационную карточку собственника с обновленными данными.
За неуплату налога законодательство предусматривает радикальную меру ответственности в виде изъятия недвижимости из собственности налогоплательщика. Изъятие происходит при проведении так называемой in rem процедуры. По окончании in rem процедуры новым собственником становится город Нью-Йорк.
Во Флориде применяются следующие виды налоговых вычетов в отношении налогоплательщиков и объектов недвижимого имущества:
1) необлагаемый налогом минимум в 25 тыс. долл. США для жилых домов;
2) налоговый вычет в размере 500 долл. США для вдов и вдовцов (при заключении нового брака вдова или вдовец теряют право на этот вычет);
3) налоговый вычет в размере 500 долл. США при постоянной инвалидности налогоплательщика. Военные, утратившие трудоспособность не менее чем на 10% в ходе военных действий или в результате несчастного случая во время несения военной службы, также имеют право на этот вычет;
4) налоговый вычет в размере 500 долл. США для слепых граждан;
5)
ветераны войны в отставке
с постоянной инвалидностью,
1.3. Налогообложение имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ
На Филиппинах с налогоплательщиков ежегодно взимается местный налог на недвижимость, обязанность по уплате которого установлена на общегосударственном уровне. Плательщиками этого налога признаются собственники недвижимого имущества. В объект налога включаются земельные участки, здания и другие улучшения земельного участка.
На Филиппинах от налога на недвижимость освобождено имущество, фактически используемое в образовательных, религиозных и благотворительных целях, независимо от вида деятельности, указанного в уставе налогоплательщика.
В
целях налогообложения
Шкала налоговых ставок для земельных участков и оборудования, установленного на земле
Таблица 1.1
Объекты недвижимости | Ставка налога согласно назначению объекта недвижимости, % | ||
жилое назначение | коммерческое назначение | сельскохозяйственное назначение | |
Земельные участки | 20 | 50 | 40 |
Оборудование | 50 | 80 | 40 |
Для земельных участков и оборудования, установленного на земле, шкала налога дифференцирована по трем вышеуказанным категориям с пропорциональными ставками для каждой категории, в то время как для зданий и других строений (сооружений) на земле помимо установленной дифференциации шкала налога является еще и прогрессивной. [16]
Прогрессивная шкала налоговых ставок для зданий и других строений (сооружений) на земле
Таблица 1.2
Стоимость объектов недвиж-ти (в тыс. филиппинских песо) | Ставка налога согласно назначению объекта недвижимости, % | ||
жилое назначение | Коммерческое
назначение |
сельскохозяйственное назначение | |
0-175 | 0 | 30 | 25 |
175-300 | 10 | 30 | 25 |
300-500 | 20 | 35 | 30 |
500-750 | 25 | 40 | 35 |
750-1000 | 30 | 50 | 40 |
1000-2000 | 35 | 60 | 45 |
2000-5000 | 40 | 70 | 50 |
5000-10000 | 50 | 75 | 50 |
Свыше 10000 | 60 | 80 | 50 |
Недвижимость
на Филиппинах облагается также провинциальным
(городским) налогом, вводимым и взимаемым
на уровне провинций по ставке до 1%
оценочной стоимости и на уровне
муниципальных образований
Дополнительный налог на недвижимость по ставке 1% поступает в специальный образовательный фонд. [16]
В Республике Чили взимается налог на собственность, под которой в данном случае понимается только недвижимое имущество. Недвижимость разделена на сельскохозяйственную, для которой предусмотрена налоговая ставка 2% оценочной стоимости, и городскую, облагаемую по ставке 1,1%. Сумма налога на собственность уплачивается в течение года четырьмя равными взносами.
В Республике Сингапур установлен налог на собственность. Налогом на собственность по ставке 12% облагается недвижимость, используемая в коммерческих или производственных целях. Льготная налоговая ставка 4% предусмотрена для собственников жилых объектов недвижимости, которые в этих объектах сами и проживают. Налоговой базой является годовая стоимость недвижимости, представляющая собой расчетную сумму, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Для гостиниц годовая стоимость рассчитывается в виде суммы 12% валового дохода от предоставления комнат и 5% валовой суммы от продажи продуктов питания в ресторане гостиницы.
Недвижимость, находящаяся в собственности иностранцев, помимо обложения налогом на собственность по ставке 12%, подпадает под обложение дополнительным налогом по ставке 10% годовой стоимости, т.е. совокупная налоговая ставка составляет 22%. Иностранные лица, имеющие квартиры в кондоминиумах, а также квартиры в жилых домах, в которых число этажей не менее шести, могут быть освобождены от уплаты дополнительного налога. [14]
Характерной чертой развития современной теории и практики налогообложения в странах - участницах СНГ стала кодификация разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих как права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, так и сам процесс налогообложения в этих государствах. Реформы систем налогообложения в странах - участницах СНГ, результатом которых стало издание налоговых кодексов, позволили, во-первых, проанализировать полезность каждого из налогов, во-вторых, сократить общее число налогов и, в-третьих, упорядочить налоги по уровням государственной и местной властей.
Ни
одна из стран - участниц СНГ, за исключением
России, не является федеративным государством.
Эти страны представляют собой унитарные
государства с двухуровневым
административно-
В связи с этим каждая из налоговых систем стран - участниц СНГ, за исключением налоговой системы России, делится на два уровня: государственные налоги и местные налоги. Так, в Республике Беларусь налоговая система состоит из 12 государственных и четырех местных налогов, в Республике Казахстан - из пяти государственных и 12 местных налогов, в Кыргызской Республике - из шести государственных и 16 местных налогов, в Республике Таджикистан - из 14 государственных налогов и сборов и трех местных налогов.
Специфические
особенности налогов на имущество
организаций, установленных и взимаемых
в четырех странах, а именно, в
России, Белоруссии, Казахстане и Таджикистане,
являются как следствием административно-
2. Современное состояние имущественного налогообложения в России
2.1. Место налога на имущество физических лиц
в
системе налогов
и сборов
Налог на имущество физических лиц в системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Ссылки в положениях части первой НК РФ на главы части второй НК РФ в части налога на имущество физических лиц приравниваются к ссылкам на Закон.
Правовые акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный.
Местный уровень: вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%. [10]