Зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 21:57, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: исследовать зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России.
В соответствии с целью, были определен следующий круг задач:
- рассмотреть особенности современной мировой практики налогообложения имущества;
- охарактеризовать особенности имущественного налогообложения в России, акцентируя внимание на налоге на имущество физических лиц;
- рассмотреть пути совершенствования имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта.

Содержание

Введение
1. Современная мировая практика налогообложения имущества
1.1. Вопросы практики налогообложения имущества в странах Европы
1.2. Характерные черты действующей практики налогообложения имущества в США
1.3. Налогообложение имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ
2. Современное состояние имущественного налогообложения в России
2.1. Место налога на имущество физических лиц в системе налогов и сборов
2.2. Порядок исчисления и уплаты налога
2.3. Анализ поступлений налога на имущество физических лиц в местные бюджеты Республики Калымкия
3. Совершенствование имущественного налогообложения физических лиц в РФ с применением зарубежного опыта
3.1. Пути повышения собираемости налоговых платежей на имущество физических лиц
3.2. Перспективы развития имущественного налогообложения физических лиц в России
3.3. Анализ целесообразности применения зарубежного опыта
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

налоги.doc

— 383.50 Кб (Скачать)

      В Бельгии установлен налог на недвижимость, который рассчитывается на основе предполагаемой арендной платы за объекты недвижимости. Национальные налоговые ставки дифференцированы в зависимости от места нахождения и способа использования недвижимости, и их величины варьируются от 1,25% до 2,5%. На местном уровне могут вводиться дополнительные надбавки  к национальным ставкам налога.

      Исходя  из особенностей земельного законодательства, правительство Бельгии устанавливает  официальные размеры арендной платы  по категориям раскладки земель, зданий и других объектов недвижимости. Суммы  арендной платы фиксируются на каждые 15 лет и остаются, как правило, неизменными в течение этого периода. [13] 

      1.2. Характерные черты  действующей практики  налогообложения  имущества в США

      Имущественные налоги в США приносят сегодня  до 30% всех поступлений в местные  бюджеты (в 1902 г. имущественные налоги формировали более 70% доходов местных бюджетов).

      Объектами имущественных налогов являются: недвижимое имущество (недвижимость); движимое имущество (бытовое оборудование, автомобили, ценные бумаги).

      Налог на недвижимость - основной местный налог в США. В Америке и Канаде за счет средств, поступающих от взимания налога на недвижимость, местными органами власти финансируются пожарная охрана, полиция, школы, здравоохранение.

      Налог на недвижимость в США является местным  и регулируется на уровне графства. Объект налога - земельно-имущественный комплекс (земельный участок плюс строения на нем). Переоценка недвижимости на основе рыночных цен в целях налогообложения проводится ежегодно.

      В США налог на недвижимость уплачивается в течение года двумя равными долями. Уплаченная сумма принимается к зачету при расчете налоговой базы подоходного налога с физических лиц. [15]

      Чтобы не допустить появления тенденций  к уклонению от налогообложения  недвижимости, законодательство США  предусматривает следующие подходы:

      1) не повышая размер налоговой  ставки, увеличивать величину налоговой  базы, т.е. стоимость недвижимости, путем периодических переоценок;

      2) превышать ставку в 1,0% возможно, если дополнительная сумма доходов  направляется на погашение долгов местных органов власти.

      Общий подход при установлении льгот по налогу на недвижимость применяется  в виде освобождения от уплаты налога определенных категорий налогоплательщиков, в том числе:

      - религиозных организаций;

      - образовательных учреждений;

      - постоянных резидентов - граждан, нуждающихся в социальной защите, и лиц, имеющих особые заслуги перед государством.

      Порядок и сроки уплаты налога зависят  от результатов оценки недвижимости. При оценке недвижимости на сумму  не более 40 тыс. долл. США налог уплачивается в течение финансового года четырьмя равными долями (поквартально) не позднее 1 июля, 1 октября, 1 января и 1 апреля.

      Если  результаты оценки недвижимости превышают 40 тыс. долл. США, налог подлежит уплате двумя равными долями (за каждую половину финансового года) не позднее 1 июля и 1 января. Налогоплательщик при погашении ипотечного кредита, взятого на приобретение новой недвижимости, покупке недвижимости за счет личных средств, смене почтового адреса и в некоторых других случаях обязан каждый раз высылать в регистрационный орган города специальную регистрационную карточку собственника с обновленными данными.

      За  неуплату налога законодательство предусматривает  радикальную меру ответственности  в виде изъятия недвижимости из собственности  налогоплательщика. Изъятие происходит при проведении так называемой in rem процедуры. По окончании in rem процедуры новым собственником становится город Нью-Йорк.

      Во  Флориде применяются следующие  виды налоговых вычетов в отношении  налогоплательщиков и объектов недвижимого имущества:

      1) необлагаемый налогом минимум  в 25 тыс. долл. США для жилых  домов;

      2) налоговый вычет в размере  500 долл. США для вдов и вдовцов  (при заключении нового брака  вдова или вдовец теряют право  на этот вычет);

      3) налоговый вычет в размере  500 долл. США при постоянной инвалидности налогоплательщика. Военные, утратившие трудоспособность не менее чем на 10% в ходе военных действий или в результате несчастного случая во время несения военной службы, также имеют право на этот вычет;

      4) налоговый вычет в размере 500 долл. США для слепых граждан;

      5) ветераны войны в отставке  с постоянной инвалидностью, полученной  в ходе несения военной службы, а также парализованные граждане  имеют право на полное освобождение  от налогообложения недвижимости, находящейся в их собственности и используемой ими для проживания, за минусом той ее части, которая используется ими в коммерческих целях. При определенных обстоятельствах данная налоговая льгота может быть предоставлена вдове ветерана. [15] 

      1.3. Налогообложение  имущества в других иностранных государствах и странах – участницах СНГ

      На  Филиппинах с налогоплательщиков ежегодно взимается местный налог на недвижимость, обязанность по уплате которого установлена  на общегосударственном уровне. Плательщиками  этого налога признаются собственники недвижимого имущества. В объект налога включаются земельные участки, здания и другие улучшения земельного участка.

      На  Филиппинах от налога на недвижимость освобождено имущество, фактически используемое в образовательных, религиозных  и благотворительных целях, независимо от вида деятельности, указанного в уставе налогоплательщика.

      В целях налогообложения недвижимость разделена на три основные категории: жилая, коммерческая и сельскохозяйственная. 
 
 
 
 

      Шкала налоговых ставок для земельных  участков и оборудования, установленного на земле

      Таблица 1.1  

Объекты недвижимости Ставка  налога согласно назначению объекта  недвижимости, %
жилое назначение коммерческое  назначение сельскохозяйственное  назначение
Земельные участки       20       50       40
Оборудование       50       80       40

 

      Для земельных участков и оборудования, установленного на земле, шкала налога дифференцирована по трем вышеуказанным  категориям с пропорциональными  ставками для каждой категории, в  то время как для зданий и других строений (сооружений) на земле помимо установленной дифференциации шкала налога является еще и прогрессивной. [16]

      Прогрессивная шкала налоговых  ставок для зданий и других строений (сооружений) на земле

      Таблица 1.2

Стоимость объектов недвиж-ти (в тыс. филиппинских песо) Ставка  налога согласно назначению   объекта недвижимости, %
жилое назначение Коммерческое

назначение

сельскохозяйственное  назначение
0-175 0 30 25
175-300 10 30 25
300-500 20 35 30
500-750 25 40 35
750-1000 30 50 40
1000-2000 35 60 45
2000-5000 40 70 50
5000-10000 50 75 50
Свыше 10000 60 80 50

 
 

      Недвижимость  на Филиппинах облагается также провинциальным (городским) налогом, вводимым и взимаемым  на уровне провинций по ставке до 1% оценочной стоимости и на уровне муниципальных образований округа Манилы - по ставке до 2%.

      Дополнительный  налог на недвижимость по ставке 1% поступает  в специальный образовательный  фонд. [16]

      В Республике Чили взимается налог  на собственность, под которой в  данном случае понимается только недвижимое имущество. Недвижимость разделена  на сельскохозяйственную, для которой предусмотрена налоговая ставка 2% оценочной стоимости, и городскую, облагаемую по ставке 1,1%. Сумма налога на собственность уплачивается в течение года четырьмя равными взносами.

      В Республике Сингапур установлен налог  на собственность. Налогом на собственность по ставке 12% облагается недвижимость, используемая в коммерческих или производственных целях. Льготная налоговая ставка 4% предусмотрена для собственников жилых объектов недвижимости, которые в этих объектах сами и проживают. Налоговой базой является годовая стоимость недвижимости, представляющая собой расчетную сумму, которую можно получить за год при сдаче недвижимости в аренду. Для гостиниц годовая стоимость рассчитывается в виде суммы 12% валового дохода от предоставления комнат и 5% валовой суммы от продажи продуктов питания в ресторане гостиницы.

      Недвижимость, находящаяся в собственности  иностранцев, помимо обложения налогом  на собственность по ставке 12%, подпадает  под обложение дополнительным налогом  по ставке 10% годовой стоимости, т.е. совокупная налоговая ставка составляет 22%. Иностранные лица, имеющие квартиры в кондоминиумах, а также квартиры в жилых домах, в которых число этажей не менее шести, могут быть освобождены от уплаты дополнительного налога. [14]

      Характерной чертой развития современной теории и практики налогообложения в  странах - участницах СНГ стала кодификация  разрозненных нормативных правовых актов, регулирующих как права и  обязанности налогоплательщиков и  налоговых органов, так и сам  процесс налогообложения в этих государствах. Реформы систем налогообложения в странах - участницах СНГ, результатом которых стало издание налоговых кодексов, позволили, во-первых, проанализировать полезность каждого из налогов, во-вторых, сократить общее число налогов и, в-третьих, упорядочить налоги по уровням государственной и местной властей.

      Ни  одна из стран - участниц СНГ, за исключением  России, не является федеративным государством. Эти страны представляют собой унитарные  государства с двухуровневым  административно-территориальным делением властных полномочий: общегосударственным (общереспубликанским) и местным уровнем.

      В связи с этим каждая из налоговых  систем стран - участниц СНГ, за исключением  налоговой системы России, делится  на два уровня: государственные налоги и местные налоги. Так, в Республике Беларусь налоговая система состоит из 12 государственных и четырех местных налогов, в Республике Казахстан - из пяти государственных и 12 местных налогов, в Кыргызской Республике - из шести государственных и 16 местных налогов, в Республике Таджикистан - из 14 государственных налогов и сборов и трех местных налогов.

      Специфические особенности налогов на имущество  организаций, установленных и взимаемых  в четырех странах, а именно, в  России, Белоруссии, Казахстане и Таджикистане, являются как следствием административно-территориального деления этих стран, так и результатом предоставления либо не предоставления со стороны федерального (общегосударственного) уровня определенной самостоятельности нижестоящим уровням власти при введении конкретных размеров налоговых ставок (в целях самостоятельного регулирования нижестоящими уровнями власти объемов поступлений в их бюджеты доходов от взимания налогов на имущество). [14] 

 

2. Современное состояние  имущественного налогообложения в России

2.1. Место налога на  имущество физических  лиц

в системе налогов  и сборов 

      Налог на имущество физических лиц в  системе налогов и сборов Российской Федерации предусмотрен ст. 15 Налогового кодекса РФ. Установлен Законом РФ от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Закон является единственным законодательным актом федерального уровня, регулирующим налогообложение конкретным видом налога, и не входящим в состав НК РФ. Все иные налоги и сборы, предусмотренные ст.ст. 12-15 части первой НК РФ, регулируются соответствующими главами части второй НК РФ. Ссылки в положениях части первой НК РФ на главы части второй НК РФ в части налога на имущество физических лиц приравниваются к ссылкам на Закон.

      Правовые  акты, регулирующие налогообложение имущества физических лиц, составляют три уровня: федеральный, региональный, местный.

      Местный уровень: вводится в действие и прекращает действовать на территориях муниципальных  образований в соответствии с  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах. Зачисляется в местный бюджет по месту нахождения (регистрации) объекта налогообложения по нормативу 100%. [10]

Информация о работе Зарубежный опыт имущественного налогообложения физических лиц и возможности его применения в России