Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.

Работа содержит 1 файл

К1.docx

— 90.65 Кб (Скачать)

Поступление водного налога в 2012 году по сравнению с 2011 годом  снизится на 91,4 млн. рублей или на 1,4 процента. При этом в результате перехода водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы  за пользование водными объектами  поступление доходов в федеральный  бюджет снизится на 1 190,9 млн. рублей. Увеличение в 2012 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2011 году, в 1,26 раза приведет к росту доходов  от поступления водного налога на 1 099,5 млн. рублей.

Поступления водного налога в 2013 году по сравнению с 2012 годом  увеличится на 1520,2 млн. рублей или на 23,4 процента. Повышение в 2013 году ставок водного налога относительно ставок, действующих в 2012 году, в 1,27 раза приведет к росту доходов от поступления  водного налога на 1 691,4 млн. рублей, при этом переход водопользователей  от уплаты водного налога к взиманию платы за пользование водными  объектами уменьшит поступление  доходов в федеральный бюджет на 171,2 млн. рублей.

Поступление сборов за пользование  объектами водных биологических  ресурсов в федеральный бюджет в 2011 году прогнозируется в сумме 420,0 млн. рублей, что соответствует уточненной оценке поступления доходов в 2010 году.

Прогноз поступления сборов за пользование объектами водных биологических ресурсов на 2011 год  рассчитан с учетом квот на добычу водных биологических ресурсов и  ставок сборов по каждому объекту  водных биологических ресурсов, установленных в главе 25.1 «Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов» Налогового кодекса Российской Федерации.[19]

Платежи за пользование водными  объектами являются одним из источников бюджетных доходов от водопользования. От правильности и своевременности  представления прогнозных материалов зависит планирование поступления  бюджетных доходов от водопользования, что соответственно отразится на выделении средств на водохозяйственные  и водоохранные мероприятия.

Основными водопотребителями  в экономике края являются промышленность, на долю которой приходится 52% и жилищно-коммунальное хозяйство, на долю которого приходится 45 %. В промышленном секторе самым  водоемким производством является электроэнергетика, до 85% водозабора приходится на предприятия теплоэнергетики (ТЭЦ).

Водный налог проходил несколько этапов своего развития. На сегодняшний день методология  водного налога будет рассмотрена  во 2-ой главе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2. ЭЛЕМЕНТЫ ВОДНОГО НАЛОГА

2.1 Плательщики водного налога

 

  Согласно ст. 333.8 НК РФ плательщиками водного налога являются организации и физические лица, осуществляющие специальное или особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации.  
        В отличие от главы 25.2 НК РФ Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами» признает субъектами платы за пользование водными объектами организации и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих пользование водными объектами с применением сооружений, технических средств или устройств (то есть специальное водопользование), но не любое, а только подлежащее лицензированию в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. 

        Водопользование, осуществляемое без применения вышеуказанных сооружений и устройств, является общим, не требует получения лицензии и не влечет признание водопользователя плательщиком водного налога, равно как и плательщиком платы за пользование водными объектами в настоящее время. 

   Таким образом, к уплате водного налога с 1 января 2005 года привлекаются не только организации и индивидуальные предприниматели, но и физические лица, не имеющие такого статуса. Кроме того, обязательным условием для признания организаций и физических лиц плательщиками водного налога будет являться осуществление ими либо специального, либо особого водопользования, либо одновременно обоих видов деятельности. 

    Данная норма НК РФ расширяет сферу действия существующей платы за пользование водными объектами, поскольку плата вносится лицами, осуществляющими только специальное водопользование, подлежащее лицензированию, а водный налог не ставит в зависимость факт признания налогоплательщиком лица, осуществляющего специальное водопользование, от того, подлежит ли лицензированию данный вид водопользования, и, кроме того, предполагает налогообложение при осуществлении особого водопользования, не подлежащего налогообложению в настоящее время. 

К специальному водопользованию, перечень видов которого утвержден приказом МПР России от 23.10.1998 № 232, относится, в частности, пользование водными объектами для удовлетворения питьевых и бытовых нужд населения, потребностей сельского хозяйства, промышленности, энергетики, водного транспорта, лесосплава, добычи полезных ископаемых, строительства зданий, портовых сооружений.  Обязательным условием признания водопользования специальным является использование устройств и сооружений, также приведенных в вышеуказанном приказе МПР России, например сооружений по механическому и самотечному забору воды из поверхностных водных объектов, плотин, шлюзов и других водорегулирующих сооружений, гидравлических электростанций, мелиоративных систем, судов (кроме маломерных), используемых в транспортных целях, сплав леса в плотах и кошелях и ряда иных.[5,стр 128]

 Поскольку данные виды специального водопользования не подлежат лицензированию, плата за пользование водными объектами в вышеуказанных случаях не взимается.  Но по водному налогу, как уже отмечалось, признание лица налогоплательщиком не ставится в зависимость от наличия лицензии, поэтому организации, осуществляющие любой вид специального водопользования, являются налогоплательщиками. 

   В то же время почти все не лицензируемые виды специального водопользования включены в перечень видов пользования водными объектами, не признаваемых объектами обложения водным налогом, установленных cт. 333.9 НК РФ. Исключение составляют два вида специального водопользования: забор воды из одиночных скважин и колодцев с применением бытовых насосов и пользование обособленными водными объектами. Эти виды относятся к специальному водопользованию, но не лицензируются и, на первый взгляд, подлежат обложению водным налогом. 

Налогоплательщики встают на учет в налоговых органах в  соответствии со ст. 83 НК РФ:

- организации - по месту своего нахождения, по месту нахождения обособленного подразделения;

-  индивидуальные предприниматели - по месту жительства.

Но, кроме того, налогоплательщики  должны встать на учет по месту нахождения недвижимого имущества и транспортных средств, которые принадлежат им на праве собственности.

А специальное водопользование  осуществляется с применением сооружений, технических средств и устройств (ст. 86 Водного кодекса РФ). Как  правило, такая техника (например, артезианские скважины или иные водозаборные сооружения) относится к объектам недвижимого  имущества. То есть если техническое  средство водопользования (недвижимость) находится вне места постановки на учет организации или ее обособленного  подразделения, то надо встать на учет в налоговой и по месту его  нахождения. А вот обязанности  вставать на учет там, где расположен сам объект водопользования, Налоговый  кодекс не предусматривает. Причем неважно, состоит ли по другим основаниям плательщик водного налога на учете в этой налоговой инспекции или нет.[7.стр. 564]

Дело в том, что органы, лицензирующие использование природных  ресурсов, обязаны передавать информацию о природопользователях в налоговые  органы (п. 7 ст. 85 НК РФ). Делать это они  должны в течение 10 дней после выдачи лицензии. На основании этих сведений налоговый орган самостоятельно поставит на учет организацию, получившую лицензию на водопользование, и присвоит ей код причины постановки на учет (КПП). А затем проинформирует об этом налоговые органы по месту нахождения предприятия. При постановке на учет в налоговой инспекции в качестве плательщика водного налога в  КПП после кода налоговой инспекции  указывается код 41.

 Например, КПП организации,  которая состоит на учете в  налоговой инспекции по Выборгскому  району г. Санкт-Петербурга (код  инспекции 7817) в качестве плательщика  водного налога под номером  542, будет выглядеть следующим  образом: 781741ХХХ.

Уведомлять налогоплательщика  о постановке на учет и присвоении КПП налоговая инспекция не должна (Письмо МНС России от 22.05.2001 N ММ-6-12/410).

Если информация о выданной лицензии в налоговые органы не поступила, то налогоплательщик может в первой декларации по водному налогу и в  платежном поручении на его перечисление указывать основной КПП. То есть тот  КПП, который присвоен ему в инспекции  по месту нахождения организации  или по месту жительства индивидуального  предпринимателя.

 

 

2.2 Объекты налогообложения

 
Объектами налогообложения водным налогом признаются следующие виды водопользования водными объектами:

1)забор воды из водных объектов

2)использование акватории водных  объектов, за исключением лесосплава  в плотах и кошелях;

3)использование водных объектов  без забора воды для целей  гидроэнергетики;

Использование водных объектов для  целей сплава древесины в плотах и кошелях.

Поверхностные водные объекты и  подземные водные объекты в соответствии с водным законодательством РФ:

1. Водные объекты в зависимости  от особенности их режима, физико-географический, морфометрических и других особенностей  подразделяются на:

1) поверхностные водные объекты;

2)подземные водные объекты

2. К поверхностным водным объектам  относятся:

1) моря или отдельные части  (проливы, заливы, в том числе  бухты, лиманы и другие)

2)водотоки(реки, ручья, каналы);

3)водоемы(озера, пруды, обводненные  каналы, водохранилища);

4)болота

5)природные выходы подземных  вод (родники, гейзеры)

6)ледники, снежники.

3. Поверхностные водные объекты  состоят из поверхностных вод  и покрытых ими земель в  пределах береговой линии.

4. Береговая линия (граница водного  объекта) определяется для:

1) моря - по постоянному уровню  воды, а в случае периодического  изменения уровня воды - по линии  максимального отлива;

2) реки, ручья, канала, озера, обводненного  карьера - по среднемноголетнему  уровню вод в период, когда  они не покрыты льдом;

3) пруда, водохранилища - по нормальному  подпорному уровню воды;

4) болота - по границе залежи  торфа на нулевой глубине.

5. К подземным водным объектам  относятся:

1) бассейны подземных вод;

2) водоносные горизонты.

6. Границы подземных водных объектов  определяются в соответствии  с законодательством о недрах.

Водные объекты общего пользования:

1. Поверхностные водные объекты,  находящиеся в государственной  или муниципальной собственности,  являются водными объектами общего  пользования, то есть общедоступными  водными объектами, если иное  не предусмотрено настоящим Кодексом.

2. Каждый гражданин вправе иметь  доступ к водным объектам общего  пользования и бесплатно использовать  их для личных и бытовых  нужд, если иное не предусмотрено  настоящим Кодексом, другими федеральным  законами.

3. Использование водных объектов  общего пользования осуществляется  в соответствии с правилами  охраны жизни людей на водных  объектах, утверждаемыми в порядке,  определяемом Правительством Российской  Федерации, а также исходя из  устанавливаемых органами местного  самоуправления правил использования водных объектов для личных и бытовых нужд.

4. На водных объектах общего  пользования могут быть запрещены  забор (изъятие) водных ресурсов  для целей питьевого и хозяйственно-бытового  водоснабжения, купание, использование  маломерных судов, водных мотоциклов  и других технических средств,  предназначенных для отдыха на  водных объектах, водопой, а также  установлены иные запреты в  случаях, предусмотренных законодательством  Российской Федерации и законодательством  субъектов Российской Федерации.

5. Информация об ограничении  водопользования на водных объектах  общего пользования предоставляется  жителям соответствующих поселений  органами местного самоуправления  через средства массовой информации  и посредством специальных информационных  знаков, устанавливаемых вдоль берегов  водных объектов. Могут быть также  использованы иные способы предоставления  такой информации.

6. Полоса земли вдоль береговой  линии водного объекта общего  пользования (береговая полоса) предназначается  для общего пользования. Ширина  береговой полосы водных объектов  общего пользования составляет  двадцать метров, за исключением  береговой полосы каналов, а  также рек и ручьев, протяженность  которых от истока до устья  не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов,  а также рек и ручьев, протяженность  которых от истока до устья  не более чем десять километров, составляет пять метров.

Информация о работе Водный налог