Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.

Работа содержит 1 файл

К1.docx

— 90.65 Кб (Скачать)

Напомним, что сейчас на федеральном  уровне установлены лишь минимальные  и максимальные значения ставок платы  за пользование водными объектами. Диапазон ставок для конкретного  водоема устанавливает Правительство  РФ. А точные значения определяют субъекты Российской Федерации.

В целом же ставки водного налога либо приблизительно равны тем, что  действуют сейчас, либо превышают  максимальные ставки платы за пользование  водными объектами.

Налоговый период по водному налогу равен кварталу. Перечислять налог  нужно будет по местонахождению  используемой реки, озера или моря не позднее 20 января, апреля, июля или октября [8.ст. 333.14]. В эти же сроки нужно представить в местную инспекцию налоговую декларацию.

После 1 января 2007 года не признаются плательщиками водного  налога организации и физические лица, осуществляющие водопользование  на основании договоров водопользования (на забор поверхностной воды и  использование акватории) или решений  о предоставлении водных объектов в  пользование (на сброс), заключенных (принятых) после введения в действие нового Водного кодекса (Федеральный закон  №73-ФЗ от 03.06.2006 г.).  
1 января 2007 года вступил в силу новый Водный кодекс Российской Федерации.

Документ устанавливает  бассейновый способ управления водными  объектами. Бассейн водного объекта  представляет собой территорию, сток вод, с которой через систему  водоемов и водоток осуществляется в море или озеро. Речной бассейн, как правило, охватывает территории нескольких субъектов Федерации, поэтому  Кодекс разделил территорию Российской Федерации без привязки к конкретным регионам на 20 бассейновых округов - Балтийский, Баренцево-Беломорский, Донской, Днепровский и т.д. Бассейновый  округ признан основной единицей управления в области использования  и охраны водных объектов. Учитывая, что бассейновые округа не совпадают с границами субъектов Российской Федерации, новый Кодекс закрепляет на водные объекты федеральную собственность. И лишь пруды и так называемые обводненные карьеры, расположенные в границах земельного участка, собственником которого является субъект Российской Федерации, муниципальное образование, физическое или юридическое лицо, могут находиться в собственности перечисленных субъектов (Водный кодекс Российской Федерации от 03.06.2006 № 74-ФЗ; Федеральный закон от 03.06.2006 №73-ФЗ).

Определены ставки за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, а также правила расчета и  взимания такой платы.

         С 1 января 2007 года ставки платы за изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов установлены в пределах от 246 до 576 рублей за 1 тыс. куб. м - для рек.

       Ставка платы за изъятие водных ресурсов из поверхностных водных объектов для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения населения установлена в размере 70 рублей за 1 тыс. куб. м водных ресурсов. Ставки платы за использование акватории поверхностных водных объектов будут от 15,72 до 49,8 тыс. рублей за 1 кв. км используемой акватории в год.

Расчет размера  платы производят физические и юридические  лица, приобретающие право пользования  поверхностными водными объектами  или их частями. Размер платы определяется как произведение платежной базы и соответствующей ей ставки платы. Платежная база устанавливается  в договоре водопользования по каждому  виду пользования водными объектами  и определяется отдельно в отношении  каждого водного объекта или  его части (Постановление Правительства  РФ от 30.12.2006 № 876 и Постановление  Правительства РФ от 14.12.2006 №764).

С 1 января 2007 года подготовка и принятие решения о предоставлении поверхностного водного объекта  в пользование осуществляются по новым правилам.

 

        В зависимости от формы собственности водного объекта и предполагаемых целей его использования решение о предоставлении поверхностного водного объекта принимается Правительством РФ, Федеральным агентством водных ресурсов или его территориальным органом, а также региональным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления. Физическое лицо, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, заинтересованные в предоставлении водного объекта, должны обратиться в территориальный орган Федерального агентства водных ресурсов с запросом о предоставлении сведений о водном объекте, содержащихся в государственном водном реестре.

На основании  указанных сведений заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении водного объекта в пользование  в исполнительный орган государственной  власти или орган местного самоуправления по месту расположения водного объекта.

К заявлению должны прилагаться документы в соответствии с установленным перечнем (Постановление  Правительства РФ от 30.12.2006 №844).

Для приведения уровня налоговой нагрузки  пользователей водными объектами в 2011-2013 годах к уровню эффективной налоговой нагрузки 2004 года необходима индексация ставок водного налога.

Учитывая фактическую динамику изменения индекса потребительских  цен за 2006-2009 годы и их прогноз  на 2010-2013 годы: 1,097 (2006 год), 1,09 (2007 год), 1,141 (2008 год), 1,1166 (2009 год), 1,061 (2010 год), 1,074 (2011 год), 1,069 (2012 год), 1,065 (2013 год) ставки водного  налога с 2011 года необходимо увеличить  в 1,74 раза.   

Законопроектом  предусматривается поэтапная индексация ставок водного налога: с 1 января 2011 года с учетом коэффициента 1,25 к действующим ставкам водного налога, с 1 января 2012 года - коэффициента 1,26 к ставкам 2011 года,  с 1 января 2013 года  – коэффициента 1,27  к ставкам 2012 года.       

 Указанные коэффициенты рассчитаны  на основе фактических показателей  индекса потребительских цен  за 2005-2009 годы и их прогноза  на 2010-2013  годы.       

 С принятием  федерального закона «О внесении изменений в главу 25.2 «Водный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации в Водный кодекс Российской Федерации» доходы федерального бюджета предположительно увеличатся:   в 2011 году на 1513,25 млн.рублей по сравнению с 2010 годом, в 2012 году на 2629,48 млн.рублей по сравнению с 2011 годом и в 2013 году на 4574,14 млн.рублей по сравнению с 2012 годом.

 

 

1.4.Анализ поступления водного налога в федеральный бюджет России

 

Как известно, Федеральным  законом «О внесении изменений в  часть вторую Налогового кодекса  Российской Федерации, изменения в  ст. 19 Закона «Об основах налоговой  системы в Российской Федерации», а также о признании утратившими  силу отдельных законодательных  актов Российской Федерации» от 28.07.2004 г. № 83-ФЗ с начала 2005 г. был введен федеральный водный налог. Сумма поступлений этого налога в федеральный бюджет составила в 2005 г. 11,6 млрд. руб., а в 2006 г. – 14,3 млрд. руб. В 2007 г. общий объем водного налога составил свыше 14. Администратором водного налога является Федеральная налоговая служба России.

Данный налог полностью  перечисляется в федеральный  бюджет, где трансформируется (обезличивается, как и большинство других налогов) и лишь косвенным образом влияет на государственное финансирование водохозяйственных и водоохранных мероприятий.

Динамика заданий федерального бюджета по выплатам водного налога и его фактического поступления, а также финансово-экономической  роли в бюджетных доходах представлена в табл.

 

Таблица  1.

Поступление водного налога в доходы федерального бюджета Российской Федерации

Годы

Прогноз поступлений  водного 

налога,

млн.руб

Фактическое поступление  водного налога, млн.руб

Прогноз поступлений  платы за пользование водными 

объектами,

млн.руб.

Фактическое поступление  платы за пользование водными  объектами, млн.руб.

2006

76,51

78,29

-

-

2007

79,96

83,96

-

-

2008

75,87

79,23

6,67

2,62

2009

45,78

24,50 

37,31

39,63

2010

25,55

12,31 
(за 6 мес.)

53,38

25,73 
(за 6 мес.)


 

Роль водного налога среди  всех доходов федерального бюджета  остается незначительной и имеет  тенденцию к уменьшению. Иначе  говоря, темпы роста других налогов, платежей и неналоговых поступлений  превышают темпы увеличения водного  налога. Указанная тенденция заметна  также в отношении водного  налога в общей совокупности налогов, сборов и регулярных платежей за пользование  природными ресурсами. Доля водного  налога в составе этих природно-ресурсных  поступлений уменьшилась с 1,33% в 2006 г. до 1,28% в 2007 г.

В соответствии со статьей 20 Водного кодекса Российской Федерации (утвержден Федеральным законом  от 3.06.2006 г. № 73-ФЗ), начиная с 2007 г. предусмотрено введение платы за пользование водными объектами или их частями. Эта плата устанавливается в соответствии с договорами водопользования. При этом ставки платы за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, также как порядок расчета и взимания этой платы устанавливаются Правительством Российской Федерации. Платежи и порядок их расчета по объектам, находящимся в собственности субъектов Федерации и муниципальных образований, устанавливаются органами государственной власти соответствующих уровней управления. Администратором платежей за пользование водными объектами является Федеральное агентство водных ресурсов.

Предприятия, осуществляющие водопользование, в принципе не могут  подвергаться двойному налогообложению, т.е. выплачивать одновременно водный налог и платеж при осуществлении  одного и того же водопользования  по одному и тому же водному объекту.

Что касается расходной части  федерального бюджета, то выделение  средств на водохозяйственные и  водоохранные мероприятия по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная  экономика» за последние годы проводилось  в меньших объемах, нежели поступало  в доходную часть бюджета в  виде водного налога. Если прибавить  сюда средства, проходящие по иным разделам бюджета («Межбюджетные трансферты»  и др.), то приходная и расходная  суммы окажутся близкими.

В соответствии с Федеральным  законом «Об исполнении федерального бюджета за 2005 год» от 9.04.2007 г. № 41-Ф3 по подразделу «Водные ресурсы» раздела «Национальная экономика» в расходной части бюджета было выделено свыше 4219 млн. руб. Это составило 99% от первоначально установленной, а также от скорректированной величины. В 2006 г. эти показатели по Федеральному закону от 3.04.2008 г. № 36-ФЗ были на уровне соответственно 8043 млн. руб. и около 99%. Рост фактических расходов федерального бюджета по подразделу «Водные ресурсы» в 2006 г. по сравнению с 2005 г. составил 1,9 раза. В 2007 г. по оценке объем финансирования по рассматриваемому подразделу повысился по сравнению с 2006 г. почти в 1,8 раза. Таким образом, за два года выделение средств в федеральном бюджете более чем утроилось. Также растет доля затрат по подразделу «Водные ресурсы» в общем объеме расходов федерального бюджета – 0,21% в 2006 г. против 0,12% в 2005 г.

Кроме того, в 2006-2007 гг. резко повысились профильные затраты по разделу «Межбюджетные трансферты» расходной части федерального бюджета.

Все это тем более важно, поскольку суммарные расходы  федерального бюджета на все цели в 2007 г. увеличились по сравнению с 2005 г. лишь в 1,9 раза, т.е. темпы роста здесь были более низкими нежели финансирование водного хозяйства.

Однако указанная динамика все же недостаточна. Расчеты показывают, что в 2007 г. объем инвестиций в основной капитал на охрану и рациональное использование водных ресурсов в сопоставимых ценах был примерно на уровне 1995 г. и значительно ниже уровня 1990 г.

Отсутствие фактических  поступлений платы за пользование  водными объектами в 2006-2007 гг. объясняется  реформированием водного законодательства. Водным кодексом Российской Федерации  с 01.01.2007 предусмотрен переход от лицензирования к договорам водопользования.

В связи с отсутствием  заключенных договоров водопользования  в 2007 году плата за пользование водными  объектами отсутствовала, в то же время ряд водопользователей, имеющих  лицензии на водопользование, продолжали уплачивать водный налог.

Значительное снижение объемов  поступлений водного налога в  бюджет в 2009 году можно объяснить  сложным финансовым положением предприятий-водопользователей, связанным с экономическим кризисом в стране.

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2011 год  прогнозируется в сумме 6 593,2 млн. рублей (0,01% к ВВП).

По сравнению с уточненной оценкой поступления водного  налога за 2010 год прогнозируется увеличение доходов федерального бюджета на 360,3 млн. рублей или на 5,8 процента. Предполагаемое повышение с 1 января 2011 г. ставок водного  налога в 1,25 раза относительно ставок, действующих в 2010 году, обеспечит  рост доходов от поступления водного  налога на 1349,9 млн. рублей, при этом переход водопользователей от уплаты водного налога к взиманию платы  за пользование водными объектами  уменьшит поступление доходов в  федеральный бюджет на 989,6 млн. рублей.

 

Прогноз поступления водного  налога на 2011 год рассчитан на основе объемов водопользования, фактически сложившихся за 2010 год, и уменьшенных  на объемы водопользования по договорам, заключаемым водопользователями взамен лицензий, прекращающих свое действие в 2011 году, и ставок налога по видам  водопользования, установленных в  главе 25.2 «Водный налог» Налогового кодекса Российской Федерации с  учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2011 года.[19]

Поступление водного налога в федеральный бюджет на 2012-2013 годы прогнозируется в сумме 6 501,8 млн. рублей (0,01% к ВВП) и 8 022,0 млн. рублей (0,01% к  ВВП) соответственно.

Информация о работе Водный налог