Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа
Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.
Введение
Раньше, в советские времена,
водопользование являлось бесплатным.
Имелась только кратковременная
плата за орошение. Но рост задолженности
колхозов по плате за воду, привел к
отмене и этой платы. И лишь в 1982 году
промышленные предприятия начали платить
за водопользование. С переходом
на рыночные отношения российское законодательство
утвердило в качестве важного
условия платность
Водный налог - это плата направленная на восстановление и охрану водных объектов.
Основными отличиями водного
налога от ранее действовавшей платы
за пользование водными объектами
являются: расширение круга налогоплательщиков,
к которым отнесены и физические
лица. Ранее плательщиками являлись
только физические лица, осуществляющие
предпринимательскую
Актуальность темы исследования
обусловлена теоретической и
практической значимостью вопросов,
касающихся нормативно-правового
Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с водным налогом.
Исходя из цели, ставятся следующие задачи:
Объект работы- отношения складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предмет работы - законодательство о водном налоге.
Курсовая состоит из теоретической и практических глав, заключения, списка литературы и приложения. Для написания курсовой использовались различные материалы: учебники, нормативные документы в области налогового права, интернет.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА
1.1. Исторические аспекты развития водного налога в России
На протяжении многих лет существуют платежи, связанные с использованием водных ресурсов. На территории России плата за использование водных ресурсов существовала еще в 20-30-х годах XX в. как водный сбор. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен.
С 1949-го по 1956 г. в СССР платили
за воду, подаваемую оросительными системами, а
размер платы определялся пропорционально
эксплуатационным расходам упра
С 1982-го по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.
В качестве метода экономического регулирования
водных отношений платность водопользования в России реализуется с 1991 г.
при введении в действие тарифов за забор воды из водохозяйственных
систем. Плата определялась на базе установленного тарифа и лимито
На момент вступления
в силу Водного кодекса РФ
плата за пользование водными
объектами в РФ взималась в
форме платы за воду, забираемую
промышленными предприятиями
Промышленные предприятия
платили и за воду, забираемую
непосредственно из
Расчет платы производился по специальным тарифам исходя из базового тарифа, который составлял 1,15 коп. за 1 куб. м - за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м - за забор воды из подземных водных объектов. К базовым тарифам применялись так называемые доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов по бассейнам рек и иных водных объектов. За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере.
В особом порядке
плату рассчитывали
Не все виды
забора воды подлежали
В 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федер
На территориях субъектов
РФ плата за пользование водными
объектами вводилась
Плата за пользование водными
объектами сохранила принцип
дифференциации ставок по экономическим
бассейнам и конкретным водным объектам.
Эта дифференциация осуществляется
Правительством РФ. Вместе с тем
право установления окончательных
ставок по категориям плательщиков и
видам водопользования
Плательщиками платы за
пользование водными объектами
были признаны не только
Федеральным
законом "О плате за
Основным условием
привлечения организации или
индивидуального
Первоначально Федеральный закон "О плате за пользование водными объектами" не распространялся на забор (добычу) вод из подземных водных источников. Это было связано с тем, что за подземную воду взимались платежи за право на пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".
С 1 января 2002 г. платежи за
пользование недрами и
Федеральным
законом "О плате за
Федеральный закон
"О плате за пользование
водными объектами" действовал
до конца 2004 г. С 1 января 2005
г. в РФ был введен водный
налог, предусмотренный главой 25.2
"Водный налог" НК РФ. В проекте закона о взимании водного налога устранен ряд неточностей и
решены некоторые спорные вопросы законодательства: исключено применение повышенной
ставки при безлицензионном водопользовании; устранено несоответствие
в определении объекта платы и размера ставки
при лесосплаве; выведен из перечня объектов налогообложения такой вид водопользования, как забор воды водным транспортом
для обеспечения работы технологического оборудования; отменено право субъектов Российской Федерации устанавли
1.2. Развитие нормативно-законодательной базы водного налога
С 1 января 2005 года предприятия вместо платы за пользование водными объектами стали платить водный налог. Соответствующей главой - 25.2 - пополнил Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ. А Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" со следующего года действовать перестанет.
Водный налог - федеральный. Это значит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено главой 25.2 Налогового кодекса РФ.
Так же как и плату, налог начали перечислять организации и физические лица, забирающие воду из рек, озер и морей, пользующиеся их акваторией, а также использующие водные объекты для гидроэнергетики (п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).
Вместе с тем, в отличие от платы, фирме не придется перечислять налог, если она сбрасывает в реки, озера или моря сточные воды. Такие действия водным налогом не облагаются.
В пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса РФ перечислены льготы по водному налогу. Их не меньше, чем сейчас по плате за пользование водными объектами. Другое дело, что с нового года региональные власти не смогут устанавливать дополнительные льготы по водному налогу. На сегодняшний день у них такое право есть.
Теперь о ставках нового налога. Все они установлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ по каждой реке, озеру и морю. И региональные власти не смогут их изменить.