Водный налог

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 13:00, курсовая работа

Описание работы

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная плата за орошение. Но рост задолженности колхозов по плате за воду, привел к отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить за водопользование.

Работа содержит 1 файл

К1.docx

— 90.65 Кб (Скачать)

Введение

Раньше, в советские времена, водопользование являлось бесплатным. Имелась только кратковременная  плата за орошение. Но рост задолженности  колхозов по плате за воду, привел к  отмене и этой платы. И лишь в 1982 году промышленные предприятия начали платить  за водопользование. С переходом  на рыночные отношения российское законодательство утвердило в качестве важного  условия платность водопользования. Эта позиция была обозначена в  Водном Кодексе, принятом в 1995 году. С  этого момента все водопользователи обязаны уплачивать водный налог.

Водный налог - это плата  направленная на восстановление и охрану водных объектов.

Основными отличиями водного  налога от ранее действовавшей платы  за пользование водными объектами  являются: расширение круга налогоплательщиков, к которым отнесены и физические лица. Ранее плательщиками являлись только физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Общий размер суммы платы в  части пользования поверхностными водными объектами вряд ли уменьшился, так как ставка платы за забор  воды из поверхностных водных объектов выросла не менее чем в два  раза. Возможно, что причиной отмены платы за сброс сточных вод  явились: нарушение принципа однократности  налогообложения, так как вода, забранная  из водного объекта, становилась  повторно объектом налогообложения  при сбросе после использования; технические сложности, связанные  с определением объемов сброса, который  в большинстве случаев определяется расчетным путем.

Актуальность темы исследования обусловлена теоретической и  практической значимостью вопросов, касающихся нормативно-правового регулирования  водного налогообложения в Российской Федерации.

Целью работы является изучение актуальных вопросов, связанных с  водным налогом.

 

 Исходя из цели, ставятся  следующие задачи:

  • рассмотреть понятие водного налога;
  • рассмотреть содержание водного налога;
  • проанализировать особенности уплаты и исчисления водного налога;
  • проанализировать проблемы исчисления водного налога и пути их решения;
  • в заключении сделать выводы.

Объект работы- отношения  складывающиеся в процессе взимания водного налога. Предмет работы - законодательство о водном налоге.

Курсовая состоит из теоретической  и практических глав, заключения, списка литературы и приложения. Для написания курсовой использовались различные материалы: учебники,  нормативные документы в области налогового права, интернет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ВОДНОГО НАЛОГА

1.1. Исторические аспекты развития водного налога в России

На протяжении многих лет  существуют платежи, связанные с  использованием водных ресурсов. На территории России плата за использование водных ресурсов существовала еще в 20-30-х годах XX в. как водный сбор. Она взималась с единицы орошаемой поверхности для возмещения расходов по эксплуатации водохозяйственных систем. Плательщиками являлись юридические и физические лица, а налогооблагаемой базой - сельскохозяйственный доход. С завершением коллективизации водный сбор был отменен.

С 1949-го по 1956 г. в СССР платили  за воду, подаваемую оросительными системами, а размер платы определялся пропорционально эксплуатационным расходам управлений оросительных систем.

С 1982-го по 1998 г. существовала плата за воду, забираемую промышленными предприятиями из водохозяйственных систем.

В качестве метода экономического регулирования водных отношений платность водопользования в России реализуется с 1991 г. при введении в действие тарифов за забор воды из водохозяйственных систем. Плата определялась на базе установленного тарифа и лимитов водозабора и отражалась в себестоимости продукции. Однако в тарифах не учитывался забор воды непосредственно из водного объекта, не рассматривались другие виды водопользования, а инфляция практически свела на нет эффективность данного вида экономического регулирования водопотребления.[10.стр. 137]. В условиях перехода к рыночной экономике Россия оказалась без эффективного экономического механизма регулирования водных отношений, стимулирования рационального  водопользования  и обеспечения финансирования деятельности по восстановлению и охране водных объектов и защите от вредного воздействия вод, не было механизма реализации мероприятий, предусмотренных в федеральных целевых водохозяйственных программах.

    На момент вступления  в силу Водного кодекса РФ  плата за пользование водными  объектами в РФ взималась в  форме платы за воду, забираемую  промышленными предприятиями из  водохозяйственных систем. Эта плата  была введена еще в советское  время. Нормативным актом по  данному платежу являлось письмо  Министерства финансов РСФСР  от 27 мая 1991 г. №16/111 "Об исчислении  и внесении в бюджет платы  за воду". В соответствии с  Законом РФ от 27 декабря 1991 г. N 2118-1 "Об основах налоговой системы  в РФ" плата за воду относилась  к региональным налогам.

   Промышленные предприятия  платили и за воду, забираемую  непосредственно из водохозяйственных  систем, и за воду, которую они  получали от других промышленных  предприятий или от предприятий  коммунального хозяйства. Кроме  того, уплачивать нужно было как  за поверхностную, так и за  подземную воду.[10. стр 140]

  Расчет платы производился  по специальным тарифам исходя из базового тарифа, который составлял 1,15 коп. за 1 куб. м - за забор воды из поверхностных водных объектов, 2 коп. за 1 куб.м - за забор воды из подземных водных объектов. К базовым тарифам применялись так называемые доплаты или скидки с базового тарифа с учетом дефицита водных ресурсов по бассейнам рек и иных водных объектов. За сверхлимитный забор воды предприятия должны были исчислять плату в пятикратном размере.

   В особом порядке  плату рассчитывали предприятия  теплоэнергетики при использовании  воды на нужды охлаждения агрегатов:  в пределах утвержденного лимита  плата исчислялась в размере  30 процентов от тарифа, за воду, забранную сверх лимита, необходимо  было вносить плату в размере  полного тарифа.

    Не все виды  забора воды подлежали налогообложению.  От платы освобождались предприятия,  которые отпускали другим потребителям  воду, ранее забранную из водохозяйственных  систем. В этом случае к плате  привлекались конечные потребители.  Освобождался от платы и забор  воды рыбоводными заводами и  прудовыми хозяйствами. Не нужно  было платить также за забор морских вод, за добычу подземных минеральных, теплоэнергетических и промышленных вод.[13.стр. 453]

В 1995 г. был принят Водный кодекс Российской Федерации, которым предусматривались два платежа: за пользование водными объектами (водный налог) и плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов. С целью реализации  положений Водного кодекса Российской Федерации в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 27 января 1996 г. № 85-р в октябре 1996 г. был подготовлен проект постановления Правительства РФ "О порядке установления и взимания платы, связанной с пользованием водными объектами, и расходования средств федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов"; 22 апреля 1998 г. законопроект получил одобрение Совета Федерации, и в мае 1998 г. Постановление Правительства РФ было введено в действие.

На территориях субъектов  РФ плата за пользование водными  объектами вводилась региональными  законами с момента утверждения  конкретных ставок платы по водохозяйственным  бассейнам и категориям водопользователей.

Плата за пользование водными  объектами сохранила принцип  дифференциации ставок по экономическим  бассейнам и конкретным водным объектам. Эта дифференциация осуществляется Правительством РФ. Вместе с тем  право установления окончательных  ставок по категориям плательщиков и  видам водопользования предоставлено  законодательным органам субъектов  РФ.

   Плательщиками платы за  пользование водными объектами  были признаны не только промышленные  предприятия, но и все организации,  а также предприниматели, осуществляющие  специальное пользование водными  объектами, подлежащее лицензированию. Помимо забора воды, вышеуказанный  Федеральный закон рассматривает  в качестве объекта платы сброс  вод, пользование акваторией водных  объектов, а также пользование  водными объектами для удовлетворения  потребностей гидроэнергетики в  воде.

     Федеральным  законом "О плате за пользование  водными объектами" был расширен  состав плательщиков по сравнению  с платой за воду, забираемую из водохозяйственных систем. Плату за пользование водными объектами обязаны были вносить не только промышленные предприятия, но и иные категории организаций, а также индивидуальные предприниматели.

     Основным условием  привлечения организации или  индивидуального предпринимателя  к плате за пользование водными  объектами является осуществление  специального пользования водными  объектами, подлежащего лицензированию. Был увеличен и перечень объектов  налогообложения: забор воды дополнен  сбросом сточных вод, пользованием  акваториями водных объектов, а  также пользованием водными объектами  для удовлетворения потребностей  гидроэнергетики в воде (выработка  электроэнергии).

Первоначально Федеральный  закон "О плате за пользование  водными объектами" не распространялся  на забор (добычу) вод из подземных  водных источников. Это было связано  с тем, что за подземную воду взимались  платежи за право на пользование  недрами и отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы в соответствии с Законом РФ от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах".

С 1 января 2002 г. платежи за пользование недрами и отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы были отменены, а вместо этих налогов  введен налог на добычу полезных ископаемых. С этого момента за добычу подземных  минеральных, термальных и промышленных вод уплачивается налог на добычу полезных ископаемых. Добыча иных подземных  вод (так называемых пресных) облагается платой за пользование водными объектами.

     Федеральным  законом "О плате за пользование  водными объектами" сохранены  виды водопользования, освобождаемые  от налогообложения, а также  основания для исчисления платы  в пониженном или в пятикратном  размере.

   Федеральный закон  "О плате за пользование  водными объектами" действовал  до конца 2004 г. С 1 января 2005 г. в РФ был введен водный  налог, предусмотренный главой 25.2 "Водный налог" НК РФ. В проекте закона о взимании водного налога устранен ряд неточностей и решены некоторые спорные вопросы законодательства: исключено применение повышенной ставки при безлицензионном водопользовании; устранено несоответствие в определении объекта платы и размера ставки при лесосплаве; выведен из перечня объектов налогообложения такой вид водопользования, как забор воды водным транспортом для обеспечения работы технологического оборудования; отменено право субъектов Российской Федерации устанавливать льготы по плате; из перечня  объектов налогообложения  исключен такой вид пользования водными объектами как сброс сточных вод в водные объекты.

 

 

1.2. Развитие нормативно-законодательной базы водного налога

 

С 1 января 2005 года предприятия  вместо платы за пользование водными  объектами стали платить водный налог. Соответствующей главой - 25.2 - пополнил Налоговый кодекс РФ Федеральный закон от 28 июля 2004 г. № 83-ФЗ. А Федеральный закон от 6 мая 1998 г. № 71-ФЗ "О плате за пользование водными объектами" со следующего года действовать перестанет.

Водный налог - федеральный. Это  значит, что регионы уже не вправе изменить то, что установлено главой 25.2 Налогового кодекса РФ.

Так же как и плату, налог начали перечислять организации и физические лица, забирающие воду из рек, озер и морей, пользующиеся их акваторией, а также использующие водные объекты для гидроэнергетики (п. 1 ст. 333.9 Налогового кодекса РФ).

Вместе с тем, в отличие от платы, фирме не придется перечислять  налог, если она сбрасывает в реки, озера или моря сточные воды. Такие  действия водным налогом не облагаются.

В пункте 2 статьи 333.9 Налогового кодекса  РФ перечислены льготы по водному  налогу. Их не меньше, чем сейчас по плате за пользование водными  объектами. Другое дело, что с нового года региональные власти не смогут устанавливать  дополнительные льготы по водному налогу. На сегодняшний день у них такое  право есть.

Теперь о ставках нового налога. Все они установлены в статье 333.12 Налогового кодекса РФ по каждой реке, озеру и морю. И региональные власти не смогут их изменить.

Информация о работе Водный налог