Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.
Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47
3. Установление минимальной цены на водку, ликёроводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28 %.
Это должно максимально затруднить продажу в легальных магазинах (в том числе в крупных сетях) водки по ценам ниже возможных с учётом всех налогов, себестоимости производства, оптовой наценки. Необходимо лишить «теневиков» конкурентного преимущества в цене, достигнутого за счёт уклонения от уплаты акцизов и НДС и широко используемого при продаже через легальные каналы.
Применение минимальных цен сделает экономически нецелесообразной продажу продукции ниже рыночных цен, включающих в себя налоги. Предполагается, что минимальная цена на спиртные напитки должна содержать сумму обязательных налоговых платежей на единицу продукции, надбавку оптового звена, надбавку розничной торговли и себестоимость (минимально возможную для производства продукта эконом – класса).
Введение минимальной цены будет служить запретом на продажу нелегальной продукции и ликвидирует экономические предпосылки для подобных махинаций. [5]
Со ставками акцизов на алкогольную продукцию на 2009-2011 года можно ознакомиться ниже в таблице 4.
Таблица 4
Ставки акцизов на алкогольную продукцию за 2009-2011 года.
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара) | ||
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
с 1 января по 31 декабря 2009 года включительно |
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно |
с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно |
27,70 руб. за 1 литр безводного этилового спирта |
30,50 руб. за 1 литр безводного этилового спирта |
33,60 руб. за 1 литр безводного этилового спирта | |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9% |
191,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
210,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
231,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
121,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
133,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
146,00 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах |
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих вин) |
2,60 руб. за 1 литр |
2,90 руб. за 1 литр |
3,20 руб. за 1 литр |
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие |
10,50 руб. за 1 литр |
11,55 руб. за 1 литр |
12,70 руб. за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включительно |
3,00 руб. за 1 литр |
3,30 руб. за 1 литр |
3,60 руб. за 1 литр |
Пиво с нормативным (стандартизованным) содержанием объемной доли спирта этилового свыше 8,6% |
9,80 руб. за 1 литр |
10,80 руб. за 1 литр |
11,90 руб. за 1 литр |
Политика налогообложения табачных изделий, проводившаяся в России в 2001-2009 годах, хотя и привела к некоторому повышению доходов государственного бюджета, имеет ряд существенных недостатков, так как она:
Уровень табачных акцизов в России ниже, чем в соседних странах как в относительном (доля акцизов в розничной цене сигарет), так и в абсолютном выражении (сумма акцизного сбора на одну сигарету).
Министерство
финансов РФ предложило повысить ставки
акцизного сбора на табачные изделия
в 2011 году на большую величину, чем
предусмотрено действующим
Для рассмотрения предлагается еще два варианта повышения ставок акциза на табачные изделия:
1) умеренный (в среднем в 2,2 раза), который исходит из двух параметров: выравнивание ставок акциза с Украиной и приведение средних цен на сигареты в 2010 году до того уровня, какими они должны были быть, если бы эти цены в 2001–2010 году повышались бы в соответствии со средним уровнем инфляции;
2) существенный (в среднем в 3,5 раза), исходя из установления минимального уровня акциза в размере 12 рублей за пачку и выравнивание акцизов на сигареты с фильтром и без фильтра.
Анализ последствий предложенных вариантов показывает, что они не только приведут к снижению распространенности курения в России, но и принесут в 2011 году дополнительный доход в государственный бюджет в размере 50–90 млрд рублей. При этом умеренный вариант приведет к сокращению контрабанды сигарет из России и практически не допустит увеличения контрабанды сигарет в Россию.[16]
Уровни акцизного налогообложения табачных изделий в Российской Федерации должны быть повышены с целью решения следующих задач:
Также должна быть изменена и структура акцизных налогов с целью:
Ознакомиться со ставками акцизов на табачные изделия можно в таблице 5 приведенной ниже.
Таблица 5
Ставки акцизов на табачные изделия за 2009-2011 года
Виды подакцизных товаров |
Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара) | |||
Табак трубочный, курительный, жевательный, сосательный, нюхательный, кальянный |
300,00 руб. за 1 кг |
300,00 руб. за 1 кг |
330,00 руб. за 1 кг | |
Сигары |
17,75 руб. за 1 штуку |
17,75 руб. за 1 штуку |
19,50 руб. за 1 штуку | |
Сигариллы |
255,00 руб. за 1000 штук |
281,00 руб. за 1000 штук |
309,00 руб. за 1000 штук | |
Сигареты с фильтром |
150,00 руб. за 1000 штук + +
6% расчетной стоимости, |
180,00 руб. за 1000 штук + + 6,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 216,00 руб. за 1000 штук |
216,00 руб. за 1000 штук + +
7% расчетной стоимости, | |
Сигареты без фильтра, папиросы |
72,00 руб. за 1000 штук + + 6%
расчетной стоимости, |
92,00 руб. за 1000 штук + + 6,5%
расчетной стоимости, |
120,00 руб. за 1000 штук + +
7% расчетной стоимости, |
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
Фактически, акцизное налогообложение носит регрессивный характер, когда налогообложение равным образом ложится как на обеспеченные, так и на бедные слои населения. Изначально задуманные как социально направленные налоги, акцизы на данный момент выполняют асоциальные функции, еще больше увеличивая разрыв между беднейшими и состоятельными слоями общества. Как и любой косвенный налог, акцизы перекладываются на беднейшую часть населения и то, что более 20% налоговых поступлений в бюджет составляют акцизы - тревожный знак. Именно косвенные налоги оказывают значительный сдерживающий эффект на экономику, что еще более опасно в условиях затянувшегося кризиса. Это еще раз подчеркивает, что государство не умеет собирать прямые налоги.
В настоящий момент акцизы выполняют в большей своей части фискальную функцию, что выражается в стремлении властей при введении тех или иных акцизов не столько к регулированию производства и потребления тех или иных товаров, сколько к пополнению бюджета. Фискальная направленность акцизов на бензин не вызывает сомнений, и это при том, что повышение цен на бензин - один из факторов, влияющих на повышение издержек практически любого производства, следовательно, повышения общественно необходимых затрат на производство той или иной продукции, что приводит к снижению конкурентоспособности экономики в целом. Тем не менее, регулирующее воздействие акцизов все же проявляется, и наиболее оно благотворно в сфере оборота алкогольной продукции. Таким образом, государство не только пополняет казну, не только уменьшает уровень потребления алкоголя, но и способствует реализации только качественной продукции.
Спорными остаются величины ставок акцизов, а также способы индексирования величины специфических ставок. Применение адвалорных ставок приводит к серьезным трудностям при оценке объекта налогообложения. Специфические же ставки недостаточно оперативно корректируются в связи с инфляционными процессами.
Система акцизного налогообложения нуждается в реформировании.
Основная проблема системы
налогообложения – это её сложность.
Очень большое число
Акцизы выступают одними
из немногих рычагов воздействия
государства на экономические процессы,
имеющие место в обществе. Совершенствование
налогообложения в сфере
Информация о работе Теоретические аспекты акцизного налогообложения