Теоретические аспекты акцизного налогообложения

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.

Содержание

Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47

Работа содержит 1 файл

ГОТОВЫЙ КУРСОВОЙ!!!!!.doc

— 347.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

 

Введение

Тема курсовой работы – «Акцизы». На мой взгляд, эта тема очень важна, ведь одной из наиболее важных статей в налоговых доходах Российской Федерации выступают акцизы.

Специфика акцизов заключается  в том, что они как ни один другой вид налогов приспособлены для  государственного регулирования производства и потребления широкого круга  товаров.

Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г., этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота.

На сегодняшний день установленная система акцизного налогообложения в Российской Федерации является достаточно сложной. Одновременно с этим, как показывает опыт ее функционирования, она к тому же недостаточно эффективна не только с фискальной точки зрения, но и зачастую с позиций налогоплательщика. Не случайно гл. 22 “Акцизы” Налогового кодекса РФ изменяется практически ежегодно, а нередко переписывается заново – всё это говорит не только об актуальности темы «Акцизы», но и о её важности.

Цель данной работы: изучить  вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.

Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:

  1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
  2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
  3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
  4. анализ структуры акцизов;
  5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.

В процессе написании  данной работы мною были изучены следующие материалы:

    1. Налоговый Кодекс Российской Федерации;
    2. учебная литература;
    3. научные журналы и статьи по налогам и налогообложению;
    4. статистические данные.

На сегодняшний день, система акцизного налогообложения  не совершенна и нуждается в реформировании, поэтому тема «акцизы» является очень актуальной.

 

I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения

1.1. Развитие законодательства  об акцизах в Российской Федерации

Налоговая система  Российской Федерации в  1992-1994  гг.  по  сравнению  с советской налоговой системой претерпела существенные изменения,  т.к.  смена командно-административной  системы управления   на   рыночную   потребовала пересмотра всей существующей налоговой политики.  Но  налоговая реформа не была доведена до конца, и в существующей налоговой системе  сохранились  ряд пережитков советской эпохи.

Главным изменением налоговой  системы  стало  то,  что  основными  налогами, обеспечивающими  основную часть доходов бюджета, стали налог  на  добавленную  стоимость, акцизы, налог на прибыль, подоходный налог и налог на  имущество, составляющие основу налоговых систем большинства стран мира.  Эти  налоги  в 1998 г. обеспечили 86,7% от  всех  налоговых  поступлений.  Наиболее  важным достижением реформы стала замена налога с оборота на  налог  на  добавленную стоимость и акцизы.

Впервые в России акцизы (после их ликвидации налоговой  реформой 1930 года) были введены в 1992 году (Законом от 06.12.1991 г. №1993—1) с началом новой налоговой реформы. Вместе с НДС они заменили налог с оборота на отдельные виды товаров. При этом российские акцизы ориентировались не столько на международную практику и опыт акцизного налогообложения, сколько на предыдущую практику налога с оборота. Главными критериями для отнесения тех или иных групп товаров к подакцизным были сравнительно высокие ставки налога с оборота в предыдущие годы. Поэтому к числу подакцизных, помимо традиционных товаров, были отнесены: ковры и хрусталь, икра и рыбные деликатесы, шоколад и автомобильные шины, меховые изделия, одежда из натуральной кожи. Достаточно быстро такой подход показал свою нецелесообразность и в последующие годы список подакцизных товаров менялся только в сторону сокращения.

В первые годы после  введения акцизов ввиду высокого темпа роста цен было признано целесообразным применять исключительно адвалорные ставки. Поскольку налоговая составляющая в цене алкогольной продукции была и остается очень высокой, эти ставки должны были применяться к отпускной цене подакцизной продукции, включающей в себя акцизы. Так, согласно Инструкции Государственной налоговой службы «О порядке исчисления и уплаты акцизов» от 9 декабря 1991 г. №2, отпускная цена на подакцизный товар должна была рассчитываться по следующей формуле (на примере спирта, ставка акциза по которому составляла 90%).

Таблица 1

Расчет отпускной  цены на подакцизный товар

1. Оптовая цена, включающая  издержки производства и прибыль, в рублях

6000

2. Ставка акциза в  процентах 
к отпускной цене

90

3. Отпускная цена в  рублях 
(стр. 1 х 100) / (100 — стр. 2)

60000

4. Сумма акциза в рублях (стр. 3 — стр.1) или (стр. 3 х стр. 2): 100%

54000


                                                                                                        [20]

Несмотря на очевидное  неудобство подобной методики расчета, она была выбрана из психологических соображений. Из приведенного примера видно, что если бы ставка акциза исчислялась в процентах от оптовой цены, не включающей акциз, она составляла бы не 90%, а 900% (54000 × 100% / 6000). Очевидно, что такой закон не имел бы шансов на прохождение в парламенте. При реализованном же подходе утвержденные ставки не превосходили 70 — 90% при тех же абсолютных значениях акцизов.

Однако такое решение  породило другие проблемы:

Во-первых, возник очевидный  дисбаланс в акцизном налогообложении отечественной подакцизной продукции и аналогичной продукции, ввозимой в Россию из-за рубежа, поскольку при тех же налоговых ставках в отношении импортируемых товаров налоговая база определялась как их таможенная стоимость, не включающая акцизов. Даже при достаточно высоких таможенных пошлинах и более высокой стоимости производителя товары иностранного производства — главным образом алкогольные и табачные — в России получали лучшие конкурентные условия по сравнению с российскими. При утрате государственной монополии на эти товары и полной открытости российского рынка произошло резкое увеличение их поставок в Россию, что нанесло огромный ущерб российскому производству. Достаточно сказать, что легальное производство ликероводочных изделий в течение нескольких лет сократилось в 3-4 раза (по данным Госкомстата), что привело и к большим бюджетным потерям.

Во-вторых, в течение  ряда лет отдельные государства  СНГ не проводили согласованной  политики в отношении акцизов. Разные государства СНГ в отношении  одних и тех же товаров применяли не только существенно отличающиеся друг от друга ставки акцизов, но и использовали разные правила определения налоговой базы.

В-третьих, адвалорные ставки акцизов, с одной стороны, позволяли  использовать весьма эффективные в  условиях России способы ухода от налогообложения, и, с другой стороны, создавали дополнительные трудности для производителей подакцизной продукции в плане ее улучшения и совершенствования. [11]

Открывающиеся способы  ухода от налогообложения в условиях применения адвалорных ставок основаны главным образом на том, чтобы основную прибыль получать не при производстве и первичной реализации, а при перепродаже произведенных подакцизных товаров. Производителю таких товаров достаточно создать дочернюю или зависимую торговую компанию, чтобы продавать ей свою продукцию по минимально возможным ценам (и с минимальными акцизами), получая минимальную прибыль или даже убытки. За счет последующей торговой надбавки (не облагаемой акцизами) торговая компания может уже довести цены на эту продукцию до рыночного уровня и получить максимально возможные прибыли при минимальных налогах.

Влияние высоких адвалорных ставок акцизов на возможности улучшения качества продукции, ее оформления, предпродажной подготовки или иного подобного улучшения особенно заметно на товарах алкогольной группы (где ставки акцизов устанавливались на уровне 800 — 900% от отпускной цены, не включающей акцизов), но, по-видимому, актуально и для других производств. Если, например, новая оригинальная бутылка или упаковка обойдется производителю подакцизной продукции дополнительно в 1 руб., то отпускная цена продукции, включающая акцизы, автоматически должна увеличиться на 9 — 10 руб. Зачастую покупатель не готов к такому резкому росту цен, а производитель не в состоянии покрывать подобные затраты за счет прибыли, остающейся в его распоряжении после уплаты налогов. Такие каскадные ценовые эффекты возможны только при использовании адвалорных ставок. [6]

Многие из перечисленных  проблем отпали при замене адвалорных ставок акцизов специфическими в начале 1997 года. В результате удалось перевести на единый режим налогообложение импорта и внутреннего производства аналогичных подакцизных товаров. Была ликвидирована возможность ухода от акцизного налогообложения при помощи трансфертного ценообразования. У производителей появились дополнительные возможности для улучшения своей продукции, ее дизайна и продвижения ее на рынок. Теперь дополнительные расходы на подобные улучшения и рекламу не приводят автоматически к росту акцизов, хотя могут привести к увеличению себестоимости и отпускной цены товаров. Это позволяет производить более качественную и, соответственно, более дорогую продукцию (Конечно, понятия высокое качество и высокая цена даже при весьма значительной корреляции не равнозначны, что хорошо видно, в частности, на примере табачного рынка. Среди не самых дорогих сигарет существуют марки, отличающиеся низким содержанием смол и хорошим вкусом, что позволяет отнести их к высококачественным) при неизменных акцизах. Таким образом, доля акцизов в более качественной продукции снижается, что можно рассматривать как одно из проявлений налоговой политики, направленной на поощрение роста качества и потребительских свойств товаров. [8]

На протяжении всего  периода с 1992 года по настоящее время, распределение акцизов между федеральным бюджетом и остальными уровнями бюджетной системы осуществлялось следующим образом: в федеральный бюджет зачислялись 100% от поступлений акцизов на нефть, включая газовый конденсат, автомобили, импортные товары, подлежащие акцизному налогообложению, а также 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию, включая питьевой спирт; в консолидированные бюджеты субъектов Федерации — 50% от поступлений акцизов на алкогольную продукцию и 100% от поступлений всех прочих акцизов, включая акцизы на ювелирные изделия, табачные изделия и пиво.

Поступление акцизов  в местные и региональные бюджеты  отличалось стабильностью (начиная  с 1992 года и по нынешний день они составляют порядка 0,5% ВВП). Что объясняется в большей степени стабильностью налоговой базы, а именно отсутствию в числе налогооблагаемых товаров импортных товаров, автомобилей и природного газа, к которым применяется адвалорная ставка акциза.

Учитывая тот факт, что важную часть поступлений  акцизов в Российской Федерации составляют акцизы на нефть и газовый конденсат, включение их в число источников доходов федерального бюджета существенно увеличивает долю поступлений от акцизов в федеральный бюджет в общем объеме поступлений от акцизов в бюджетную систему РФ. [4]

На сегодняшний день, акцизы регулируются главой 22 Налогового Кодекса Российской Федерации. Налогоплательщиками акциза признаются организации, индивидуальные предприниматели и лица, перемещающие товары через таможенную границу Российской Федерации. Подакцизными товарами признаются спирт этиловый из всех видов сырья, за исключением спирта коньячного; спиртосодержащая продукция (растворы, эмульсии, суспензии и другие виды продукции в жидком виде) с объемной долей этилового спирта более 9 процентов; алкогольная продукция (спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 процента, за исключением виноматериалов); пиво; табачная продукция; автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.); автомобильный бензин; дизельное топливо; моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей; прямогонный бензин. [17]

1.2. Развитие акцизного  налогообложения за рубежом

В XIII в. во Франции  был введен акциз на  соль.  Оттуда  само  понятие акцизного налога перешло в Голландию, где  акцизы  весьма  прижились.  Затем перекочевали в Англию и другие страны  Европы.  Главным  образом  облагались ими алкогольные напитки и табачные изделия, но нередко они  распространялись на массу предметов потребления. Так было в Англии во времена Кромвеля. [26]

Информация о работе Теоретические аспекты акцизного налогообложения