Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.
Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47
Во-вторых, нелогичность введения адвалорной составляющей в ставке акциза на табачные изделия обусловлена тем, что в ходе налоговой реформы проводится четкая линия на отмену так называемых оборотных налогов. В частности, были отменены такие налоги, как налог на пользователей автомобильных дорог, налог с продаж, налог на содержание жилищного фонда и объектов социальной сферы. Линия на отмену оборотных налогов, уплата которых не связана с результатами финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, и подрывающих их финансовое благополучие, была одобрена российским сообществом. Вопреки данной логической цепи действий с 2003 г. вводится “оборотная” составляющая ставки акциза на табачные изделия.
В-третьих, введение адвалорной составляющей ставит доходы государственного бюджета в существенную зависимость от ценовой политики производителей табачной продукции. Между тем риск возникновения “ценовых войн” между товаропроизводителями табачных изделий в современных условиях достаточно велик. В случае ухудшения экономической ситуации налогоплательщиков в условиях избыточного предложения (в России в течение последних пяти лет отмечается значительное перепроизводство курительных изделий), обостряющейся конкуренции и понижения потребительского спроса производители могут решать (и как показал опыт функционирования комбинированной ставки – решают) свои проблемы за счет снижения отпускных цен на табачную продукцию и внедрения большого количество дешевых марок. В этом случае бюджет фактически становится источником субсидий для ведения “ценовых войн” между производителями, поскольку он теряет существенную долю налоговых поступлений.
И, наконец, в-четвертых, введение комбинированной ставки акцизного обложения идет вразрез с политикой удешевления и упрощения налогового администрирования. Действительно, при указанной системе реальным уровнем налогообложения управлять намного сложнее, поскольку существует элемент определения стоимости сигарет, при котором возможно ее занижение, перенос прибыли на последующие стадии реализации и другие операции по уменьшению налоговой нагрузки в рамках налогового планирования, не противоречащего действующему законодательству. Усложняется как форма налоговой декларации, так и контроль налоговых органов за ее правильным составлением.
В числе аргументов в защиту комбинированной ставки акциза нередко приводится необходимость более справедливого распределения данного налога между различными слоями населения. Действительно, более обеспеченные слои населения должны соответственно и платить налог по более высокой ставке. Вместе с тем относительно указанного налога в табачной отрасли имеются определенные особенности, которые необходимо учитывать при построении системы налогообложения.
Во-первых, следует подчеркнуть, что акцизы на табак относятся к “традиционным” акцизам, важнейшей целью которых, помимо увеличения поступлений в бюджет государства, является ограничение потребления вредной для здоровья продукции. Поэтому, думается, несколько некорректно обусловливать связь между величиной акциза и доходами населения.
Во-вторых, при рассмотрении этого аргумента следует иметь в виду, что потребители дорогих марок сигарет все же платят больше налогов, чем потребители дешевых, так как НДС обеспечивает существенную разницу в сумме налогов дорогих и дешевых марок. Тем более что 8%-я адвалорная составляющая акциза более чем в два раза ниже 18%-го налога на добавленную стоимость.
Кроме того, подобный вопрос о социальной справедливости почему-то не возникает в части обложения других подакцизных товаров, в частности винно-водочной продукции. Здесь, как уже отмечалось, действует специфическая ставка акциза, в соответствии с которой доля акциза меньше в более дорогой продукции. Но в данном случае никто не ставит вопрос о замене этой ставки акциза на адвалорную или комбинированную. [16]
Проблемы, связанные с акцизным налогообложением существуют и на алкогольном рынке. В настоящее время примерно с половины фактически потребляемой в России ликероводочной продукции не платятся акцизы, а это примерно 130–150 млн. декалитров. Очевидно, что на кустарных предприятиях такое количество водки выпустить просто невозможно. По экспертным оценкам, из-за производства контрафактной продукции в этой отрасли бюджет теряет порядка 70 млрд. руб. в год. Предприятия – производители ликероводочной продукции используют свои производственные мощности, в среднем, на 20–25%. Анализ ситуации на отдельных заводах показал, что очень многие из них используют свои мощности только на 3–7% и при этом довольно успешно функционируют на протяжении многих лет. Общеизвестно также, что при загрузке мощностей предприятия меньше чем на 30–35%, производство перестает быть рентабельным. Приведенные данные свидетельствуют о том, что нелегальная ликероводочная продукция, с которой не платятся акцизы, производится в основном на действующих предприятиях, которые официально работают, сдают отчетность в налоговые органы. Нелицензионная продукция производится на их технологических линиях в ночное время или в другую смену, а нередко параллельно с легальной продукцией. И никакие административные меры, как показывает опыт, желаемого результата не принесут. В настоящее время действует более 200 нормативных актов, включая законы, регулирующие оборот алкогольной продукции, введены различные формы контроля в виде федеральных акцизных марок, регулирования низшего предела розничных цен, лицензирование и квотирование и т. д., но объемы нелегального производства не снижаются. [5]
В настоящее время экономическая мотивация производить неучтенную нелегальную водку определяется также:
Необходимо принимать меры для повышения собираемости акциза.
На основании выше изложенного можно сделать следующие выводы:
С учетом накопленного опыта, а также опыта зарубежных стран следует продолжить реформирование системы акцизного налогообложения. В частности, в отношении акцизов на нефтепродукты представляется целесообразным отказаться от существующей ныне «зачетной» системы уплаты акцизов, в соответствии с которой объектом налогообложения является приобретение бензина налогоплательщиками, имеющими свидетельство на осуществление операций с нефтепродуктами и вернуться к действовавшему ранее порядку уплаты таких акцизов предприятиями-производителями нефтепродуктов (с сохранением этой системы в отношении прямогонного бензина). Это позволит заметно облегчить администрирование уплаты акцизов на нефтепродукты. При этом, должно быть сохранено сложившееся распределение сумм акцизов по территории Российской Федерации применительно к нормативам, установленным в бюджетном законодательстве.
В ближайшие годы должна быть пересмотрена система ставок акциза на нефтепродукты, имеется в виду установление более низкой налоговой ставки на высококачественный бензин и более высокой ставки на бензин низкого качества. Это станет стимулом для расширения объемов производства высококачественного отечественного бензина. Однако для реализации этой меры необходимо установить четкие критерии (стандарты) качества бензина, применительно к которым и могла бы быть установлена дифференциация ставок акциза на нефтепродукты.
Как и в предшествующие годы должны ежегодно индексироваться специфические ставки акцизов с учетом прогнозируемых уровней инфляции (кроме акцизов на нефтепродукты). Так, на 2011 год предлагается индексация на 8,5 процента (в соответствии с уровнем инфляции, предусмотренном в прогнозе на 2010 г.). При этом, как и на 2010 г., в качестве меры, препятствующей возможному росту розничных цен на бензин и дизельное топливо, индексацию акцизов на эти товары на 2010-2011 гг. предлагается не производить. На 2012 г. ставки акциза на нефтепродукты предлагается проиндексировать в меру прогноза инфляции, предусмотренной на 2011 г.
При этом, распределение доходов от поступления сумм акцизов по субъектам РФ необходимо производить централизованно через органы Федерального казначейства пропорционально объемам потребления нефтепродуктов. В этих целях следовало бы разработать и ввести отчетность по оптовой и розничной реализации нефтепродуктов в разрезе субъектов РФ. [23]
Таблица 3
Ставки акцизов по бензину и дизтопливу в 2011 году
Виды подакцизных |
Налоговая ставка (в процентах или рублях на единицу товара) |
Автомобильный бензин: | |
— не соответствующий классу 3, или
4, или 5 |
4290 руб. за 1 тонну |
Дизельное топливо: | |
— не соответствующее классу 3, или
4, или 5 |
1430 руб. за 1 тонну |
Для снижения объемов нелегального производства водки, повышения собираемости акциза и снижения смертности населения от отравления суррогатами необходимы следующие меры:
1. Изменение схемы взимания акциза на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию и введение механизма обеспечения уплаты акциза банковской гарантией.
Завышенная ставка акциза и соотношение ставок акциза на спирт 13% и водку 87% создает экономическую мотивацию для приобретения и транспортировки спирта для промышленного производства неучтенной в отчетности завода водки.
Учитывая изложенное, предлагается ввести единую (одинаковую) ставку на спирт, алкогольную и спиртосодержащую продукцию.
Согласно действующему сейчас порядку, обязанность уплаты акциза возникает у производителя алкогольной и спиртосодержащей продукции в момент отгрузки продукции оптовому звену. Именно на этане продажи продукции оптовому звену возникают злоупотребления с уплатой акциза.
Для того чтобы ликвидировать эти злоупотребления, предлагается перенести начисление акциза с момента отгрузки продукции оптовому звену на момент получения спирта на спиртзаводе предприятием-производителем алкогольной и спиртосодержащей продукции. Поскольку численность спиртзаводов в разы меньше, чем численность производителей алкогольной и спиртосодержащей продукции, эта мера позволит оптимизировать (концентрировать) налоговый контроль. При этом моментом получения спирта (объектом налогообложения у производителя алкогольной/спиртосодержащей продукции) является его отгрузка спиртзаводом в адрес производителя алкогольной/спиртосодержащей продукции.
Необходимо обеспечить обязанность уплаты акциза банковской гарантией. Эта мера позволит жестко увязать возможность получения спирта с уплатой акцизов. [6]
Подакцизной продукцией остаются спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а плательщиками акциза - предприятия-производители алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также спиртзаводы, когда спирт приобретается предприятиями-производителями неспиртосодержащей продукции для их технологических нужд. Таким образом, весь акциз будет взиматься с оборота (отгрузки) спирта, а импортная алкогольная продукция не выпадает из-под налогообложения. [7]
При принятии всего комплекса предлагаемых мер взимания акциза с оборота спирта экономическая мотивация и сама возможность для нелегального производства неучтенного спирта и водки резко снижается.
2. Необходимо ввести государственную монополию на транспортировку спирта.
При переносе акциза на оборот спирта данная мера необходима как обеспечительная. Это позволит контролировать базу по акцизному налогу - оборот/ отгрузка спирта. Предлагаемая мера является вынужденной, так как основная обеспечительная санкция – уголовная фактически не применяется. Как правило, к уголовной ответственности привлекаются только кустарные производители.
Информация о работе Теоретические аспекты акцизного налогообложения