Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 17:45, курсовая работа
Цель данной работы: изучить вопросы, связанные с акцизным налогообложением в Российской Федерации; проанализировать собираемость акцизов и изменение налоговых ставок с течением времени, выявить проблемы, существующие в системе акцизного налогообложения и предложить пути их решения.
Для достижения поставленных цели, в процессе написания курсовой работы решается следующий комплекс задач:
1. изучение истории акцизного налогообложения в Российской Федерации;
2. ознакомление с опытом акцизного налогообложения зарубежных стран и возможностей его применения в Российской Федерации;
3. анализ собираемости акцизов в Российской Федерации и динамики изменения налоговых ставок;
4. анализ структуры акцизов;
5. изучение проблем, связанных с акцизным налогообложением и поиск путей их решения.
Введение
I. Теоретические аспекты акцизного налогообложения 5
1.1. Развитие законодательства об акцизах в Российской Федерации 5
1.2. Развитие акцизного налогообложения за рубежом 10
1.3. Возможности использования зарубежного опыта акцизного налогообложения в РФ 15
II. Современное состояние системы акцизного налогообложения в РФ 20
2.1. Планирование поступления акцизов 20
2.2. Анализ собираемости и структуры акцизов 22
2.3. Проблемы акцизного налогообложения 24
III. Пути совершенствования системы акцизного налогообложения в РФ 35
3.1. Акцизы на нефтепродукты 35
3.2. Акцизы на алкогольную продукцию 36
3.3. Акцизы на табачные изделия 40
Заключение 43
Список используемой литературы 45
Приложения 47
Анализ практики налогообложения в Российской Федерации показывает, что основная масса поступлений от акцизов на нефтепродукты, напротив, осуществляется в бюджеты тех субъектов Российской Федерации, на территории которых расположены нефтеперерабатывающие мощности либо зарегистрированы головные офисы российских нефтяных компаний (или территориальные сбытовые подразделения этих нефтяных компаний).
В частности, почти половина всех собираемых акцизов на нефтепродукты сконцентрирована в 8 субъектах РФ: Москва, Башкортостан, Омская, Московская и Рязанская области, Мордовия, Татарстан и Санкт-Петербург. На остальные субъекты Федерации приходится чуть больше половины всей суммы акцизов.
При новой системе налогообложения сбор акцизов на топливо распределяется на всю сферу производства и потребления нефтепродуктов. Похожая система акцизов существует в США, но без применения взаимозачетов налога—там акциз уплачивается одним продавцом и только один раз.
Фактически у нас под видом акциза применяется особая форма НДС. Налог сначала начисляется на НПЗ, потом оптовику (владельцу нефтебазы), потом владельцу АЗС и только после того, как бензин будет продан конечному потребителю, выплачивается в бюджет и возмещается по цепочке обратно к НПЗ. Такая схема, по идее, должна была ускорить движение нефтепродуктов от производителя к потребителю за счет вытеснения с рынка посредников. Предполагалось, что посредники, покупающие топливо для перепродажи, просто не смогут пройти регистрацию, так как владение автозаправочными станциями или нефтебазами является одним из условий регистрации.
При этом необязательность получения продавцами свидетельств привела к тому, что НПЗ и оптовые продавцы сразу стали включать сумму акциза в стоимость топлива (чтобы гарантировать себя от ситуации, когда счета-фактуры начнут свое путешествие по цепочке движения товара и на одном из звеньев система даст сбой).
Очевидно, что до введения новой системы взимания акцизов контролировать плательщиков было проще: с 30 НПЗ собрать акциз легче, чем с 30 000 АЗС. Можно также акциз брать и в момент продажи конечному потребителю — именно на АЗС, но тогда целесообразно было бы исключить уплату акциза на НПЗ (в таком случае проблему налогового контроля можно будет решить за счет соединения контрольно - кассовых машин с контроллерами заправочных колонок).
Целесообразна также
государственная поддержка прои
Сегодня ясно, что даже продавцы бензина, не говоря уже о потребителях, ждут от государства создания механизма контроля за ценообразованием в крупных нефтяных компаниях. Пока таких механизмов нет. Балансовые задания отменены, меры тарифного регулирования не работают, антимонопольные органы бессильны. Видимо, по этим причинам цены на бензин в России уже сегодня беспрецедентно высоки для нефтедобывающей страны. Ведь при прочих равных российские НПЗ закупают нефть по внутренним ценам, а американские — по мировым, которые выше в разы.
Поэтому в дополнение к изменениям, касающимся режима сбора акцизов, целесообразно было бы ввести законодательные нормы, ограничивающие монополизм нефтяных компаний, а значит, и их возможности по установлению цен на нефтепродукты.
Например, в США проблема монополизации топливного рынка решается путем применения жесткого антимонопольного законодательства. [19]
На мой взгляд, при наличии хорошо налаженной системы контроля, в Российской Федерации целесообразно было бы перенять опыт Швеции и ввести акциз на отходы. Это сподвигло бы предприятия на пересмотр технологического цикла, введение безотходного производства. Поступления по данному виду акцизов пошли бы на строительство в регионах мусороперерабатывающих заводов, что существенно улучшило бы экологическую обстановку в стране.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Планирование поступления тех или иных налогов в бюджет входит в процесс планирования бюджета как одна из главных его составляющих. Цель бюджетного планирования – на основе сложившихся тенденций, конкретных социально-экономических условий и перспективных оценок разработать и обосновать оптимальные пути развития бюджета и на этой основе дать предложения по его укреплению. Своевременный учет результатов такого прогнозирования является важным условием для принятия наиболее эффективных мер в финансовой политике государства, региона.
Финансово-бюджетное прогнозирование является сравнительно молодой отраслью науки. Ее развитие связано с необходимостью составления сводных финансовых балансов на перспективу.
Прогнозирование налоговых
поступлений связано с
Одним из способов экстраполяции могут быть линии регрессии, надежность которых повышается при построении многошаговых корреляционных моделей, ставящих прогнозируемые бюджетные показатели в зависимость от нескольких переменных. Поэтому работу над прогнозом следует начать с выявления и изучения факторов (переменных величин), влияющих на поступление акцизов. К таким факторам следует относить развитие производительных сил страны, демографические изменения, внешнеэкономическая ситуация и т.д.
Например, наиболее простой моделью применяемой при регрессионном анализе может послужить следующего уравнения линейного вида:
y=a0+a1x,
где
y – объем акцизных поступлений;
x – произведенный национальный доход;
a0, a1 – коэффициенты регрессии, определяющие ее конкретный вид на основе исходных данных.
При планировании объемов
поступления следует
Краткосрочное планирование
поступлений акцизов можно
Акцизы представляют собой один из косвенных налогов, взимаемых с налогоплательщиков, производящих и реализующих подакцизную продукцию. Как всякий косвенный налог, акцизы формируют цену товара, и фактически его уплата перекладывается на покупателя. В настоящее время акцизы являются третьим по величине косвенным налогом после НДС и таможенной пошлины. Введенный в 1992 г., этот налог заменил вместе с НДС действовавший в условиях централизованной системы налог с оборота.
Поступления этого налога занимают 5,8% общего объема налоговых поступлений в федеральный бюджет России. Он является шестым по величине налогом в бюджетной системе страны после единого социального налога, НДС, НДПИ, налога на прибыль организаций и налога на имущество. Вышесказанное наглядно иллюстрирует диаграмма, представленная на рисунке 1.
Рисунок 1
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило федеральных налогов и сборов на 6823,3 млрд.рублей (89,1% от общей суммы налоговых доходов), региональных - 497,7 млрд.рублей (6,5%), местных - 131,6 млрд.рублей (1,7%), налогов со специальным налоговым режимом - 207,0 млрд.рублей (2,7%).
В 2010г. в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации, на сумму 441,4 млрд.рублей, что на 34,8% больше по сравнению с 2009 годом. Основную часть поступлений (85,9%) обеспечили акцизы на табачную продукцию, автомобильный бензин, пиво, алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин). В декабре 2010г. поступило акцизов по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации на сумму 38,5 млрд.рублей, что на 3,1% больше по сравнению с предыдущим месяцем.
Таблица 2
Поступление акцизов
по подакцизным товарам (продукции),
производимым на территории Российской
Федерации
2010г. |
Справочно | |||||||
Консолидиро-ванный бюджет |
в том числе |
Консолидиро-ванный бюджет |
в том числе | |||||
млрд. рублей |
в % к итогу |
Фед-еральный бюджет |
Консоли-дирован-ные бюд-жеты субъектов Российской Федерации |
млрд. рублей |
в % к итогу |
феде- |
Консоли-дирован-ные бюд-жеты субъектов Российской Федерации | |
Всего |
441,4 |
100 |
113,9 |
327,5 |
327,4 |
100 |
81,7 |
245,7 |
из них на: |
4,9 |
1,1 |
2,5 |
2,4 |
4,4 |
1,3 |
2,2 |
2,1 |
табачную продукцию |
106,3 |
24,1 |
106,3 |
- |
78,3 |
23,9 |
78,3 |
- |
автомобильный бензин |
124,9 |
28,3 |
- |
124,9 |
109,8 |
33,5 |
- |
109,8 |
легковые автомобили и мотоциклы |
5,0 |
1,1 |
5,0 |
- |
2,1 |
0,6 |
2,1 |
- |
дизельное топливо |
34,4 |
7,8 |
- |
34,4 |
32,3 |
9,9 |
- |
32,3 |
моторное масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
1,6 |
0,4 |
- |
1,6 |
1,3 |
0,4 |
- |
1,3 |
вина |
6,2 |
1,4 |
- |
6,2 |
4,6 |
1,4 |
- |
4,6 |
пиво |
82,0 |
18,6 |
- |
82,0 |
30,3 |
9,2 |
- |
30,3 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) |
66,0 |
15,0 |
- |
66,0 |
59,0 |
18,0 |
- |
59,0 |
алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9% до 25% включительно (за исключением вин) |
1,3 |
0,3 |
- |
1,3 |
1,2 |
0,4 |
- |
1,2 |
алкогольную продукцию
с объемной долей этилового спирта до 9% включительно |
3,2 |
0,7 |
- |
3,2 |
3,0 |
0,9 |
- |
3,0 |
Информация о работе Теоретические аспекты акцизного налогообложения