Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 223.53 Кб (Скачать)

 Источник – собственная разработка. Таблица составлена на основе изучения экономической литературы 

     Национальная  ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная  — 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли

     Велико  для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля которого в объеме доходов национального  бюджета страны в разные годы составляла от 35 до 42%. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье,  дивиденды, пенсии и т. д. Независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание.

     Существуют  две основные формы обложения  передаваемой собственности — дар  и завещание.

     Косвенное налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом  на добавленную стоимость, взимаемому по ставке 5%, и акцизами.

     Помимо  адресных, персональных освобождений, существует ряд узкоспециальных  льгот по налогообложению доходов.

Основными из них являются следующие:

     • С целью справедливого налогообложения  доходов разных категорий населения  введена специальная скидка, уменьшающая  налогооблагаемый доход налогоплательщика. Эта скидка применяется только в  отношении доходов, полученных наемным  работником от продажи своего труда. Размер скидки равен сумме специально определяемых «персональных расходов».

     • Ряд специальных инструкций позволяет  также разделить для целей  налогообложения доходы от бизнеса.  Разносторонние доходы и доходы от капитала также имеют специальные  налоговые льготы, например финансирование НИОКР 

     • В налоговой системе Японии неденежные доходы  либо освобождаются от налогов вообще, либо лишь частично облагаются налогом.

     • Семейные пары с одинаковым годовым  доходом в Японии платят различный  подоходный налог в зависимости  от того, работает ли один супруг в семье  или двое.

     Всего в стране 25 государственных и 30 местных  налогов

     Таким образам, большинство промышленно  развитых государств имеют:

    • сравнительно невысокий уровень налоговой нагрузки;
    • преимущественную долю прямых налогов в доходах государственного бюджета;
    • систему стимулирования и льготирования малого бизнеса;
    • определенный размер необлагаемого дохода для физических  лиц;
    • налоговую систему, основу которой составляют несколько налогов.
 

2.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ  ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ ГОСУДАРСТВ 

     Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся  вмешательство государства в  различные сферы экономической  жизни. Разница лишь в степени  этого вмешательства. В США оно  меньше, в Швеции больше, Германия и  Япония находятся в этом отношении  где-то посередине. В США государственное  регулирование уже давно стало  неотъемлемой составной частью американского  хозяйственного механизма.

     При всей множественности налогообложения  правительства развитых государств стремятся к минимизации налогов или, точнее, к оптимизации их. Таковы, по крайней мере, основные тенденции последних лет.

     Опыт  развитых государств  вполне применим в современных условиях Беларуси, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики.

     В развитых государствах налоги носят, в  первую очередь, не фискальный характер, а стимулирующий. В случае, если перед налоговой системой ставится преимущественно фискальная задача пополнения бюджета, то все налоговые изменения, как правило, связаны с увеличением ставок по косвенным налогам. Косвенные налоги наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным с мировым финансовым кризисом и ухудшением финансового состояния предприятия. Кроме того, косвенные налоги наиболее удобны в расчете и взыскании, являясь при этом наиболее обременительными для предприятий.

     Совсем  иные подходы к реформированию налоговой  системы закладываются в случае выбора стимулирующей функции налогов  в качестве базиса построения бюджетно-налоговой  системы в государстве. Основой  формирования доходов бюджета в  данной ситуации выступают прямые налоги на доходы и прибыль, подоходный налог. Именно размер поступлений по налогам  из прибыли в доходах бюджета  характеризует финансовое благополучие предприятий и их готовность "показывать" (формировать) прибыль в данном государстве. Очевидно, что пока доходная часть  бюджета не будет сформирована преимущественно  из налогов на доходы и прибыль, говорить о благоприятном деловом и  инвестиционном климате в государстве  не приходится.

     Вначале рассмотрим структуру налогов Беларуси, США, где на представленном ниже рисунке 2.2 видно, что большую долю, практически  половину, в структуре налогов  США занимают прямые налоги, а именно подоходный налог. Структура налогов  Беларуси практически полная противоположность  структуре   налогов США.  Прямые налоги формируют более 80% доходов  бюджета Японии и являются основным индикатором уровня экономического развития государства: земельный, корпоративный (аналог налога на прибыль), налог на недвижимость, подоходный

       

       
Рисунок 2.2 – структура  налогов Беларуси и США

Источник  – собственная разработка, составлена на основе изучения экономической литературы.

     В Японии фактически единственным общегосударственным  косвенным налогом является налог  на потребление (аналог налога с продаж), уплачиваемый по ставке 5%.

     О том, что прямое налогообложение  предпочтительно косвенному, существует множество теории,  доказывающие его эффективность, ведутся споры. Однако, факт остается фактом: у всех развитых государств в структуре преобладают прямые налоги.

     Учитывая  схожую с Японией зависимость  от природных ресурсов, а также  проявившуюся в условиях мирового финансового  кризиса необходимость в развитии сферы услуг, Беларуси, очевидно, следует  сделать основной упор при реформировании налоговой системы на отмену или  сокращение ставок по косвенным налогам  с одновременным совершенствованием порядка налогообложения прибыли.

     Очевидно, что выбор приоритетов в реформировании налоговой системы в государстве  во многом зависит от социальных обязанностей, которые возлагаются на государство. В условиях белорусской модели, когда за счет бюджета финансируются не только расходы по содержанию малообеспеченных граждан (пенсионеры, инвалиды и т. д.), но и производятся капитальные вложения в сферу производства (сельское хозяйство, промышленность), говорить о приоритете стимулирующей функции налогов над фискальной функцией пока весьма затруднительно.         Зарубежные авторы, при расчете налоговой нагрузки, считают нужным учитывать затраты рабочего времени, необходимые для расчета налогов, расходы на налоговые декларации и подобные расходы. 

     Всем  известно, что Всемирный банк совместно  с аудиторской компанией PriceWaterhouseCoopers ежегодно проводят анализ налоговых систем экономик разных стран. Оцениваются налоговое бремя и простота налогового администрирования в 183 государствах.

     Далее ознакомимся с обобщенными данными  на 07 сентября 2011 (табл.2.5). По количеству часов, затрагиваемых на налоговый  учет, Беларусь находится на 178 месте, Япония на 143, США на 66 из 183 стран.  
 
 

Таблица 2.5 – Рейтинг Всемирного банка

Страна Количество  часов на налоговый учет, ч Показатель TTR—или общая налоговая ставка,% Количество  налогов Простота налоговой  системы, итоговое  место в рейтинге
Беларусь 798 80,4 82 183
Япония 355 48,6 14 112
США 187 46,8 11 62

Источник  – собственная разработка, составлена на основе изучения данных Всемирного банка. 

     Показатель TTR — The Total Tax Rate или общая налоговая ставка. Данный показатель рассчитывается как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов. По сути, TTR показывает стоимость налогов для плательщика. По этому показателю Беларусь заняла173. По подсчетам Всемирного банка в Беларуси 82 платежа налогового характера и 181 место. В результате государство получило «почетное» 183 место и 183 государств, участвующих в рейтинге.  

     Подводя итог, следует отметить следующие  моменты, которыми отличается налоговая  система Беларуси и других экономически развитых государств:

    • уровень налоговой нагрузки, Япония – 26%, США – 30,1%;
    • долей прямых налогов в доходах бюджета;
    • налоговым администрированием: издержки на приобретение специализированной литературы, бухгалтерских форм, бланков, трудовые затраты форм и аудиторов,   расходы на консультации.

3 ТЕНДЕНЦИИ  РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ РЕФОРМИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ  БЕЛАРУСЬ

3.1 ОСНОВНЫЕ  ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ  И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА ИЗМЕНЕНИЕ  НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ 

     Последние пять лет правительство государства  активно занимаемся радикальным  упрощением налоговой системы. Обусловлено  это необходимостью снижения налоговой  нагрузки в целях создания благоприятных  условий для привлечения инвестиций и экономического роста, трансформации  отечественной системы  с учетом формирующих новых условий мировых  экономических и финансовых отношений, вовлечение национальной экономики  в международные процессы глобализации и кооперации, сокращения временных  и трудовых затрат на уплату налогов. В результате основу системы пополнения бюджета  составляют 7 налогов: НДС, акцизы, налоги на прибыль, на недвижимость, на землю, экологический и отчисления в Фонд социальной защиты населения. Решен вопрос о налогообложении малого и среднего бизнеса. За счет введения упрощенной системы налогообложения предприниматели имеют возможность уплачивать фактически один налог с выручки вместо совокупности платежей, чем активно и пользуются.

     Остальные установленные в Беларуси налоги и сборы носят характер разовых  платежей и уплачиваются при наступлении  соответствующих обстоятельств (таможенная пошлина, гербовый сбор и др.).

     2010 год является, несомненно, весьма  значительным событием в налоговой  сфере. Наиболее важные нововведения  в налоговой системе страны  – три. 

     Первое  важное новшество – вступление в  силу Особенной части НК. Теперь налоговый кодекс РБ имеет характер закона прямого действия и по применяемым  правилам, нормам и технике соответствует  аналогичным законодательствам  развитых стран.

     Второе  важное новшество – отмена сбора  в республиканский фонд поддержки  сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки. Этот платеж увеличивал налоговую нагрузку и цены, поскольку  взимается на каждой стадии реализации. Кроме того данный платеж в нашей  стране практически уникален, поскольку  его нет в налоговых система  других государств. Отменен также  налог с продаж товаров  розничной  торговле. И здесь проблема тоже была «с бородой», поскольку длительное время в белорусской налоговой  системе существовало два, практически  идентичных по своей сути налога на потребление. В США, как известно, применяется налог с продаж, в  странах ЕС – налог на добавленную  стоимость.  Можно конечно дискутировать  какой из них правильный, но то, что  они не должны существовать одновременно, в принципе, понятно.

     А вот налог на приобретение автотранспортных средств имел весьма незначительный удельный вес в доходах бюджета, как впрочем, не оказывал серьезного влияния и на налоговую нагрузку, поскольку это разовый платеж. Тем не менее, упрощает  налоговую систему.

       В соответствии с Законом РБ  «О внесении изменений в Налоговый  кодекс Республики Беларусь»   с 1 января 2011 года отменены следующие  налоги и сборы:

  1. местные налоги на услуги взимаемые по ставке 5% от выручки;
  2. местный сбор на развитие территории, уплачиваемый по ставке в пределах  3% из прибыли;
  3. три платежа относимые к экологическому налогу:
  • за  производства и (или) импорт товаров, содержащих в своем составе  50 и более процентов летучих органических соединений;
  • за переработку нефти и нефтепродуктов организациями, осуществляющими переработку нефти
  • за перемещение по территории  РБ нефти и нефтепродуктов  магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами транзитом [20, c.13].

Информация о работе Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь