Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42
Источник – собственная
разработка. Таблица составлена на основе
изучения экономической литературы
Национальная ставка налога на прибыль — 33,48%, префектуральная — 5% от национальной, т. е. 1,67% от прибыли, и муниципальная — 12,3% от национальной ставки, или 4,12% от прибыли
Велико для бюджета Японии значение налога на доходы физических лиц, доля которого в объеме доходов национального бюджета страны в разные годы составляла от 35 до 42%. Подоходным налогом облагаются: заработная плата, жалованье, дивиденды, пенсии и т. д. Независимо от величины дохода каждый житель Японии обязан уплачивать налог на проживание.
Существуют две основные формы обложения передаваемой собственности — дар и завещание.
Косвенное налогообложение Японии представлено таможенными пошлинами, налогом на добавленную стоимость, взимаемому по ставке 5%, и акцизами.
Помимо адресных, персональных освобождений, существует ряд узкоспециальных льгот по налогообложению доходов.
Основными из них являются следующие:
•
С целью справедливого
• Ряд специальных инструкций позволяет также разделить для целей налогообложения доходы от бизнеса. Разносторонние доходы и доходы от капитала также имеют специальные налоговые льготы, например финансирование НИОКР
• В налоговой системе Японии неденежные доходы либо освобождаются от налогов вообще, либо лишь частично облагаются налогом.
• Семейные пары с одинаковым годовым доходом в Японии платят различный подоходный налог в зависимости от того, работает ли один супруг в семье или двое.
Всего в стране 25 государственных и 30 местных налогов
Таким образам, большинство промышленно развитых государств имеют:
2.3 СРАВНИТЕЛЬНАЯ
ОЦЕНКА НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ
Для современных государств характерно расширяющееся и усиливающееся вмешательство государства в различные сферы экономической жизни. Разница лишь в степени этого вмешательства. В США оно меньше, в Швеции больше, Германия и Япония находятся в этом отношении где-то посередине. В США государственное регулирование уже давно стало неотъемлемой составной частью американского хозяйственного механизма.
При
всей множественности
Опыт развитых государств вполне применим в современных условиях Беларуси, если его не слепо копировать, а перенимать лучшее, применяя к конкретным особенностям экономики.
В развитых государствах налоги носят, в первую очередь, не фискальный характер, а стимулирующий. В случае, если перед налоговой системой ставится преимущественно фискальная задача пополнения бюджета, то все налоговые изменения, как правило, связаны с увеличением ставок по косвенным налогам. Косвенные налоги наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным с мировым финансовым кризисом и ухудшением финансового состояния предприятия. Кроме того, косвенные налоги наиболее удобны в расчете и взыскании, являясь при этом наиболее обременительными для предприятий.
Совсем иные подходы к реформированию налоговой системы закладываются в случае выбора стимулирующей функции налогов в качестве базиса построения бюджетно-налоговой системы в государстве. Основой формирования доходов бюджета в данной ситуации выступают прямые налоги на доходы и прибыль, подоходный налог. Именно размер поступлений по налогам из прибыли в доходах бюджета характеризует финансовое благополучие предприятий и их готовность "показывать" (формировать) прибыль в данном государстве. Очевидно, что пока доходная часть бюджета не будет сформирована преимущественно из налогов на доходы и прибыль, говорить о благоприятном деловом и инвестиционном климате в государстве не приходится.
Вначале рассмотрим структуру налогов Беларуси, США, где на представленном ниже рисунке 2.2 видно, что большую долю, практически половину, в структуре налогов США занимают прямые налоги, а именно подоходный налог. Структура налогов Беларуси практически полная противоположность структуре налогов США. Прямые налоги формируют более 80% доходов бюджета Японии и являются основным индикатором уровня экономического развития государства: земельный, корпоративный (аналог налога на прибыль), налог на недвижимость, подоходный
Рисунок 2.2 – структура
налогов Беларуси
и США
Источник – собственная разработка, составлена на основе изучения экономической литературы.
В Японии фактически единственным общегосударственным косвенным налогом является налог на потребление (аналог налога с продаж), уплачиваемый по ставке 5%.
О том, что прямое налогообложение предпочтительно косвенному, существует множество теории, доказывающие его эффективность, ведутся споры. Однако, факт остается фактом: у всех развитых государств в структуре преобладают прямые налоги.
Учитывая
схожую с Японией зависимость
от природных ресурсов, а также
проявившуюся в условиях мирового финансового
кризиса необходимость в
Очевидно,
что выбор приоритетов в
Всем
известно, что Всемирный банк совместно
с аудиторской компанией
Далее
ознакомимся с обобщенными
Таблица 2.5 – Рейтинг Всемирного банка
Страна | Количество часов на налоговый учет, ч | Показатель TTR—или общая налоговая ставка,% | Количество налогов | Простота налоговой системы, итоговое место в рейтинге |
Беларусь | 798 | 80,4 | 82 | 183 |
Япония | 355 | 48,6 | 14 | 112 |
США | 187 | 46,8 | 11 | 62 |
Источник
– собственная разработка, составлена
на основе изучения данных Всемирного
банка.
Показатель TTR — The Total Tax Rate или общая налоговая ставка. Данный показатель рассчитывается как сумма всех налогов, уплачиваемых предприятием, выраженная в процентах к доходу до уплаты этих налогов. По сути, TTR показывает стоимость налогов для плательщика. По этому показателю Беларусь заняла173. По подсчетам Всемирного банка в Беларуси 82 платежа налогового характера и 181 место. В результате государство получило «почетное» 183 место и 183 государств, участвующих в рейтинге.
Подводя итог, следует отметить следующие моменты, которыми отличается налоговая система Беларуси и других экономически развитых государств:
3 ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ И НАПРАВЛЕНИЯ
3.1 ОСНОВНЫЕ
ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НАЛОГОВОЙ
СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
И ОЦЕНКА ИХ ВЛИЯНИЯ НА
Последние
пять лет правительство государства
активно занимаемся радикальным
упрощением налоговой системы. Обусловлено
это необходимостью снижения налоговой
нагрузки в целях создания благоприятных
условий для привлечения
Остальные установленные в Беларуси налоги и сборы носят характер разовых платежей и уплачиваются при наступлении соответствующих обстоятельств (таможенная пошлина, гербовый сбор и др.).
2010
год является, несомненно, весьма
значительным событием в
Первое важное новшество – вступление в силу Особенной части НК. Теперь налоговый кодекс РБ имеет характер закона прямого действия и по применяемым правилам, нормам и технике соответствует аналогичным законодательствам развитых стран.
Второе важное новшество – отмена сбора в республиканский фонд поддержки сельскохозяйственной продукции продовольствия и аграрной науки. Этот платеж увеличивал налоговую нагрузку и цены, поскольку взимается на каждой стадии реализации. Кроме того данный платеж в нашей стране практически уникален, поскольку его нет в налоговых система других государств. Отменен также налог с продаж товаров розничной торговле. И здесь проблема тоже была «с бородой», поскольку длительное время в белорусской налоговой системе существовало два, практически идентичных по своей сути налога на потребление. В США, как известно, применяется налог с продаж, в странах ЕС – налог на добавленную стоимость. Можно конечно дискутировать какой из них правильный, но то, что они не должны существовать одновременно, в принципе, понятно.
А вот налог на приобретение автотранспортных средств имел весьма незначительный удельный вес в доходах бюджета, как впрочем, не оказывал серьезного влияния и на налоговую нагрузку, поскольку это разовый платеж. Тем не менее, упрощает налоговую систему.
В соответствии с Законом РБ
«О внесении изменений в