Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 223.53 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ

 И ЕЕ РОЛЬ  В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА 5

1.1Экономическая  сущность налоговой системы, ее  типы и принципы построения                                                                                                                5

1.2 Роль налоговой  системы в развитии государства 11

2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 

И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН 14

2.1 Анализ налоговой  системы Республики Беларусь 14

2.2 Зарубежный опыт  построения и функционирования  

налоговой системы 20

2.3 Сравнительная  оценка налоговой системы Республики  Беларусь и зарубежных государств 25

3 ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ  И НАПРАВЛЕНИЯ  

РЕФОРМИРОВАНИЯ НАЛОГОВОЙ  СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ                                                                                                            30

3.1 Основные тенденции  развития налоговой системы Республики  Беларусь

 и оценка их  влияния на изменение налоговой  нагрузки 30

3.2 Направления реформирования  налоговой системы Республики 

Беларусь 35

 Заключение 39

Литература  42 

ВВЕДЕНИЕ

  Актуальность  темы. Налоги – уникальная экономическая  категория, которая будоражит  умы человечества с древних  времён. Её уникальность заключается  в степени воздействия на экономическую  и социальную жизнь общества  и в тесноте связи со всеми,  без исключения хозяйствующими  субъектами и подавляющей частью  населения страны. Почему данная  тема так актуальна в наше  время?  Налоги в совокупности, образовав налоговую систему,  во всём мире признаются наиболее  действенным инструментом государственного  регулирования экономики. Поэтому  необходимо искать пути использования  налогов, оказывающие эффективное  влияние на формирование структуры  производства и потребления общественного  продукта, на процесс накопления и инвестирования капитала, ценообразование, развитие научно-технического прогресса, экологию, объём доходов государственного бюджета, жизненный уровень населения и другие стороны жизни общества. С переходом Беларуси к рыночным преобразованиям такая проблема стоит наиболее остро.

 Оценка современного  состояния решаемой проблемы. Несмотря  на сложность решаемой проблемы, на многолетнее использование  непопулярных инструментов налогового  регулирования, государство становится  на новый путь, что в перспективе  позволит эффективно использовать  налоговые инструменты в работе  народного хозяйства. 

 Целью курсовой  работы является изучение налоговой  системы, ее экономической сущности, роли в развитии государства  и дальнейших перспектив развития

      Для  достижения заданной цели поставлены  следующие задачи:

1. Определить экономическую сущность налоговой системы  и ее роли в развитии государства;

2. Провести анализ налоговой системы Республики Беларусь;

3. Изучить зарубежный опыт построения и функционирования налоговых систем; 

4. Рассмотреть направления реформирования и тенденции развития налоговой системы Республики Беларуси.

Основные исходные данные для разработки темы. Теоретической  и информационной основой являются учебные пособия, нормативные акты (Налоговый кодекс Республики Беларусь, Указы Президента Республики Беларусь, Постановления Правительства Республики Беларусь, законы и инструкции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь),  литература экономистов-теоретиков, статьи периодической печати. Так же данные статистического комитета, Министерства по налогом и сборам, Министерства финансов.

В работе нашли отражение  работы таких экономистов, как Заяц Н.Е., Попова Л.В., Адаменкова С.И., Дейко А., Масинкевич Н.Э., Рудый К.В, Майбурова И.А., Алиев Б.Х. и др.

Перечень применяемых  методов исследования. В данной курсовой работе были использованы общенаучные  методы исследования: сравнительный  анализ, горизонтальный анализ, сравнение, выборка, обобщение  и описание исследуемого материала.

Информация о внедрении  результатов.  Результаты проведенного исследования могут быть  применены  в  практической деятельности, в  частности,  для эффективного функционирования  налоговой системы государства.

Объем и структура  результатов. Курсовая работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка используемых источников. Курсовая работа включает 44 с., 7 таблиц, 6 рисунков и 33 источника.

1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ И  ЕЕ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ГОСУДАРСТВА

    1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ, ЕЕ ТИПЫ И ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ
 

       Как говорила российская императрица  Екатерина II: «Налоги для государства, то же, что парус для корабля. Они служат тому, чтобы скорее ввести его в гавань, а не тому, чтобы завалить его своим бременем или держать его в открытом море и чтоб, наконец, потопить его» [23, c.66].

     Переориентация  государства на хозяйственные условия  рыночной экономики вызвала необходимость  перехода к единой налоговой системе. В условиях рыночных отношений и, особенно в переходный период налоговая  система является основой механизма  государственного регулирования экономики. Эффективное функционирование всего  хозяйственного комплекса страны зависит  от того, насколько правильно и  гибко построена его налоговая  система.

     Понятие «налоговая система» является дальнейшим развитием и конкретизацией понятия  «налоги», поэтому важно определить, какой смысл вкладывается в это понятие. Разные авторы понятие «налоговая система» определяют по-разному. Рассмотрены различные трактовки понятия «налоговая система»  в таблице 1.1 

Таблица 1.1 – Понятие «налоговая система»

Автор Определение
Заяц  Н.Е. Под налоговой  системой  государства понимается совокупность налогов, сборов и пошлин, устанавливаемых на его территории и взимаемых с целью создания централизованного обще-государственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания [17, c. 30].
Евстигнеев  Е.Н. Налоговая система  – взаимосвязанная совокупность действующих в данный момент в  конкретном государстве существенных условий налогообложения [11, c.  94].
 
 

Окончание таблицы 1.1

Автор Определение
Косолапов А.И. Налоговую систему  можно определить совокупность налогов  в той или иной стране, форм и  методов их построения и организация  взимания[14, c. 50].
Майбуров И.А. Налоговая система  – система экономико-правовых отношений  между государством и хозяйствующими субъектами, возникающими по поводу формирования доходной части государственного бюджета  путем отчуждения части дохода собственника, посредством системы законодательно установленных налогов и сборов и других обязательных платежей[15, c. 204].

Источник  – собственная разработка. Таблица  составлена на основе изучения экономической  литературы. 

     Каждое  предложенное определение таблицы, безошибочно, и зависит от того, с  какой стороны подходить к  нему. По мнению автора, понятие налоговая  система не следует отождествлять  с системой налогов. Нужно выделить элементы, имеющие наиболее значимые функциональные взаимосвязи. При таком  подходе элементами будут выступать  механизм налогового администрирования, плательщики налогов, законодательная  база и непосредственно совокупность налогов, представленные на рисунке 1.1     

Рисунок 1.1 – Элементы налоговой  системы 

Источник –  собственная разработка, составлена на основе изучения  литературы.

     Одним из основных условий эффективного функционирования любой системы  является требование о том, что поведение каждого  элемента может повлиять на функционирование ее в целом. Данное условие реализуется в налоговой системе в полной мере.

Далее рассмотрена классификация налоговых  систем, представленная на рисунке 2.1

Налоговые системы 

 

В зависимости от уровня неравенства  доходов после обложения

В зависимости от уровня налоговой  нагрузки

В зависимости от доли косвенного налогообложения

В зависимости от уровня централизации  налоговых полномочий

Прогрессивные

Централизованные

Либерально-фискальные

Подоходные

Умеренно централизованные

Регрессивные

Умеренно фискальные

Умеренно косвенные

Децентрализованные

Нейтральные

Косвенные

Жестко-фискальные

 

Рисунок 1.2 – Классификация  налоговых систем

Источник  – собственная разработка, составлена на основе изучения экономической литературы 

     Далее классификация налоговых систем в зависимости от различных признаков  будет рассмотрена более подробно:

  • В зависимости от уровня налоговой нагрузки на экономику страны налоговой системы можно подразделить следующим образом:
    • либерально-фискальные, обеспечивающие налоговое изъятие с учетом платежей социального характера до 30% ВВП; к этой группе относятся налоговые системы США, Австралии, Португалии, Японии и большинства стран Латинской Америки;
    • умеренно-фискальные, с уровнем налогового бремени от  30 до 40% ВВП;  данную группу составляют налоговые системы большинства стран, в частности Швейцарии, Германии, Испании, Греции, Великобритании, Канады и России;
    • жестко-фискальные, позволяющие перераспределять посредством налогов более 40% ВВП; такой уровень изъятия обеспечивают налоговые системы Норвегии, Нидерландов, Франции, Бельгии, Финляндии.
  • В зависимости от доли косвенного налогообложения налоговые системы можно подразделить так:
    • подоходные, делающие основной акцент на обложении доходов и имущества, в которых доля поступлений от косвенных налогов не превышает 35% совокупных налоговых доходов; это налоговые системы большинства англосаксонских стран – США, Канады, Великобритании, Австралии;
    • умеренно косвенные, равномерно распределяющие налоговую нагрузку на обложение доходов и потребления, в которых доля косвенных налогов составляет от 35 до 50% совокупных налоговых доходов; данную группу составляют налоговые системы развитых стран Европы – Германия, Франция, Италия и др.;
    • косвенные, делающие основной акцент на налогообложении потребления, в которых косвенные налоги обеспечивают более 50% совокупных налоговых доходов; такой уровень косвенного налогообложения обеспечивают, как правило, налоговые системы развивающихся государств – Аргентина, Бразилия, Мексика.
  • В зависимости от уровня централизации налоговых полномочий налоговые системы классифицируются на:
    • централизованные, наделяющий центральный уровень управления подавляющим большинством налоговых полномочий и обеспечивающие долю налоговых доходов этого уровня более 65% консолидированных налоговых поступлений; такой уровень централизации обеспечивают налоговые системы Франции, Нидерландов, Австрии и России;
    • умеренно централизованные, наделяющие все уровни управления значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня от 55% до 65% консолидированных налоговых полномочий; данную группу составляют налоговые системы Австралии, Германии, Индии;
    • децентрализованные, наделяющие нижестоящие уровни более значимыми налоговыми полномочиями и обеспечивающие долю налоговых доходов федерального уровня до 55% консолидированных налоговых поступлений; к этой группе относят налоговые системы США, Канады, Дании.

Информация о работе Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь