Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа

Описание работы

Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42

Работа содержит 1 файл

налоговая система.docx

— 223.53 Кб (Скачать)

Таблица 2.1 Налоговая нагрузка  на экономику в 2009 и 2010 г

Показатели Годы Отклонения, (+ /-) или темп изменения, %
2009 2010
Валовой внутренний продукт, млрд  р. 137442,2 162963,6 118,6
 Налоговые  доходы консолидированного бюджета,  млрд  р. 41305 44875 108,6
Фонд  социальной защиты населения,    млрд  р. 15199 19 676 129,5
Налоговая нагрузка без ФСЗН, % 30,1 27,5 -2,6
Налоговая нагрузка с ФСЗН, % 41,5 39,6 -1,9

Источник: Собственная разработка, составленная на основе изучения данных Национального  статистического комитета. 

     Данные  таблица свидетельствуют о том  что,  налоговая нагрузка на экономику  Беларуси без учета взносов в  ФСЗН  составляет  27,5% в 2010 году, что  ниже на  2,6 п. п. показателя  2009 года. Снижение уровня налоговой нагрузки связано с упразднением ряда налоговых платежей, снижением ставок налогов, сокращением объектов налогообложения. Однако международные организации при расчете налоговой нагрузки учитывают средства ФСЗН.  Такой показатель в 2009 и в 2010 составил 41,5 и 39,6% соответственно, т.е. уменьшился на 1,9 п. п. Снижение  является положительным моментом, но превышает рекомендуемый уровень. Важно заметить, что темп роста ВВП составил 118,6%, темп роста налоговых доходов 108,6%, т.е., несмотря на снижение уровня налоговой нагрузки, налоговые доходы бюджета увеличились.

     Далее  рассмотрена структура  налогов в доходах консолидированного бюджета представленная в таблице 2.2 

Таблица 2.2- Величина и структура налоговой нагрузки на экономику Республики Беларусь за 2009 и 2010 гг

 
Показатели 
2009 г. 2010 г. Отклонение,    п. п.,   (+/-)
в % к ВВП
 
Налоговая нагрузка

в том  числе:

30,1 27,5 -2,6
косвенные налоги 13,8 13,6 -0,2
прямые  налоги 8,0 8,2 +0,2
смешанные налоги 2,3 1,8 -0,5
прочие  налоговые доходы, сборы, пошлины 6,0 3,9 -2,1

Источник  – собственная разработка. Таблица  составлена на основе изучения данных Национального статистического  комитета. 

     Данные  таблицы свидетельствуют о том, что косвенные налоги в  ВВП  занимают наибольшую долю. Но заметим, что их доля снизилась в 2010 году по сравнению с  2009  годом на 0,2 п. п. И в тоже время возросла доля прямых налогов также на 0,2 п. п., это  свидетельствует об улучшении финансового  состояния плательщиков. Уменьшилась  доля смешанных налогов на 0,5 п. п., прочих налогов на 2,1 п. п. 

     Понятно, что косвенные налоги наименее подвержены макроэкономическим изменениям в государстве, связанным с мировым финансовым кризисом и ухудшением финансового  состояния предприятия. Кроме того, косвенные налоги наиболее удобны в  расчете и взыскании, являясь  при этом наиболее обременительными для предприятий. В тоже время  прямые налоги косвенно характеризуют  рентабельность работы экономики. Поэтому  государство ориентированно на увеличение доли прямых налогов, что уже сегодня  можно увидеть  (рисунок 2.1). 

 

Рисунок 2.1 – Структура  налоговой нагрузки за 2009 и 2010 гг

Источник  – собственная разработка, составленная на основе изучения данных Национального  статистического комитета. 

Таким образом, белорусская налоговая  система имеет свои особенности. Существование  республиканских  и местных налогов позволяет  говорить о существовании двухуровневой  налоговой системы, которые соответствует  бюджетному устройству. Из приведенных  расчетов следует, что власти государства  стремятся сократить налоговую  нагрузку. В 2010 году  по сравнению  с 2009 годом налоговая нагрузка уменьшилась  на 1,9 п. п.  Однако, для того чтобы, доходы бюджета не снижались, налоговую  нагрузку необходимо уменьшать с  одновременным расширением налоговой  базы. Несмотря на все преимущества косвенных налогов, власти занимаются уменьшением из доли.  Так уменьшается  доля косвенных налогов с одновременным  увеличением доли прямых налогов. В 2010 доля косвенных налогов уменьшалась  на 0,2 п. п., и соответственно, доля прямых налогов увеличилась на 0,2 п. п.  

2.2 ЗАРУБЕЖНЫЙ  ОПЫТ ПОСТРОЕНИЯ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ  НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ 

     Специфика состава и структуры налоговой  системы США определяется масштабами использования всех видов прямого  налогообложения. В системе налогообложения  США параллельно используются основные виды налогов по всем уровням властных полномочий (табл. 1).  Так, население  уплачивает 3 подоходных налога, 3 налога на прибыль с корпораций, 2 поимущественных  и т. д. Основную часть доходов  федерального бюджета составляет подоходный налог с населения, субъектам  которого выступают физические лица, индивидуальные предприятия и партнерства, не имеющие статуса юридического лица. 

Таблица 2.3 - Состав и структура  налоговой системы  США

Федеральные налоги Налоги штатов Местные налоги
Подоходный  налог Подоходный  налог Подоходный  налог
Налог на прибыль корпораций Налог на прибыль  корпораций Налог на прибыль  корпораций
Акцизы Акцизы Акцизы
Налоги  на наследство и дарения Налоги на наследство и дарения Налоги на наследство и дарения
Таможенная  пошлина  Налог с продаж Налог с продаж
Налог на социальное страхование Поимущественные налоги Поимущественные налоги
  Налоги с  владельцев автотранспорта Экологический налог

Источник - собственная разработка. Таблица  составлена на основе изучения экономической  литературы.

         Попова Л.В., изучая налоговую  систему США, сделала вывод  что «…подсчет налогооблагаемой  базы  выполняется в 3 этапа:

     1. Подсчитывается валовой доход:  прибыль,  заработной плата, пенсии, алименты и т. д.

     2. Валовой доход корректируется  за счет вычетов из него.

     3. Из суммы скорректированного  валового дохода исключаются  классифицированные, или стандартные,  вычеты. Полученная величина является  налогооблагаемым доходом» [22, c. 153].

     Важнейший налог в системе подоходного  обложения — налог на прибыль  корпораций. Главным принципом налогообложения  корпораций в США является взимание налога с чистой прибыли как окончательного объекта обложения. Плательщиками  этого налога являются, прежде всего, акционерные компании. Примерно 85% налога взимается на федеральном уровне, а 15% — штатами и местными органами власти.

     Огромные  льготы имеют фермерские хозяйства, благодаря которым в ряде ситуаций некоторые компании сводят налоговую  базу к нулю. После «фермерских» льгот большое внимание уделяется  также вопросу льготного обложения индивидуальных инвесторов, вкладывающих средства в малый инновационный бизнес. Заинтересованность государства в их поддержке очевидна. Так, для лиц, ставки подоходного налога которых установлены в размере 28, 31, 36 и 39,6%, фактическая ставка обложения прироста капитала находится на уровне 14%. Для инвесторов, обычная ставка которых равна 15%, реальная составляет только 7,5%. Основная ставка налога на корпорации установлена в размере 34% и вносится по следующей схеме: корпорация уплачивает 15% за первые $50 тыс. налогооблагаемого дохода, 25% — за следующие $25 тыс., свыше $75 тыс. — 34%. Кроме того, на доходы в пределах от $100 тыс. до $335 тыс. установлен дополнительный сбор в размере 5%. Ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Что касается доходов, обеспечиваемых поступлениями от взносов на социальное страхование, то они имеют тенденцию к росту. Комбинированная ставка для наемных работников и работодателей составляет 15,3%. Налоги с наследств и дарений физические лица платят по ставке от 18 до 55% (если стоимость имущества превышает $600 тыс.). Их доля в общем объеме федеральных налоговых поступлений невысока (1-2%).

     Структура налоговых доходов 50 штатов США существенно  отличается от федеративной. В целом собственные поступления составляют приблизительно 80% общих доходов, оставшиеся 20% — это федеральные субсидии (гранты). Доля в общем объеме поступлений налога с продаж  достигает 30-40%. Объектом его обложения является стоимость товаров и услуг. Ставки налога устанавливаются штатами и варьируются в диапазоне 4-8%. Подоходный налог с населения взимается в 44 штатах, в остальных он «переходит» органам местного самоуправления. Ставки налога варьируются в диапазоне от 2 до 10%; объекты обложения этим налогом различаются. Но с целью унификации и удобства использования большинство штатов исчисляют свои ставки как определенный процент от базового, федерального, налога.

     Налог на прибыль также взимается почти  во всех штатах и не столько имеет  фискальную направленность, сколько  используется в качестве метода воздействия  на экономическую ситуацию. Практически  во всех штатах взимается налог на имущество, который уплачивают как  физические, так и юридические  лица. Ставки налога различаются и  варьируются в размерах от 0,5 до 5%. Кроме того, штатами взимается  налог на наследство, всевозможные акцизы, налог на капитал и лицензионные сборы, а работодатели производят обязательные отчисления на выплату пособий по безработице.

     Органы  местного самоуправления имеют в  своем распоряжении сравнительно ограниченное число налоговых источников, во многом однотипных с налогами штатов. Наибольшее значение среди местных налогов  принадлежит поимущественному налогу. Налог взимается один раз в  год с физических и юридических  лиц, владеющих собственностью. Базой  для определения этого налога является оценочная стоимость собственности. Почти в половине штатов взимается  местный налог с продаж, являющийся дополнением к одноименному штатному налогу. Доходы от этого налога собираются в штате, а затем возвращаются тому органу местного самоуправления, на территории которого они были получены. В итоге налоговая нагрузка составила  30,1%.

     Также автор  кратко рассматривает  налоговую  систему еще одного государства, как одно из наиболее развитых на мировом пространстве – Япония. Кроме того Беларуси и Япония имеют схожую ситуацию, связанную с отсутствием природных ресурсов.

     Особый  интерес для изучающих зарубежное налоговое законодательство унитарных  стран представляет налоговая система  Японии. Ее можно охарактеризовать следующими особенностями:

     • сравнительно невысокий по сравнению  с другими промышленно развитыми  странами совокупный уровень налогового бремени. Например, доля налогов в национальном доходе Японии — 26%, тогда как в Великобритании — 40%;

     • общая ориентация налоговой системы  на прямые налоги в отличие от преимущественной роли косвенных;

     • высокое бюджетное значение налога на доходы физических лиц и налога на прибыль корпораций;

     • последовательное проведение политики экономического стимулирования посредством  предоставления налоговых льгот.

          • щадящий режим налогообложения  крупных корпораций.

     Более 64% всех налоговых доходов Японии образуется за счет государственных  налогов. В  Японии  налоги на доходы —  это налог на прибыль корпораций и налог на доходы физических лиц. Налог на прибыль корпораций в  Японии зачисляется и национальный, префектуральные и муниципальные  бюджеты (табл. 2.4). 

Таблица 2.4 – Состав и структура  налоговой системы  Японии

Общегосударственный бюджет Местные бюджеты Префектуральные бюджеты Муниципальные бюджеты
-Подоходный  налог;

-Корпоративный  налог;

-Налог на  наследство  и дарение;

-Налог на  недвижимость.

-Налог на    потребление;    - Гербовый сбор. -Налог на  проживание в префектуре; 

-Налог на  предприятия в расчете на число  занятых;

-Налог на  приобретение собственности; 

-Налог на  зрелищные мероприятия; 

-Налог на  пользование природными ресурсами 

-Налог на  проживание;

-Существенный  налог;      

-Налог на  легковые транспортные средства;

-Налог на  земельную собственность; 

-Налог на  развитие городов 

Информация о работе Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь