Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2011 в 11:49, курсовая работа
Налоги – уникальная экономическая категория, которая будоражит умы человечества с древних времён. Её уникальность заключается в степени воздействия на экономическую и социальную жизнь общества и в тесноте связи со всеми, без исключения хозяйствующими субъектами и подавляющей частью населения страны. Налоги в совокупности, образовав налоговую систему, во всём мире признаются наиболее действенным инструментом государственного регулирования экономики.
ВВЕДЕНИЕ...3
1 Экономическая сущность налоговой системы и её роль в развитии государства...5
1.1Экономическая сущность налоговой системы, ее типы и принципы построения....5
1.2 Роль налоговой системы в развитии государства....11
2 Анализ налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных стран....14
2.1 Анализ налоговой системы Республики Беларусь....14
2.2 Зарубежный опыт построения и функционирования налоговой системы....20
2.3 Сравнительная оценка налоговой системы Республики Беларусь и зарубежных государств....25
3 Тенденции развития и направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь....30
3.1 Основные тенденции развития налоговой системы Республики Беларусь и оценка их влияния на изменение налоговой нагрузки.....30
3.2 Направления реформирования налоговой системы Республики Беларусь.....35
Заключение.....39
Литература.....42
Данные классификации представлены как основные, но они, безусловно, не исчерпывают всего многообразия всех классифицирующих показателей.
В процессе развития национальных экономик меняются и системы их налогообложения. Вместе с тем национальные системы налогообложения не теряют своей индивидуальности. Основу системы налогообложения любой страны составляют определенные принципы. О них писали в своих трудах А. Смит, Д. Рикардо, А. Соколов. И сегодня нижеперечисленные принципы считаются основой построения системы взаимоотношений налогоплательщика и государства. Заяц Н.Е выделил следующие принципы налогообложения:
«Первый
принцип – принцип
Второй
принцип – принцип
Третий
принцип – принцип удобства –
предполагает, что налог должен взиматься
в такое время и таким
Четвертый
принцип – принцип
Принцип всеобщности, выражающий единый подход к налогоплательщикам независимо от источника дохода;
Принцип однократности налогообложения одного и того же объекта за определенный период;
Принцип стабильности налоговой системы;
Принцип
оптимальности налоговых
Налоговые
системы, построенные и функционирующие
на основе вышеназванных принципов,
способны стать мощным стимулом развития
экономики.
Государство не может существовать без взимания налогов; более того, налоги – органическая часть государства. Там, где существует государство и государственное регулирование экономики, существует и система взимания налогов. Органы власти представляют широкий круг общественных услуг населению страны в целом и соответственно регионам. Содержание этих услуг отличается большим разнообразием: от обороны, обеспечивающей защиту стране, и полиции, призванной поддерживать общественный порядок, до поддержания в порядке инфраструктуры, детского образования, предоставления ухода для престарелых лиц, и другое. Расходы на эту деятельность покрываются за счет государственных доходов. Для получения средств, необходимых для выполнения своих функций, существует налоговая система. Данное предназначение системы налогов заключается в формировании и мобилизации финансовых ресурсов государства, аккумулировании средств бюджета для выполнения общегосударственных и целевых государственных программ. Налоги при формировании доходов бюджета отражают их фискальную функцию,
Кроме
чисто фискальной функции, система
налогов и сборов оказывает экономическое
воздействие на общественное производство,
его структуру и динамику, размещение,
ускорение научно – технического
прогресса. Налоги могут стимулировать
или, наоборот, ограничивать деловую
активность, способствовать развитию
тех или иных отраслей предпринимательской
деятельности; создать предпосылки
для снижения издержек производства
и обращения частных
Манипулируя, например, налогом на прибыль, государство оказывает весьма ощутимое влияние на процессы накопления капитала. Меры налогового регулирования широко используются для стимулирования конкурентоспособности тех или иных отраслей, создания им наиболее благоприятных условий для накопления капитала, а также поощрения социально полезной деятельности предприятия.
Для преодоления
Правительство
государства, решая вопросы налогообложения
должно учитывать, что чрезмерный налоговый
пресс снижает у
А. Лаффер доказал: «…результатом снижения налогов является экономический подъем и рост доходов государства» [23, c. 246]. Установил зависимость между доходами бюджета и уровнем налогообложения, выраженную как отношение налоговых поступлений к валовому внутреннему продукту. Оптимальным считается уровень изъятия в 30%. За пределами этой величины доходы государства не увеличиваются. Происходит это по следующим причинам: 1) снижение активности производителей; 2) у налогоплательщиков вырабатывается установка на уклонение от налогообложения.
Графическое
отображение зависимости между
доходами государственного бюджета
и динамикой налоговых ставок
получило название «Кривая Лаффера»
(рис.1.1).
Рисунок 1.2 – Кривая Лаффера.
Источник
– [23, с. 246]
По оси ординат отражены налоговые ставки, а по оси абсцисс – поступления в бюджет. При увеличении ставки налога доход государства в результате налогообложения увеличивается. Оптимальный вариант налоговых ставок m обеспечивает максимальное поступление в государственный бюджет M. При дальнейшем повышении налогов стимулы к труду у предпринимателей падают, потому что никто не хочет работать бесплатно. Другими словами, в длительной перспективе снижение чрезмерно высоких налогов обеспечивает рост сбережений, инвестиций, занятости, а следовательно и совокупных доходов, подлежащих налогообложению. В результате и увеличивается сумма налоговых поступлений, вырастет объем государственных доходов, уменьшится дефицит, произойдет ослабление инфляции.
Очевидно,
что для каждого государства
величина оптимального уровня налогообложения
индивидуальна и адекватно
Таким
образом, из вышесказанного следует, что
налоговая система –
2 АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАН
2.1 АНАЛИЗ
НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ
БЕЛАРУСЬ
Беларусь
имеет свои особенности налогообложения,
характерные для экономики и
получившие свое развитие в свете
сложившихся социально –
Налоговая система РБ основана на налоговом законодательстве – это система принятых на основании и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь нормативных правовых актов, которая включает:
На территории государства установлены и действуют две группы налогов, сборов (пошлин) — республиканские и местные. Такая структура налогов позволяет говорить об установлении в Республике Беларусь двухуровневой налоговой системы, соответствующей бюджетному устройству государства.
Республиканскими признаются налоги, сборы (пошлины), установленные законодательными актами и обязательные к уплате на всей территории Республики Беларусь.
Местными
признаются налоги и сборы, устанавливаемые
нормативными правовыми актами местных
Советов депутатов и
Местные органы власти изначально не могут вносить какие-либо коррективы в республиканские регулирующие налоговые платежи. В частности, они не вправе предоставлять налоговые льготы по этим налогам, даже в части сумм, поступающих в их бюджеты.
Компетенция
местных органов власти в вопросах
изменения условий применения конкретных
республиканских налоговых
Всех
налоги, действующие в государстве
в настоящее время: это девятнадцать
республиканских и местных
Основу
отечественной системы
Уже
не первый год Беларусь занимает
последнее место в рейтинге Всемирного
банка. Налоговая система государства
сложна, имеет высокий уровень
налоговой нагрузки. Рассчитана
налоговая нагрузка и рассмотрена
в таблице 2.1