Сущность, функции и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1.Сущность, функции и виды налогов………………………………………… 4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………….4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………….7
2.Федеральные налоги и сборы: состав и структура…………………………..10
2.1. Общая характеристика основных федеральных налогов………………....10
2.2. Налог на добавленную стоимость..………………………………………...12
2.3. Акцизы………………………………………………………………………..15
2.4. Налог на доходы физических лиц…………………………………………..18
2.5. Взносы во внебюджетные фонды………………………………………..…22
2.6. Налог на прибыль организации……………………………………………..24
2.7. Налог на добычу полезных ископаемых…………………………………...27
2.8. Водный налог………………………………………………………………...35
2.9. Государственная пошлина…………………………………………………..41
2.10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов……………………………….…………….46
3. Состав региональных и местных налогов и сборов…………………….……49
3.1. Региональные налоги…………………………………………………...….…49
3.2. Местные налоги………………………………………………………….……53
4. Проблемы современной налоговой системы…………………………………55
4.1. Противоречивость законодательной базы………………………………….55
4.2. Уклонение от уплаты налогов……………………………………….......….58
4.3. Неполнота выполнение налоговой системой основных функций………...59
4.4. Причины необходимости реформ………………………………..…………60
Заключение…………………………………………………………………………61
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.10. Cборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

 

         Введены с 1 января 2004 г. главой 25.1 НК РФ. Данные сборы заменили  плату за пользование объектами  животного мира и существовавшую  систему продажи квот на вылов  водных биоресурсов с целью промышленного рыболовства. Данные сборы относятся к федеральным сборам и обязательны для уплаты на всей территории Российской Федерации.

Объектом обложения  являются перечисленные в НК РФ различные виды животных и птиц, на которых можно охотиться. Объектом обложения сбором за пользование объектами водных биологических ресурсов являются различные виды рыб и другие объекты водных биоресурсов, на отлов которых требуется разрешение.

Не признаются объектами обложения объекты  животного мира и водных биологических  ресурсов, пользование которыми осуществляется для удовлетворения личных нужд представителями коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (по перечню, утверждаемому Правительством) и лицами, не относящимися к коренным малочисленным народам, но постоянно проживающими в местах их традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности, для которых охота и рыболовство являются основой существования. Такое право распространяется только на количество (объем) объектов животного мира и объектов водных биологических ресурсов, добываемых для удовлетворения личных нужд, в местах традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности данной категории плательщиков. Лимиты использования объектов животного мира и лимиты и квоты на добычу (вылов) водных биологических ресурсов для удовлетворения личных нужд устанавливаются органами исполнительной власти субъектов Федерации по согласованию с уполномоченными федеральными органами исполнительной власти.

Каждому виду объектов животного мира соответствует величина ставки сбора, определенная в рублях за единицу облагаемой базы. Ставки сбора не зависят от места обитания конкретного вида животных и применяются на всей территории России. Например, минимальная ставка сбора предусмотрена за охоту на тетерева и фазана — 20 руб., максимальная — за охоту на овцебыка — 15000 руб. за одно животное.

Предусмотрено наличие двух льготных ставок:

  • 0%;
  • 50% основной ставки.

Нулевая ставка применяется, когда пользование такими объектами животного мира осуществляется в целях охраны здоровья населения, устранения угрозы для жизни человека, предохранения от заболеваний животных, регулирования видового состава объектов животного мира, воспроизводства объектов животного мира, осуществляемого в соответствии с разрешением уполномоченного органа исполнительной власти, изучения запасов, а также в научных целях в соответствии с российским законодательством.

Ставка 50% от общеустановленной ставки применяется при изъятии молодняка (в возрасте до одного года) диких копытных животных.

Ставки сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов установлены в рублях за 1 т облагаемого вида водных биологических ресурсов. Ставки сбора за каждый объект водных биологических ресурсов, за исключением морских млекопитающих, устанавливаются в зависимости от места их обитания.

Также предусмотрены  льготные ставки. В соответствии с  п. 6 ст. 333.3 НК РФ возможно исчисление сбора  по ставке 0% в случаях, если пользование  такими объектами водных биологических  ресурсов осуществляется при рыболовстве  в целях воспроизводства и акклиматизации водных биологических ресурсов, а также в научно- исследовательских и контрольных целях.

Кроме этого, применяется  ставка в размере 15% ставки за каждый объект водных биологических ресурсов для градо- и поселкооб- разующих российских рыбохозяйственных организаций, включенных в перечень, утверждаемый Правительством, а также для российских рыбохозяйственных организаций, в том числе рыболовецких артелей (колхозов). Определение градо- и поселкообразующих российских рыбохозяйственных организаций дано в п. 7 ст. 333.3 Налогового кодекса.

Сумма сбора  за пользование объектами животного  мира и водных биологических ресурсов определяется в отношении каждого  объекта как произведение соответствующего количества объектов и ставки сбора, установленной для соответствующего объекта.

Сбор за пользование  объектами животного мира является разовым и уплачивается при получении  разрешения на добычу объектов животного  мира по месту нахождения органа, выдавшего  разрешение.

Сбор за пользование  объектами водных биологических ресурсов уплачивается в виде разового и регулярных взносов, а также в отдельных случаях — единовременного взноса. Сумма разового взноса определяется как доля исчисленной суммы сбора, размер которой равен 10%. Уплата разового взноса производится при получении разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов. Оставшаяся сумма сбора, определяемая как разность между исчисленной суммой сбора и суммой разового взноса, уплачивается равными долями в виде регулярных взносов в течение всего срока действия разрешения ежемесячно не позднее 20-го числа.

Сумма сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов, подлежащих изъятию из среды их обитания на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, уплачивается в виде единовременного взноса не позднее 20-го числа месяца, следующего за последним месяцем срока действия разрешения.

Уплата сбора  за пользование объектами водных биологических ресурсов производится физическими лицами, за исключением  индивидуальных предпринимателей, — по месту нахождения органа, выдавшего разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, организациями и индивидуальными предпринимателями — по месту своего учета.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Состав региональных  и местных налогов и сборов.

3.1. Региональные налоги.

       В соответствии с Законом об  основах налоговой системы права  по установлению и взиманию  налоговых платежей были четко  разграничены между различными  уровнями власти – федеральным,  региональным (республики в составе  РФ, края, области) и местным (муниципальные образования – в основном отдельные города и районы). Таким образом, каждый вид налогового платежа был закреплен за бюджетом определенного уровня. В соответствии с этим все налоги и сборы были разделены на 3 группы: федеральные, региональные и местные. Это разделение действует и в настоящее время.

       Региональные налоги устанавливаются  НК РФ и законами субъектов  РФ и  вводятся в действие законами субъектов Федерации и являются обязательными к уплате на территории соответствующего субъекта Федерации. Устанавливая региональные налоги, представительные (законодательные) органы власти субъектов РФ определяют налоговые ставки по соответствующим видам налогов, но в пределах, установленных Налоговым кодексом, налоговые льготы, порядок и сроки уплаты налогов. Все остальные элементы региональных налогов установлены соответствующими главами Налогового кодекса.

       До введения НК в российской  налоговой системе существовало  деление региональных и местных  налогов на обязательные и  необязательные. Смысл этого разделения состоял в том, что отдельные виды налогов, несмотря на их установление в налоговой системе страны, могли не применяться на соответствующей территории. Кроме того, органам власти субъектов Федерации и местного самоуправления было предоставлено право вводить без ограничения любое количество региональных и местных налогов. Естественно, что указанные органы власти этим правом не преминули воспользоваться, и к моменту принятия НК в России насчитывалось более сотни наименований и видов региональных и местных налогов.

       Введение в Налоговый кодекс  положения, устанавливающего по  существу закрытый перечень региональных  и местных налогов, имеет принципиальное  значение для сохранения единства  налоговой системы. Ни один  орган законодательной власти субъекта Федерации и представительный орган местного самоуправления не имеют права вводить налоги, не предусмотренные Кодексом. Это качественно изменило условия хозяйствования для предприятий, и значительно повысило их уверенность в незыблемости налоговой системы.

       Значение региональных налогов:  Региональные налоги аккумулируются  в регинальных бюджетах и используются  субъектом РФ для выполнения  своих функций. Бюджетно-налоговые  системы создаются и реформируются  для выполнения нескольких взаимосвязанных функций, среди которых следующие:

       1) Закрепление определенного порядка  движения бюджетно-налоговых потоков  по уровням территориальной организации  государства (направление этих  потоков, пропорции их разделения, целевое назначение и т.д.) и адекватных процедур регулирования возникающих по этому поводу отношений.

       2) Аккумулирование и использование  в общерегиональных целях средств,  образованных на самой территории  и поступающих в региональные  бюджетно-налоговые системы полностью  и одноканально (таково большинство местных налогов, штрафов и иных финансовых санкций), аналогично образованных средств, поступающих в эти системы частично, в соответствии с принятым порядком их распределения между бюджетно-налоговыми системами разного уровня (например “нефтяные деньги”). Часть средств, аккумулируемых в вышестоящей бюджетно-налоговой системе, перераспределяется по тем или иным соображениям в пользу нижестоящих региональных систем (дотации и субвенции, а также часть “местных средств”, по разрешению вышестоящих систем им не перечисленная).

       3) Выполнение региональными органами  власти и управление своих  представительных и исполнительных  полномочий с соблюдением требований  формальной финансовой независимости  их политике от вышестоящих  уровней.

       4) Самообеспечение внутрирегиональных социальных программ, т.е. бюджетное удовлетворение части потребностей населения в определенных жизненных благах и реализации его национально-этнических интересов. Несмотря на все большую самодостаточность населения и коммерциализацию социальной сферы, доля стоимости соответствующих услуг, финансируемых через каналы региональных бюджетно-налоговых систем, достигает четверти суммы доходов населения России (за  вычетом налогов).

       5) Формирование инфраструктурного каркаса  территории ( отрасли « местного хозяйства», местные дороги, транспорт и т.п.) как важнейшего исходного условия формирования и поддержания внутрирегиональных связей.

       6) Регулирование состояния и использование  природно-ресурсного и экологического потенциала ( земля, недра, леса, воды, флора и фауна, воздушный бассейн ) как естественного базиса существования и развития территории.

       7) Стимулирование определенных ценностных  региональных ориентиров населения,  создание условий для его деловой активности, для структурных преобразований, для инвестиционной привлекательности и т.д. Это вопрос не только потенций территориального развития, но и будущего бюджетно-налогового благополучия.

        Состав региональных налогов.

К региональным налогам относятся:

•  Транспортный налог

• Налог на имущество  организации

• Налог на игорный  бизнес.

       Сегодня  уровень доходов региональных  бюджетов находиться в прямой  зависимости от положений федерального  законодательства, которое направлено  на централизацию финансовых ресурсов на федеральный уровень. При этом особенность доходной части региональных бюджетов – высокая доля регулирующих налогов и безвозмездных перечислений из федерального бюджета, а также низкая доля собственных доходов. Преобладающая часть региональных и местных налогов занимают имущественные налоги. Они целенаправленно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемых в процессе НО объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операции по реализации. Поэтому возникает диспозиция, вследствие которой основными собственными налоговыми доходами субъекта, являются налоги взимаемые с имущества. 
Общепризнанно и доказано, что эффективность бюджетных доходов возрастает с увеличением степени децентрализации вследствие того, что на конкретной территории предпринимается больше усилий при мобилизации своих собственных доходов, чем при сборе налогов исключительно для правительства. 
Решение этого вопроса лежит в области совершенствования налогового законодательства. Необходима фискальная децентрализация, то есть наделение количественно и качественно налоговыми полномочиями субъектов. Наличие большого количества собственных доходных источников и прав по управлению ими, при их незначительной роли, не позволяет говорить о финансовой независимости бюджетов субъектов РФ. Т.об., для улучшения финансового положения субъектов РФ, обеспечения устойчивого экономического роста нужно                                                                                                                                
       1) Совершенствование действующего бюджетного и налогового законодательства РФ в области расширения фискальных полномочий региональных органов.                                                           .                                             
       2) Увеличение доли собственных налоговых доходов в бюджетах субъектов РФ.

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов