Сущность, функции и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1.Сущность, функции и виды налогов………………………………………… 4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………….4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………….7
2.Федеральные налоги и сборы: состав и структура…………………………..10
2.1. Общая характеристика основных федеральных налогов………………....10
2.2. Налог на добавленную стоимость..………………………………………...12
2.3. Акцизы………………………………………………………………………..15
2.4. Налог на доходы физических лиц…………………………………………..18
2.5. Взносы во внебюджетные фонды………………………………………..…22
2.6. Налог на прибыль организации……………………………………………..24
2.7. Налог на добычу полезных ископаемых…………………………………...27
2.8. Водный налог………………………………………………………………...35
2.9. Государственная пошлина…………………………………………………..41
2.10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов……………………………….…………….46
3. Состав региональных и местных налогов и сборов…………………….……49
3.1. Региональные налоги…………………………………………………...….…49
3.2. Местные налоги………………………………………………………….……53
4. Проблемы современной налоговой системы…………………………………55
4.1. Противоречивость законодательной базы………………………………….55
4.2. Уклонение от уплаты налогов……………………………………….......….58
4.3. Неполнота выполнение налоговой системой основных функций………...59
4.4. Причины необходимости реформ………………………………..…………60
Заключение…………………………………………………………………………61
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа  месяца, следующего за истекшим налоговым  периодом.

Обязанность представления налоговой декларации у налогоплательщиков возникает начиная с того налогового периода, в котором начата фактическая добыча полезных ископаемых.

Налоговая декларация представляется не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.

 

 

 

2.8. Водный налог

          Водный налог – это один из федеральных налогов, он был введен с 1 января 2005 года вместо Федерального закона "О плате за пользование водными объектами" утратившего силу 31 декабря 2004 года и регламентируется главой 25.2 НК РФ. Порядок исчисления и уплаты налога определен гл. 25.2 Налогового кодекса РФ в отношении специального водопользования. В Водном кодексе под специальным водопользованием понимается использование гражданами и юридическими лицами водных объектов с применением сооружений, технических средств или устройств. Указанная деятельность должна осуществляться только при наличии лицензии на водопользование.

Элементы водного  налога:

  • субъект налогообложения (налогоплательщики);
  • предмет и объекты налогообложения;
  • налоговая база;
  • налоговый период;
  • налоговые ставки;
  • порядок исчисления;
  • порядок и сроки уплаты налога.

Налогоплательщики (глава 25.2, ст. 333.8 НК РФ).

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, осуществляющие специальное и (или) особое водопользование в соответствии с законодательством Российской Федерации. Наряду с организациями и индивидуальными предпринимателями плательщиками водного налога являются и обычные граждане.

Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица, осуществляющие водопользование на основании договоров водопользования или решений о предоставлении водных объектов в пользование, соответственно заключенных и принятых после введения в действие Водного кодекса Российской Федерации.

Объекты налогообложения – различные виды пользования водными объектами.

Налогом облагаются следующие  виды водопользования:

- забор воды  из водных объектов;

- использование  акватории водных объектов, за  исключением лесосплава в плотах  и кошелях;

- использование  водных объектов без забора воды для целей гидроэнергетики;

- использование  водных объектов для целей  лесосплава в плотах и кошелях.

Установлен  закрытый перечень 15 видов, которые  не признаются объектами налогообложения.

Не признаются объектами налогообложения:

1) забор воды  из водных объектов:

- для обеспечения  пожарной безопасности, ликвидации  стихийных бедствий и последствий  аварий;

- для санитарных, экологических и судоходных попусков;

- для обеспечения  работы технологического оборудования  морскими, речными и судами смешанного плавания;

- для орошения  земель сельскохозяйственного (включая  луга и пастбища) назначения, полива  садоводческих, огороднических, дачных, личных подсобных земельных участков;

- для водопоя  и обслуживания скота и птицы,  находящихся в собственности сельхозорганизаций и граждан;

- для рыболовства  и воспроизводства водных биоресурсов;

2) забор из  подземных водных объектов:

- воды, содержащей  полезные ископаемые и (или)  природные лечебные ресурсы, а  также термальных вод;

- шахтно-рудничных  и коллекторно-дренажных вод;

3) использование  акватории водных объектов:

- для плавания  на судах, маломерных плавсредствах,  а также для разовых посадок  (взлетов) воздушных судов;

- для размещения  и стоянки плавсредств, размещения  коммуникаций, зданий, сооружений, установок и оборудования для осуществления деятельности, связанной с охраной вод и водных биоресурсов, защитой окружающей среды от вредного воздействия вод, а также осуществление такой деятельности на водных объектах;

- для проведения  государственного мониторинга водных объектов и других природных ресурсов, а также геодезических, топографических, гидрографических и поисково-съемочных работ;

- для размещения  и строительства гидротехнических  сооружений гидроэнергетического, мелиоративного, рыбохозяйственного, воднотранспортного, водопроводного и канализационного назначения;

- для организованного  отдыха организациями, предназначенными  исключительно для содержания  и обслуживания инвалидов, ветеранов  и детей;

- для рыболовства,  охоты, рыбоводства и воспроизводства водных биоресурсов;

4) использование  водных объектов для проведения  дноуглубительных и других работ,  связанных с эксплуатацией судоходных  водных путей и гидротехнических  сооружений;

5) особое пользование  водными объектами для обеспечения  нужд обороны и безопасности государства.

Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно по каждому виду водопользования и отдельно в отношении каждого водного объекта. Если в отношении объекта установлены различные налоговые ставки, налоговая база определяется применительно к каждой ставке.

А) При заборе воды – объем воды, забранной  из водного объекта за налоговый  период (квартал). Объем забранной  воды рассчитывается на основании показаний  водоизмерительных приборов, отражаемых в журналах первичного учета использования воды в соответствии с приказом МПР РФ от 29.11.2007  №311. При отсутствии приборов – исходя из времени работы и производительности технических средств или исходя из норм водопотребления.

Б) При использовании  акватории водных объектов – площадь предоставленного водного пространства (кроме лесосплава). Площадь предоставленного водного пространства определяется по данным лицензии (договора) на водопользование. При отсутствии таких данных в лицензии (договоре) – по данным технической и проектно- сметной документации.

Налоговым периодом является квартал.

Налоговые ставки  установлены в рублях за единицу налоговой базы в зависимости от вида водопользования и различаются по бассейнам рек, озер, морей и экономическим районам и дифференцируются по видам водопользования (глава 25.2, ст. 333.12 НК РФ).

Порядок исчисления налогоплательщик исчисляет сумму налога самостоятельно в отношении всех видов водопользования. Сумма налога по итогам налогового периода исчисляется как произведение налоговой базы и соответствующей ей налоговой ставки.

Порядок и  сроки уплаты налога

Общая сумма  налога – результат сложения сумм по каждому виду водопользования  – уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом. Поскольку налоговым периодом по водному налогу признан квартал, то предельной датой уплаты налога будет соответственно являться 20 апреля, 20 июля, 20 октября и 20 января.

Налоговая декларация представляется в налоговый орган  по месту нахождения объекта налогообложения. Из этого следует, что налогоплательщик должен встать на учет в налоговый орган как по месту своего нахождения, так и по месту нахождения объекта налогообложения.

Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 НК РФ отнесенные к категории крупнейших, представляют налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

Иностранные лица – плательщики налога в те же сроки представляют копию декларации налоговому органу по местонахождению лицензирующего учреждения.

Стоит отметить, что водный налог уплачивается по местонахождению объекта налогообложения  – соответствующего вида пользования  водным объектом. В то же время глава 25.2 НК РФ не оговаривает решение  вопроса о порядке уплаты налога при нахождении водного объекта на территории нескольких субъектов РФ. В данном случае следует руководствоваться тем, что объектом обложения водным налогом является пользование водным объектом, поэтому уплата налога должна производиться по месту фактического водопользования.

Кроме того, договором  пользования водным объектом, расположенным  на территории нескольких субъектов  РФ, могут быть определены параметры  объекта налогообложения соответствующего субъекта РФ. Этот договор водопользователь заключает со всеми органами исполнительной власти соответствующих субъектов РФ либо с их согласия с одним из этих органов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.9. Государственная пошлина

        На сегодняшний день государственная пошлина регулируется Главой 25.5 Налогового Кодекса Российской Федерации.

Государственная пошлина - сбор, взимаемый с лиц, указанных  в статье 333.17 Налогового Кодекса  РФ, при их обращении в государственные  органы, органы местного самоуправления, иные органы и (или) к должностным  лицам, которые уполномочены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, за совершением в отношении этих лиц юридически значимых действий.

Ранее законодательно определение понятия государственной  пошлины давалось в ст. 1 Закона РФ "О государственной пошлине", согласно которой под государственной  пошлиной понимался установленный  названным Законом обязательный и действующий на всей территории Российской Федерации платеж, взимаемый за совершение юридически значимых действий либо выдачу документов уполномоченными на то органами или должностными лицами.

        Глава 25.3 НК РФ определила правовую природу государственной пошлины – это не просто платеж, а именно сбор, под которым в соответствии с п. 2 ст. 8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Поскольку государственная  пошлина определена Налоговым кодексом РФ как сбор, отличительные признаки сбора характерны и для государственной пошлины. Основными признаками сбора и государственной пошлины являются, прежде всего, те свойства, которые присущи как налогам, так и сборам и пошлинам - это обязательность их уплаты. Следующим признаком государственной пошлины является принудительный характер ее уплаты. По общему правилу государственная пошлина уплачивается до подачи заявлений и иных документов на совершение юридически значимых действий. В этом проявляется добровольный характер уплаты государственной пошлины. Принудительность ее уплаты проявляется в тех последствиях, которые влечет неуплата или неполная уплата государственной пошлины.

Четкого критерия отграничения государственной пошлины  от иных сборов законодателем не установлено. Сборы взимаются за совершение юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий), а государственная пошлина - за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3. Налогового кодекса РФ (выдача документов их копий и дубликатов приравнивается к юридически значимым действиям).

 

Виды государственной  пошлины

 

Виды государственной  пошлины. В зависимости от органа, на которого возложена обязанность  удерживать государственную пошлину, различают государственную пошлину, взимаемую при обращении:

1) в суды общей  юрисдикции, к мировым судьям, в  арбитражные суды, в Конституционный  Суд Российской Федерации и  конституционные (уставные) суды  субъектов Российской Федерации;

2) в нотариальные органы;

3) в органы  записи актов гражданского состояния  (ЗАГСы) и иные уполномоченные  органы;

4) в органы  внутренних дел и другие уполномоченные  органы при совершении действий, связанных с приобретением гражданства  Российской Федерации, выходом  из гражданства Российской Федерации, с въездом в Российскую Федерацию и выездом из Российской Федерации;

5) в федеральные  органы исполнительной власти  по вопросам официальной регистрации  программы для электронных вычислительных  машин, базы данных и топологий  интегральных микросхем;

6) в государственные  учреждения по осуществлению  федерального пробирного надзора;

7) в иные государственные  органы, органы местного самоуправления, иные уполномоченные органы и  (или) к соответствующим должностным  лицам.

На юридически значимые действия государство назначает выплату, которая и называется госпошлиной. Так же госпошлина выплачивается при выдаче документов государственными органами или лицами, имеющими на то от государства должностные полномочия. Госпошлина в Российской Федерации относится к обязательному и действующему на всей территории страны платежу. Собственно в статье 13 Налогового Кодекса разъясняется, что госпошлина относится к федеральным налогам и сборам. И каждый уплачивающий госпошлину, кроме как обычным плательщиком, в этом случае становится также и налогоплательщиком. И это его обязывает в соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса лично платить госпошлину. Уплата госпошлины вместо кого-то другого в Налоговом кодексе не предусмотрена. По виду и названию юридически значимых действий различают многие виды пошлин. В большинстве своем госпошлины это регистрационные и гербовые сборы, а также различающиеся по виду и названию юридических действий пошлины. Как то, таможенные, судебные, биржевые, наследственные, почтовые, патентные и прочие виды пошлин. Расшифруем на примерах таможенных видов пошлин. Итак, таможенная пошлина – государственный налог в соответствии с таможенным тарифом с провозимых через границу страны товаров. По тому, что за вид объекта подлежит обложению, подразделяют на ввозимые или импортные, вывозимые или экспортные и таможенные транзитного вида пошлины. По тому, какой метод применяется для исчисления пошлин, есть классификация, подразделяющая таможенные пошлины на адвалорные, специфического и комбинированного вида таможенные пошлины. Оплачиваемая по адвалорному виду таможенная пошлина начисляется в процентах на таможенную стоимость товаров подлежащих обложению. Оплачиваемая по специфическому виду таможенная пошлина берется с учетом физических характеристик товара: его веса или объема и т.п. Оплачиваемая по комбинированному виду таможенная пошлина соединяет в себе два предыдущих вида таможенного обложения. Различают еще много подвидов пошлины относящихся к таможенному виду. Тут и антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины, и возвратный подвид импортной таможенной пошлины, и дифференциальный вид таможенной пошлины и защитная пошлина. Каждый из этих видов сборов или налогов носит для государства смысловую нагрузку, регулирующую ту или иную экономическую ситуацию. Так антидемпинговый подвид импортной таможенной пошлины облагает товары, цена на которые ниже средних цен мирового рынка. Защитная пошлина необходима для защиты производителей товара внутри страны от конкурирующего давления иностранных производителей. А специальный вид таможенной пошлины государство применяет сверх ставки обычной таможенной пошлины при необходимости в специальных мерах защиты государственных интересов в сфере таможни. Не только в таможенном направлении присутствует госпошлина. Во многих видах юридических отношений мы сталкиваемся с вопросом уплаты госпошлины. Так, например, в ст. 90 и 91 арбитражно-процессуального кодекса описаны случаи, в которых, физические и юридические лица, обратившиеся в арбитражный суд, уплачивают разного вида госпошлину. С уплатой госпошлины также связаны юридические ситуации, которые относятся к сфере регистрации прав на недвижимость. Так при обращении гражданина по вопросу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и каких-либо сделок с ним, и, кроме того, даже за информацией о наличии зарегистрированных прав, за какими то иными документами вместе с заявлением о государственной регистрации своих прав заявитель обязан предъявить документ с отметкой банка об уплате госпошлины. Такие ситуации наблюдаются во многих сферах, где явно или неявно присутствует государство. Оно, таким образом, пополняет казну и регулирует некоторые проблемные вопросы в той или иной сфере экономической деятельности.

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов