Сущность, функции и виды налогов

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 19:46, курсовая работа

Описание работы

В современной России налоговый вопрос занимает особое место. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере. Регионы России обладают различным экономическим потенциалом, характеризуются различной политической ситуацией, что накладывает свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..…2
1.Сущность, функции и виды налогов………………………………………… 4
1.1. Понятие и сущность налогов……………………………………………….4
1.2. Функции налогов…………………………………………………………….7
2.Федеральные налоги и сборы: состав и структура…………………………..10
2.1. Общая характеристика основных федеральных налогов………………....10
2.2. Налог на добавленную стоимость..………………………………………...12
2.3. Акцизы………………………………………………………………………..15
2.4. Налог на доходы физических лиц…………………………………………..18
2.5. Взносы во внебюджетные фонды………………………………………..…22
2.6. Налог на прибыль организации……………………………………………..24
2.7. Налог на добычу полезных ископаемых…………………………………...27
2.8. Водный налог………………………………………………………………...35
2.9. Государственная пошлина…………………………………………………..41
2.10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов……………………………….…………….46
3. Состав региональных и местных налогов и сборов…………………….……49
3.1. Региональные налоги…………………………………………………...….…49
3.2. Местные налоги………………………………………………………….……53
4. Проблемы современной налоговой системы…………………………………55
4.1. Противоречивость законодательной базы………………………………….55
4.2. Уклонение от уплаты налогов……………………………………….......….58
4.3. Неполнота выполнение налоговой системой основных функций………...59
4.4. Причины необходимости реформ………………………………..…………60
Заключение…………………………………………………………………………61
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая налоги.doc

— 269.50 Кб (Скачать)

Содержание.

Введение………………………………………………………………………..…2

1.Сущность, функции и виды налогов………………………………………… 4

1.1. Понятие и сущность  налогов……………………………………………….4

1.2. Функции налогов…………………………………………………………….7

2.Федеральные  налоги и сборы: состав и  структура…………………………..10

2.1. Общая характеристика  основных федеральных налогов………………....10

2.2. Налог на добавленную  стоимость..………………………………………...12

2.3. Акцизы………………………………………………………………………..15

2.4. Налог на доходы  физических лиц…………………………………………..18

2.5. Взносы во внебюджетные фонды………………………………………..…22

2.6. Налог на прибыль  организации……………………………………………..24

2.7. Налог на добычу  полезных ископаемых…………………………………...27

2.8. Водный налог………………………………………………………………...35

2.9. Государственная пошлина…………………………………………………..41

2.10. Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами биологических ресурсов……………………………….…………….46

3. Состав региональных  и местных налогов и сборов…………………….……49

3.1. Региональные налоги…………………………………………………...….…49

3.2. Местные налоги………………………………………………………….……53

4. Проблемы современной  налоговой системы…………………………………55

4.1. Противоречивость законодательной базы………………………………….55

4.2. Уклонение от уплаты налогов……………………………………….......….58

4.3. Неполнота выполнение налоговой системой основных функций………...59

4.4. Причины необходимости реформ………………………………..…………60

Заключение…………………………………………………………………………61

Список литературы

Введение.

 

Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций: социальной, экономической, военно-оборонительной, правоохранительной и т.д. 

  Взимание налогов – древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному процветанию. Как известно, налоги появились с разделением общества на классы и возникновением государственности, как     взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Государство  может  воздействовать  на  ход  экономической  жизни,  лишь

располагая определенными  денежными средствами. Их  должны  предоставить  все заинтересованные в выполнении  функций  государства  стороны  -  граждане  и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е.  обязательных платежей государству.

    С помощью налоговой системы государство активно вмешивается  в  "работу" рынка,  регулирует  развитие  производства,  способствуя  ускоренному  росту одних отраслей или форм собственности и "ухудшению" других.

В современной России налоговый вопрос  занимает  особое  место. Россия - крайне дифференцированная страна, в том числе и в налоговой сфере.  Регионы  России  обладают   различным   экономическим   потенциалом, характеризуются  различной  политической  ситуацией,  что  накладывает  свой "отпечаток" на собираем ость налогов по стране.

 В условиях рыночных  отношений и особенно в переходный  к рынку период налоговая система  является одним из важнейших  экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, равно как и острой критики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Сущность, функции и виды налогов
    1. Понятие и сущность налогов.

Налог - обязательный платеж государству, не связанный с прямым и непосредственным приобретением плательщиком у государства каких бы то ни было благ. При этом термин «налог» употребляется как в узком (собственно налоги), так и в расширительном смысле, включающем также акцизы, сборы, пошлины и другие платежи в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетные фонды, например в пенсионный фонд или в фонд занятости. Совокупность налогов (в расширительном смысле) образует налоговую систему государства. Порядок и условия взимания налогов определяются государством в различных законах о налогах. В настоящее время идет работа над Налоговым кодексом России - сводом всех принципов и правил налогообложения.

Налоги - основная статья пополнения государственного бюджета. Именно из налоговых платежей государство осуществляет значительную часть своих расходов. Налоги тратятся на содержание государственных служащих и государственных учреждений, таких, как аппарат государственного управления, государственные учреждения здравоохранения и образования, армия и милиция и т. п.; на содержание дорожного хозяйства, государственных коммуникаций; выплату пенсий и пособий; ведение войн и т. п.

        По экономическому смыслу налоги делятся на прямые и косвенные.

Прямые налоги взимаются  с физических или юридических  лиц; при этом объектами налогообложения являются доход, прибыль, имущество или подобные им категории. К прямым налогам относятся подоходный налог с физических лиц, налог на прибыль предприятий и организаций, налоги на имущество как физических, так и юридических лиц, налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения, налог на владельцев собак и т. п.К косвенным налогам относятся платежи, сопровождающие различные сделки, например, акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на приобретение автотранспортных средств и т. п. Разница между прямыми и косвенными налогами состоит в том, что в случае прямых налогов основное налоговое бремя несет непосредственно получатель дохода или прибыли либо владелец имущества, а в случае косвенных налогов бремя перекладывается на потребителя (покупателя).

В зависимости от назначения налоги делятся на федеральные, субъектов  Федерации и местные.

Федеральные налоги - налоги, которые устанавливаются законодательными актами Российской Федерации и взимаются  на всей ее территории. Размеры ставок налогов, объекты налогообложения и плательщики федеральных налогов также устанавливаются законодательными актами Российской Федерации. С физических лиц взимаются следующие основные федеральные налоги: подоходный налог, местные налоги ,государственные пошлины, таможенные пошлины. Местные налоги - налоги, сборы от взимания которых зачисляются в местные бюджеты. Из всех местных налогов два (касающиеся физических лиц) взимаются по всей территории РФ: это налог на имущество физических лиц и регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Остальные налоги могут взиматься в одних регионах и не взиматься в других. Важно помнить, что местные органы власти могут не вводить местный налог, предусмотренный законодательством РФ, но никак не наоборот: вводить непредусмотренные налоги нельзя. То же касается налоговых ставок: можно взимать налог по ставке, меньшей установленной законодательством РФ, но нельзя произвольно завышать налоговую ставку. К местным налогам и сборам, которые могут взиматься с физических лиц, относятся:

    • налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;
    • курортный сбор;
    • сбор за право торговли;
    • целевые сборы на содержание милиции, на благоустройство территорий, на образование и на другие цели;
    • налог на транспортные средства;
    • дорожный налог;
    • налог на рекламу;
    • налог на перепродажу автомобилей, вычислительной техники и персональных компьютеров;
    • сбор с владельцев собак;
    • лицензионный сбор за право торговли винно-водочными изделиями;
    • сбор за выдачу ордера на квартиру;
    • сбор за парковку автотранспорта;
    • сбор за право использования местной символики;
    • сбор за участие в бегах на ипподромах (с владельцев лошадей);
    • сбор за выигрыш на бегах;
    • сбор с лиц, участвующих в игре на тотализаторе на ипподроме;
    • сбор за уборку территорий населенных пунктов (с владельцев строений);
    • сбор за открытие игорного бизнеса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Функции налогов.

Рассматривая современную систему налогообложения, можно сделать вывод о том, что на данном этапе налоги выполняют следующие основные функции: фискальную, распределительную (социальную), регулирующую, контрольную, поощрительную.

Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Посредством данной функции реализуется главное предназначение налогов: формирование и мобилизация финансовых ресурсов государства, а также аккумулирование в бюджете средств для выполнения общегосударственных или целевых государственных программ. Все остальные функции налогообложения можно назвать производными по отношению к этой. Во всяком случае, наряду с чисто финансово-фискальными целями налоги могут преследовать и другие цели, например, экономические или социальные. То есть финансовые цели, будучи самыми существенными, не являются исключительными.

Распределительная (социальная) функция налогов состоит в перераспределении общественных доходов между различными категориями населения. Как отмечает профессор Л. Ходов, через налогообложение достигается «поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними".

Иными словами происходит передача средств в пользу более слабых и незащищенных категорий граждан за счет возложения налогового бремени на более сильные категории населения.

По словам шведского экономиста К. Эклунда: «Большая часть государственного производства и услуг финансируется от собранных налогов и затем распределяется более или менее бесплатно среди граждан. Это касается образования, медицинского обслуживания, воспитания детей и ряда других направлений. Цель — сделать распределение жизненно важных средств более равномерным".

В итоге происходит изъятие части дохода одних и передача его другим. Ярким примером реализации фискально-распределительной функции являются акцизы, устанавливаемые, как правило, на отдельные виды товаров и в первую очередь роскоши, а также механизмы прогрессивного налогообложения. В некоторых социально-ориентированных странах (Швеция, Норвегия, Швейцария) почти на официальном уровне признается, что налоги представляют собой плату высокодоходной части населения менее доходной за социальную стабильность.

Регулирующая функция направлена в первую очередь на достижение посредством налоговых механизмов тех или иных задач налоговой политики государства. 

С помощью налогов государство действительно способно создать более или менее благоприятные и конкурентоспособные условия для определенных деловых сфер. В то же время, нельзя забывать, что при этом происходит налоговое подавление других сфер. В связи с этим недооценка, как и переоценка государством социального значения некоторых производств недопустимы, так как в противном случае неизбежно нарушается свобода конкуренции и принцип справедливости.

Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. По словам А. Дадашева, через контрольную функцию налогообложения выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику.

Как отмечает Е. Покачалова, порядок налогообложения может отражать признание государством особых заслуг определенных категорий граждан перед обществом (предоставление налоговых льгот участникам Великой Отечественной войны, Героев СССР и России и т.д.). Однако данная функция представляет собой простое приспособление налоговых механизмов в целях реализации социальной политики государства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Федеральные  налоги и сборы: состав и  структура.

2.1 Общая  характеристика основных федеральных  налогов.

         Налоговое законодательство РФ построено на основе принципа единства финансовой политики государства, проявляющегося, в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. Налоговый кодекс РФ устанавливает три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный. Отнесение каждого вида налогов к тому или иному уровню осуществлено исходя от объема функций и полномочий, реализация которых возложена на государство в целом, субъекты РФ или муниципальные образования. Следует отметить, что независимо от закрепления налогов за определенным уровнем бюджетной системы, принимать решения по конкретным вопросам налогообложения соответствующие законодательные (представительные) органы могут только в пределах своей компетенции.

Уровни налоговой  системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный  бюджет зачисляются только федеральные  налоги, то в региональные и муниципальные  бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Информация о работе Сущность, функции и виды налогов