Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4
Финансовое воздействие на развитие малого бизнеса может быть не только стимулирующим, но и сдерживающим. Эта необходимость возникает прежде всего для регулирования развития районов с высокой концентрацией производства и населения, где неизбежно обострение проблем окружающей природной среды, народонаселения, ресурсообеспечения и др. Повышение налогов в той или иной форме оказывается наиболее эффективным и надежным средством, когда нужно сдержать слишком высокую конъюнктуру. Еще один метод - отмена налоговых льгот. Рассмотрим возможности воздействия налогов на рыночное равновесие.
3) Небольшое число малых предприятий работает в сфере оказания услуг населению. Практически нет малых предприятий, выпускающих продукцию по лицензиям крупных предприятий, как нет их среди субпоставщиков и субподрядчиков крупных предприятий. В развитых странах на этом сегменте рынка работают 70-80 % малых предприятий. Отсутствует интеграция малого и крупного бизнеса, организационными формами которой является финансируемый лизинг, франчайзинг, долгосрочные контракты на поставку комплектующих изделий под определенные финансовые гарантии.
Отмечается неравномерность развития малых предприятий по регионам страны, более половины которых (54,1 %) сосредоточено в Минске. Это говорит о том, что в столице больше развита инфраструктура малого бизнеса, сконцентрированы производственные мощности и квалифицированные кадры. Денежные доходы населения в Минске превышают доходы в других регионах. Большинство малых предприятий сосредоточено в областных городах и крайне редко в районных центрах и сельской местности.
4) Установленный в настоящее время уровень фискальных изъятий практически лишает предпринимательские структуры собственных оборотных средств. Его уровень достиг критической отметки, полное и своевременное исполнение обязательств перед государством становится невыгодным.
Участие в малом и среднем бизнесе открывает доступ к получению юридической, финансовой, консультативной, организационной помощи, в том числе за счет средств государственного бюджета, поэтому для делового мира представляется важным определение критериев отнесения к «малым» и «средним» формам. Установление этих критериев (параметров) призвано способствовать отделению малых и средних предприятий от крупных с тем, чтобы законодательными актами защитить их от рыночной стихии и возможного разорения, определить вероятные варианты оказываемой помощи.
При определении параметров малого бизнеса в той или иной отрасли производится анализ ее структуры. При этом учитывается уровень конкуренции, средний размер фирм, начальные издержки и препятствия при вступлении в отрасль. При этом критерии субъектов малого бизнеса устанавливаются отдельно для каждой отрасли.
5) Различия в уровне и качестве законодательного обеспечения малого предпринимательства в государствах Содружества объективно обусловлены неодинаковыми темпами формирования и развития рыночной экономики, различным опытом разработки и реализации нормативно-правовой базы поддержки предпринимательства, сложившимся отношением общества к этому явлению. Это в полной мере относится и к определениям критериев разграничения субъектов хозяйствования на микро-, малые и средние предприятия. Малое предпринимательство является сферой рыночной экономики, где хозяйствующие субъекты характеризуются малом численностью занятых, низкой капиталоемкостью, гибкостью профиля и быстрым реагированием па технологические новшества, функционируют в условиях повышенного риска и полной экономической ответственности, обеспечивают воспроизводство рыночных отношений с целью получения прибыли через сбалансирование спроса и предложений.
6) В странах с развитой рыночной экономикой малое предпринимательство занимает ведущие позиции в экономике. Самым существенным его фактором (и в этом его отличие от средних и крупных предприятий) является предприниматель, который преимущественно сам участвует в процессе производства, осуществляя профессионально-технические функции, а торговые и организационные обязанности в основном выполняют члены его семьи. При этом для малого предпринимательства характерны следующие признаки:
- самостоятельность;
- способность к достижению индивидуальных, особых результатов;
- совмещение функций предпринимателя, инвестора и управляющего в одном лице;
- преобладание тактических,
краткосрочных решений и
- ограниченность деятельности региональными или рыночными рамками.
Таким образом, критерии выделения малых предприятий определяются национальным законодательством. Основным из них является численность работников, а в ряде стран - также объем годового оборота и балансовой стоимости активов.
7) Представляются целесообразным следующие мероприятия по налоговому стимулированию малого бизнеса:
- установление необлагаемого
налогом минимума доходов (
- налоговые льготы при осуществлении капитальных вложений;
Помимо совершенствования упрощенных систем налогообложения для индивидуальных предпринимателей и субъектов малого предпринимательства должны быть реализованы следующие концептуальные подходы к упрощению общей системы налогообложения:
-запрещение на законодательном уровне вводить налоги, сборы (пошлины) или иные платежи, не предусмотренные налоговым законодательством.
8) Основными направлениями совершенствования общей системы налогообложения в целях усиления ее влияния на стимулирование экономической активности субъектов хозяйствования являются следующие:
а) отмена оборотных платежей, взимаемых непосредственно с выручки от реализации товаров и услуг, сокращение за счет этого количества видов налогов и сборов, а также снижение фискальной нагрузки на субъекты хозяйствования;
б) трансформация моделей начисления и механизмов взимания социальных платежей в направлении стимулирования высокого уровня заработной платы и легализации всех других доходов физических лиц посредством внедрения регрессивных ставок платежей и персонификации системы пенсионного и социального обеспечения;
в) исключение практики применения индивидуальных льгот по всем применяемым налогам и сборам.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах
Страна |
Критерии отнесения |
США |
Для большинства отраслей обрабатывающей промышленности и добычи полезных ископаемых - это численность работников до 500 чел.; непроизводственных отраслей – годовой доход до 6 млн долл. |
ЕС |
- численность наемных работников – менее 250 чел.; - годовой валовой оборот - не выше 40 млн евро и (или) балансовая стоимость активов - не более 27 млн евро; - экономически самостоятельными. |
РФ |
- основная цель – извлечение прибыли; - в уставном капитале
доля участия Российской - критерий численности: а) в промышленности, строительстве, на транспорте - 100 человек; б) в сельском хозяйстве и научно-технической сфере-60 человек; в) в оптовой торговле – 50 человек; г) в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек; д) в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности 50 чел. |
Украина |
- физические лица, зарегистрированные
в установленном законом - юридические лица - субъекты предпринимательской деятельности любой организационно-правовой формы и формы собственности, у которых среднеучетная численность работающих за отчетный период (календарный год) не превышает 50 человек, а объем годового валового дохода- 500 тыс. евро. |
Примечание ¾ Источник: собственная разработка.
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями
Налоги и сборы, не уплачиваемые при применении упрощенной системы |
Налоги и сборы, уплачиваемые при применении упрощенной системы |
- Налоги,
сборы (пошлины), отчисления в
государственные целевые - Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной собственности, арендодателями которых являются сельские, поселковые, районные, Минский городской и городские (городов областного подчинения) исполнительные комитеты |
1. налоги, сборы (пошлины), взимаемые при ввозе (вывозе) товаров на таможенную территорию Республики Беларусь; 2. государственная пошлина; 3. патентные пошлины; 4. консульский сбор; 5. оффшорный сбор; 6. гербовый сбор; 7. сбор при ввозе на территорию Республики Беларусь озоноразрушающих веществ; 8. сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования Республики Беларусь; 9. сбор за выдачу разрешений на проезд автомобильных транспортных средств Республики Беларусь по территориям иностранных государств; 10. налог на прибыль в отношении: - дивидендов и приравненных к ним доходов; - прибыли, полученной от 11. обязательные страховые взносы и иные платежи в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь; 12. НДС, за исключением организаций с численностью работников в среднем за период с начала года по отчетный период включительно не более 15 человек и индивидуальных предпринимателей, если размер их валовой выручки нарастающим итогом с начала года составляет не более 1 090 000 000 белорусских рублей; 13. налог на недвижимость со стоимости принадлежащих индивидуальным предпринимателям зданий и сооружений (их частей), не используемых в предпринимательской деятельности; 14. земельный налог, арендная плата за землю, налога на недвижимость для некоммерческих организаций (за исключением республиканских государственно-общественных объединений). |
Примечание ¾ Источник: [32].
ПРИЛОЖЕНИЕ В
Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот
Показатель |
Декрет № 9 "О некоторых
вопросах регулирования предпринимательс |
Декрет № 1 "О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг) |
Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) |
1 |
2 |
3 |
4 |
Категория плательщиков |
Организации, филиалы, представительства, иные обособленные подразделения юридических лиц, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо иной банковский счет и индивидуальные предприниматели. |
Коммерческие организации, коммерческие организации с иностранными инвестициями. |
Организации и индивидуальные предприниматели. |
Место нахождение |
Сельские населенные пункты |
Населенные пункты с численностью населения до 50 тысяч человек согласно перечню *, утверждаемому Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь. ____________________ * - Перечень населенных
пунктов утвержден |
Без ограничения. |
Льготы |
С 01 января 2008 г. по 31 декабря 2012г.: - освобождаются от
уплаты налога на прибыль ( - уплачивают государственную
пошлину за выдачу |
Вправе в течение пяти лет со дня их создания не начислять и не уплачивать: - налог на прибыль
и сбор в республиканский фонд
поддержки производителей - иные налоги и сборы*
(за исключением налога на |
1. Ставка налога при
упрощенной системе 8 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость; 6 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость; 15 процентов – для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовый доход. 2. Для организаций
и индивидуальных |