Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4
Размер налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району в динамике можно проанализировать на основе данных рисунка 2.7 и рисунка 2.8:
Рисунок 2.7 — Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (организации), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].
Налоговые поступления
от организаций – плательщиков применяющих
общеустановленную систему
Рисунок 2.8 — Налоговые поступления от субъектов малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].
Налоговые поступления от индивидуальных предпринимателей – плательщиков уплачивающих единый налог возросли в 2010 году на 643,630 млн руб. или 73,72 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 431,542 млн руб. или 28,45 %. Налоговые поступления от плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, упали в 2010 году на 307,786 млн руб. или 16,18 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году возросли на 126,390 млн руб. или 7,92 %. Налоговые поступления от плательщиков, применяющих УСН, возросли в 2010 году на 61,119 млн руб. или 5,88 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 353,037 млн руб. или 31,61 % (рисунок 2.8).
На основе данных, представленных на рисунке 2.9 (организации) проанализируем налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району.
Рисунок 2.9 — Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства (организации), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].
Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, снизилась в 2010 году на 3,59 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,18 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих УСН, снизилась в 2010 году на 4,88 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,84 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, уплачивающих единый налог для производителей с/х продукции, снизилась в 2010 году на 5,51 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,72 % (рисунок 2.9).
На основе данных, представленных на рисунке 2.10 (индивидуальные предприниматели) проанализируем налоговую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, состоящих на учете в инспекции МНС Республики Беларусь по Дзержинскому району.
Рисунок 2.10 — Налоговая нагрузка на субъекты малого предпринимательства (индивидуальные предприниматели), состоящих на учете в ИМНС РБ по Дзержинскому району
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [39].
Налоговая нагрузка на индивидуальных предпринимателей – плательщиков, уплачивающих единый налог, возросла в 2010 году на 0,98 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 1,05 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих общеустановленную систему налогообложения, снизилась в 2010 году на 2,7 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,91 %. Налоговая нагрузка на плательщиков, применяющих УСН, снизилась в 2010 году на 0,87 %, а за десять месяцев 2011 по отношению к 2010 году на 0,09 % (рисунок 2.10).
В связи с проводимыми государством реформами в сфере налоговой, кредитной политики, наблюдается рост количества субъектов малого бизнеса. Это происходит также в связи с тем, что государство разрабатывает программы по поддержке малого предпринимательства. В соответствии с проведенным анализом количества плательщиков, состоящих на учете в ИМНС Республики Беларусь по Дзержинскому району, большинство применяет упрощенную систему налогообложения, что свидетельствует о положительном влиянии закрепленных норм.
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса
3.1 Проблемы
в сфере налогообложения
В аспекте проведения эффективной налоговой политики большое значение имеет обоснование той оптимальной доли изъятий доходов предприятий в бюджет, при которой достигается сочетание интересов государства и плательщиков и которая не препятствует экономическому прогрессу. Эмпирическим путём установлено, что если уровень налоговой нагрузки на доходы предприятий превышает 35 %, то возникают стагнация производства, затем его спад, так как сокращаются капитальные вложения и нарушается воспроизводственный цикл. С учётом данного положения анализ уровня налогового давления на экономику, его оценка и обоснованные выводы имеют важнейшее значение для принятия эффективных решений в вопросах налоговых отношений. В опубликованных разными ведомствами аналитических материалах приводятся цифровые данные о размерах налоговых изъятий в государственный бюджет и во внебюджетные фонды. Но если ориентироваться даже на наименьшие из них, представленные Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, то налоговая нагрузка остается на достаточно высоком уровне, о чем свидетельствует и динамика данного показателя.
Таким образом, важным отличием налоговой системы Республики Беларусь являются существенные расхождения в налоговой структуре. Если в экономически развитых странах основная доля доходов бюджета (от 50 до 70 %) приходится на прямые налоги (индивидуальный подоходный налог, налог на прибыль корпораций, взносы на социальное страхование и имущественные налоги), то в РБ основную долю доходов бюджета (70-75 %) составляют косвенные налоги (НДС, акцизы), то есть налоги на потребление, многие из которых оказывают наиболее сильное искажающее давление на производство и инвестиции [35, c. 21].
Учитывая способы и
возможности переложения
Кроме того, применяемые в этих системах модели косвенных налогов (а это только НДС или идентичный ему налог с розничных продаж, а в США и акцизы) также построены таким образом, чтобы не мешать, а способствовать росту производства и инвестиций, и никогда не предусматривают в качестве объекта налогообложения общую стоимость продаж (выручку от реализации).
Таким образом, налоговая система Республики Беларусь пока имеет в своей основе малоэффективный налоговый механизм, который, опираясь на преобладание косвенной формы налогообложения, высокие налоговые ставки и уровень изъятия доходов, неравномерность распределения налогового бремени, сужающуюся налоговую базу, с одной стороны, недостаточно обеспечивает требуемую доходность бюджета, а с другой – отрицательно воздействует на инвестиционную активность налогоплательщиков.
Совершенствование налогов в разных государствах является непрерывным процессом, обусловленным изменениями экономических условий. Стабильными остаются лишь налоговые традиции. Корректировке периодически подвергаются налогооблагаемая база, ставки налогов, льготы. Иными словами, налоговые системы являются отражением налоговой политики государств, которая проводится в реальных экономических условиях и должна быть максимально эффективной.
Трансформация налоговой системы в Республике Беларусь осуществляется на стадии расширения рыночных отношений. Это и должно стать отправным пунктом при проведении налоговой политики.
Поэтому первый этап реконструкции
налоговой системы связывается
с преобразованием
Одновременно в целях укрепления финансовой системы государства необходимо реализовать комплекс мер по оптимизации всех государственных обязательств, повышению результативности бюджетных расходов на основе совершенствования форм и процедур их финансирования. Главной задачей в этой области является завершение программно-целевого метода бюджетного планирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь выделяемых бюджетных ресурсов с достижением конкретных результатов деятельности государственных органов и бюджетных организаций.
Государство должно сконцентрировать ресурсы на выполнении своих базовых функций, обеспечить устойчивость бюджетной системы, а также прозрачность процедур планирования, исполнения и оценки результатов бюджетных расходов.
Развитие налогов определяется таким объективным фактором, как необходимость государственного вмешательства в процесс формирования всех производственных отношений.
Противоречие между
потребностями в налоговых
Для того чтобы по возможности устранить существующие недостатки налогообложения республики необходимо придерживаться принципов рациональной налоговой политики:
- простота. Установление
налога и его сбор не должны
сопровождаться применением мно
- фискальная эффективность.
Расходы государства и
- блокирование тенденции
к уклонению от уплаты налогов.
- универсальность. Ставки
налогообложения и нормативы
распределения доходов между
бюджетами разного уровня
-защищенность доходов не только бюджета, но и плательщиков от инфляции. Действующая система налогообложения учитывает фактор инфляции только в интересах бюджета.
Важную роль в налогообложении
предпринимательской
Основными характеристиками новой налоговой системы должны стать либеральность, нейтральность и справедливость налоговой реформы. Достижение этих качественных характеристик невозможно без отмены многочисленных необоснованных и бессистемных льгот, поскольку льготный режим для одних налогоплательщиков неизбежно означает дополнительное налоговое бремя для других.