Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4
Однако согласно статье 10 Налогового кодекса существуют и особые режимы налогообложения. ИП применяют следующие из них [32]:
налог при упрощенной системе налогообложения;
Эти специальные режимы объединяет то, что предприниматели, применяющие их, освобождаются в соответствии с законодательством от уплаты некоторых налогов. Однако при всех режимах налогообложения ИП должен уплачивать НДС и акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси из России.
Отметим, что если ИП осуществляет несколько видов деятельности и для них предусмотрен различный порядок налогообложения, то он обязан вести раздельный учет по каждому такому виду деятельности, а также уплачивать налоги, предусмотренные каждой системой налогообложения.
Подробнее каждый из названных
налоговых режимов будет
Прежде чем перейти к рассмотрению систем налогообложения субъектов малого предпринимательства, отметим, что ИП может быть не только плательщиком налогов (то есть платить налоги по своей деятельности), но и налоговым агентом. Определение этого термина приведено в статье 23 Налогового кодекса: налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).
ИП выступает налоговым агентом при исчислении следующих налогов:
ИП – налоговый агент по каждому плательщику обязан вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин).
Также ИП является налоговым агентом при исчислении подоходного налога с займов, кредитов, выданных физическим лицам. Однако этот налог отличается от вышеперечисленных тем, что ИП – налоговый агент должен его исчислить и перечислить в бюджет за счет собственных средств.
Порядок исчисления и уплаты подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен главой 16 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с учетом изменений и дополнений).
Налоговая база для расчета подоходного налога определяется нарастающим итогом с начала налогового периода (календарного года) как разница между суммой доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в денежной и натуральной форме (далее – доходы от реализации), и суммой вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).
К доходам от осуществления предпринимательской деятельности относятся доходы от реализации, а также внереализационные доходы.
В доходы от реализации, в частности, включаются [32]:
В состав доходов от внереализационных операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в виде:
Налоги (сборы), которые обязаны платить ИП, уплачивающие налоги в общем порядке, наглядно можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 ¾ Схема уплаты налогов в общеустановленном порядке
Примечание — Источник: собственная разработка.
При определении налоговой базы для исчисления подоходного налога принимаются в расчет расходы (профессиональные налоговые вычеты). Состав расходов и порядок их исключения из доходов определены Правилами предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности, утвержденными Указом от 03.04.2007 № 162 [32].
Если предприниматель
не может документально
Применять упрощенную систему вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 9 000 000 000 белорусских рублей.
Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями, рассмотрены в таблице Приложения Б.
Уплата налога при
упрощенной системе не освобождает
республиканские и коммунальные
унитарные предприятия, имущество
которых находится на праве хозяйственного
ведения, хозяйственные общества, в
отношении которых Республика Беларусь либо ее
административно-
Ставки налога при упрощенной системе рассмотрены в таблице 1.1.
Таблица 1.1 ¾ Ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства
Ставка налога |
Показания для применения |
8 % |
для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог на добавленную стоимость |
6 % |
для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог на добавленную стоимость; |
3 % |
для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки от реализации товаров за пределы Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Президентом Республики Беларусь; |
15 % |
для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [32].
Объектом налогообложения признается осуществление предпринимательской деятельности [32]. Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций.
Применение организациями
и индивидуальными
1) численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек;
2) валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила белорусских рублей;
3) ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы;
4) при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 3 400 000 000 белорусских рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой налога на добавленную стоимость.
Налоговым периодом признается календарный год. При этом отчетным периодом является:
Сумма налога при упрощенной системе определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.
Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.
Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.