Специальные налоговые режимы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4

Работа содержит 1 файл

диплом наташа.doc

— 1.66 Мб (Скачать)

Однако согласно статье 10 Налогового кодекса существуют и  особые режимы налогообложения. ИП применяют  следующие из них [32]:

налог при упрощенной системе налогообложения;

  1. единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц;
  2. единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции;
  3. налог на игорный бизнес;
  4. налог на доходы от осуществления лотерейной деятельности;
  5. налог на доходы от проведения электронных интерактивных игр;
  6. сбор за осуществление ремесленной деятельности;
  7. сбор за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

Эти специальные режимы объединяет то, что предприниматели, применяющие их, освобождаются в  соответствии с законодательством  от уплаты некоторых налогов. Однако при всех режимах налогообложения ИП должен уплачивать НДС и акцизы при ввозе товаров на таможенную территорию Беларуси из России.

Отметим, что если ИП осуществляет несколько видов деятельности и  для них предусмотрен различный  порядок налогообложения, то он обязан вести раздельный учет по каждому такому виду деятельности, а также уплачивать налоги, предусмотренные каждой системой налогообложения.

Подробнее каждый из названных  налоговых режимов будет рассмотрен далее.

Прежде чем перейти  к рассмотрению систем налогообложения субъектов малого предпринимательства, отметим, что ИП может быть не только плательщиком налогов (то есть платить налоги по своей деятельности), но и налоговым агентом. Определение этого термина приведено в статье 23 Налогового кодекса: налоговым агентом признается юридическое или физическое лицо, которое является источником выплаты доходов плательщику и на которое в силу налогового законодательства возлагаются обязанности по исчислению, удержанию у плательщика и перечислению в бюджет налогов, сборов (пошлин).

ИП выступает налоговым  агентом при исчислении следующих  налогов:

  • налога на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в Беларуси через постоянное представительство;
  • подоходного налога с доходов иностранных граждан и лиц без гражданства, которые являются налоговыми резидентами той страны, гражданами которой они являются, от источников в Беларуси;
  • подоходного налога с доходов граждан РБ, иностранных граждан и лиц без гражданства, налоговых резидентов РБ.

ИП – налоговый агент по каждому плательщику обязан вести учет начисленных и выплаченных доходов, удержанных и перечисленных в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин), представлять в налоговые органы документы и сведения, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления в бюджет соответствующих налогов, сборов (пошлин).

Также ИП является налоговым  агентом при исчислении подоходного  налога с займов, кредитов, выданных физическим лицам. Однако этот налог отличается от вышеперечисленных тем, что ИП – налоговый агент должен его исчислить и перечислить в бюджет за счет собственных средств.

          Порядок исчисления и уплаты подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен главой 16 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с учетом изменений и дополнений).

Налоговая база для расчета  подоходного налога определяется нарастающим  итогом с начала налогового периода (календарного года) как разница  между суммой доходов, полученных от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности в денежной и натуральной форме (далее – доходы от реализации), и суммой вычетов (стандартных, социальных, имущественных и профессиональных).

К доходам от осуществления предпринимательской деятельности относятся доходы от реализации, а также внереализационные доходы.

В доходы от реализации, в частности, включаются [32]:

  1. деньги, поступившие на счета в банки, в небанковские кредитно-финансовые организации или в кассу предпринимателя:
  • за реализованные товары, иное имущество, включая основные средства, в том числе используемые при осуществлении видов предпринимательской деятельности, по которым уплачивается единый налог;
  • за переданные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, нематериальные активы;
  • за выполненные работы, оказанные услуги;
  1. деньги за реализованные товары, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, выполненные работы, оказанные услуги, оплаченные организациями и (или) физическими лицами третьим лицам в интересах предпринимателя;
  1. доходы по операциям с ценными бумагами и операциям с финансовыми инструментами срочного рынка, базисным активом по которым являются ценные бумаги, определяемые в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона о подоходном налоге;
  2. деньги в виде вознаграждений и (или) других платежей по договорам поручения, комиссии или консигнации либо иным аналогичным договорам, поступившие индивидуальному предпринимателю;
  3. стоимость товаров, выполненных работ, оказанных услуг, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, полученных от организаций и (или) физических лиц в натуральной форме за реализованные товары (за исключением полученных в рамках исполнения товарообменных договоров), выполненные работы, оказанные услуги, имущественные права на объекты интеллектуальной собственности;
  4. стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, переданных имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности при прекращении обязательства перед индивидуальным предпринимателем по выплате (выдаче) ему дохода, в том числе в результате прощения долга, уступки индивидуальным предпринимателем права требования другому лицу;
  5. стоимость товаров, переданных в счет погашения задолженности по оплате труда физическим лицам, привлекаемым по трудовым и гражданско-правовым договорам;
  6. стоимость товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, переданных индивидуальным предпринимателем в счет погашения его задолженности перед организациями и индивидуальными предпринимателями;
  7. суммы полученных векселей за отгруженные индивидуальными предпринимателями товары, переданные имущественные права на объекты интеллектуальной собственности, выполненные работы, оказанные услуги;
  8. суммы недостачи, хищения и порчи товаров сверх норм естественной убыли;
  9. иные доходы, связанные с производством и реализацией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.

В состав доходов от внереализационных  операций включаются доходы, поступившие в собственность плательщика от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции, товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в том числе в виде:

  1. штрафов, пеней, неустоек и других видов санкций за нарушение договорных обязательств, а также сумм, полученных в результате возмещения убытков, возникших в результате неисполнения либо ненадлежащего исполнения договорных обязательств при осуществлении предпринимательской деятельности;
  2. положительных курсовых разниц, образующихся вследствие отклонения курса продажи (покупки, конверсии) иностранной валюты от официального курса, установленного Нацбанком на дату продажи (покупки, конверсии);
  3. стоимости излишков имущества, выявленных при инвентаризации;
  4. стоимости имущества, полученного на возвратной или условно возвратной основе (заем, задаток и др.) на день, следующий за днем,
  5. установленным для возврата имущества, в случае, если такой возврат не был произведен;
  6. процентов по банковским счетам, вкладам (депозитам), которые используются при осуществлении предпринимательской деятельности (кроме доходов за хранение денег в банке, полученных при осуществлении видов деятельности, по которым ИП являются плательщиками единого налога, налога на игорный бизнес, а также применяют упрощенную систему налогообложения);
  7. пособий по временной нетрудоспособности (в том числе пособия по уходу за больным ребенком), выплачиваемых индивидуальным предпринимателям из ФСЗН;
  8. стоимости безвозмездно полученного имущества (товаров), за исключением полученного физическим лицом от унитарного предприятия, учредителем которого выступает это физическое лицо, имущества (товаров), ранее переданного этому унитарному предприятию;
  9. стоимости (сумм) безвозмездно полученных товаров (работ, услуг), денежных средств, иных ценностей (в том числе основных средств, товарно-материальных ценностей, нематериальных активов, ценных бумаг);
  10. платы, поступившей за участие в торгах (тендере);
  11. других доходов, поступивших в собственность ИП, от операций, не связанных с производством и реализацией товаров, имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, выполнением работ, оказанием услуг.

Налоги (сборы), которые  обязаны платить ИП, уплачивающие налоги в общем порядке, наглядно можно представить в виде следующей схемы (рисунок 1.1).

 

 

 

 

Рисунок 1.1 ¾  Схема уплаты налогов в общеустановленном порядке

Примечание — Источник: собственная  разработка.

 

При определении налоговой  базы для исчисления подоходного  налога принимаются в расчет расходы (профессиональные налоговые вычеты). Состав расходов и порядок их исключения из доходов определены Правилами предоставления налоговых вычетов из подлежащих налогообложению доходов физических лиц, связанных с осуществлением индивидуальными предпринимателями и приравненными к ним для целей налогообложения лицами (частными нотариусами) предпринимательской деятельности, утвержденными Указом от 03.04.2007 № 162 [32].

Если предприниматель  не может документально подтвердить  свои расходы, связанные с извлечением  доходов от предпринимательской  деятельности, он может уменьшить  налоговую базу на 10% общей суммы  доходов, полученных от предпринимательской деятельности (глава 16 Налогового Кодекса Республики Беларусь (Особенная часть) от 29.12.2009 № 71-З (с учетом изменений и дополнений)).

Применять упрощенную систему  вправе при одновременном соблюдении критериев средней численности работников и валовой выручки в течение первых девяти месяцев года, предшествующего году, с которого претендуют на ее применение, организации с численностью работников в среднем за указанный период не более 100 человек, индивидуальные предприниматели, если размер их валовой выручки составляет не более 9 000 000 000 белорусских рублей.

Перечень  налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями, рассмотрены в таблице Приложения Б.

Уплата налога при  упрощенной системе не освобождает  республиканские и коммунальные унитарные предприятия, имущество  которых находится на праве хозяйственного ведения, хозяйственные общества, в  отношении которых Республика Беларусь либо ее административно-территориальная единица, обладая акциями (долями в уставных фондах) или иным, не противоречащим законодательству образом, может определять решения, принимаемые этими хозяйственными обществами, от перечисления в соответствии с законодательством части прибыли (дохода) в республиканский и (или) местные бюджеты.

Ставки налога при  упрощенной системе рассмотрены  в таблице 1.1.

 

Таблица 1.1 ¾  Ставки налога при применении упрощенной системы налогообложения для субъектов малого предпринимательства

 

Ставка налога

Показания для применения

8 %

для организаций и индивидуальных предпринимателей, не уплачивающих налог  на добавленную стоимость

6 %

для организаций и индивидуальных предпринимателей, уплачивающих налог  на добавленную стоимость;

3 %

для организаций и индивидуальных предпринимателей в отношении выручки  от реализации товаров за пределы  Республики Беларусь, если иное не предусмотрено  Президентом Республики Беларусь;

15 %

для организаций и индивидуальных предпринимателей, использующих в качестве налоговой базы валовой доход


 

Примечание — Источник: собственная разработка на основе [32].

 

Объектом  налогообложения признается осуществление  предпринимательской деятельности [32]. Налоговой базой признается валовая выручка, определяемая как сумма выручки, полученной за отчетный период организациями и индивидуальными предпринимателями от реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, и доходов от внереализационных операций.

Применение организациями  и индивидуальными предпринимателями упрощенной системы прекращается, и они осуществляют исчисление и уплату налогов, сборов (пошлин) и отчислений в бюджет либо государственные внебюджетные фонды, арендной платы за землю в общем порядке начиная с месяца, следующего за отчетным периодом, в котором:

1) численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно, превысила 100 человек;

2) валовая выручка нарастающим итогом в течение календарного года превысила белорусских рублей;

3) ими принято решение об отказе от применения упрощенной системы;

4) при применении упрощенной системы без уплаты налога на добавленную стоимость численность работников организации в среднем за период с начала года по отчетный период включительно превысила 15 человек и (или) валовая выручка организаций и индивидуальных предпринимателей нарастающим итогом в течение календарного года составила более 3 400 000 000 белорусских рублей. Такие организации и индивидуальные предприниматели также вправе перейти на применение упрощенной системы с использованием в качестве налоговой базы валовой выручки с уплатой налога на добавленную стоимость.

Налоговым периодом признается календарный год. При этом отчетным периодом является:

  •   календарный месяц  – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему с уплатой налога на добавленную стоимость;
  • календарный квартал  – для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему без уплаты налога на добавленную стоимость.

Сумма налога при упрощенной системе определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.

Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему, не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, представляют в налоговые органы по месту постановки на учет налоговую декларацию (расчет) по налогу при упрощенной системе.

Уплата налога в бюджет при упрощенной системе производится не позднее 22-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

Организации и индивидуальные предприниматели имеют право на применение упрощенной системы с начала календарного года, за исключением организаций и индивидуальных предпринимателей, прошедших государственную регистрацию в году, в котором они начинают применять эту систему. Такие организации и индивидуальные предприниматели вправе применять упрощенную систему начиная со дня их государственной регистрации при условии, если списочная численность работников организации не превышает 100 человек.

Информация о работе Специальные налоговые режимы