Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 11:29, дипломная работа
Цель работы: на основе анализа методологических основ государственного регулирования малого бизнеса Республики Беларусь в современных рыночных условиях выработать практические рекомендации по совершенствованию финансовых отношений с целью реализации государственной поддержки данного сектора экономики.
Введение…………………………………………………………………………..
1 Методологические основы налогообложения малого бизнеса…………………………………………………………………………….
1.1 Сущность, содержание налогов, принципы налогообложения малого предпринимательства……………………………………………………………
1.2 Эволюция налогообложения малого предпринимательства………………
1.3 Механизм налогообложения малого бизнеса……………………………………………………..……………………..
2 Характеристика налогообложения малого бизнеса в Республике Беларусь…………………………………………………………………………
2.1 Формирование системы налогообложения малого предпринимательства…...…………………………………………………….....
2.2 Анализ налоговых поступлений от субъектов малого бизнеса (на примере инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Дзержинскому району) …………………………………………
3 Направления совершенствования налогообложения малого бизнеса……………………………………………………………………….……
3.1 Проблемы в сфере налогообложения малого бизнеса …………………….
3.2 Налоговое стимулирование малого бизнеса………………………………..
Заключение……………………………………………………………………….
Список использованных источников…………………………………………...
Приложение А. Критерии отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса в различных странах………………………………….
Приложение Б. Перечень налогов и сборов, уплачиваемых малыми предприятиями при применении упрощенной системы налогообложения, и налоги и сборы, не уплачиваемые малыми предприятиями………………………………………...
Приложение В. Сравнительная таблица условий применения преференций и льгот……………………………………………………………
Приложение Г. Условия предоставления налогового кредита для субъектов малого бизнеса в различных странах в 2007-2008гг…………
Приложение Д. Налоговая нагрузка на плательщиков - субъектов малого предпринимательства за период с 2009 года по октябрь 2011 года……………………………………………………………..
4
Организации и индивидуальные предприниматели, изъявившие желание перейти на упрощенную систему, должны с 1 октября по 30 ноября года, предшествующего году, в котором они претендуют на применение указанной системы, представить в налоговый орган заявление о переходе на упрощенную систему, содержащее информацию о размере валовой выручки за первые девять месяцев текущего года, о численности работников организации в среднем за этот период, а также о выбранной налоговой базе.
Выбранная организациями
и индивидуальными
Организации и индивидуальные
предприниматели, перешедшие на общий
порядок налогообложения в
Вышеприведенные данные свидетельствуют о том, что УСН, применяемая в Республике Беларусь, по ряду показателей является более универсальной и гибкой в сравнении с подобными режимами, применяемыми в других государствах Таможенного союза. В пользу такого вывода свидетельствуют критерии валовой выручки и численности работников, которые в нашей республике самые высокие, число налогов, уплату которых заменяет УСН (также самое большое в сравнении с Российской Федерацией и Казахстаном), а также разнообразие налоговых ставок, с одной стороны, позволяющее государству стимулировать развитие субъектов малого бизнеса в определенных регионах, а с другой – оптимизировать налоговую нагрузку определенным плательщикам.
В течение всего периода действия УСН как в целом по республике, так и по отдельным регионам наблюдается устойчивый рост количества субъектов хозяйствования, применяющих эту систему.
Так, по статистическим данным, по состоянию на 1 августа 2011 года на территории республики зарегистрировано 117 322 субъекта хозяйствования, применяющих УСН, что на 12,5% больше, чем по состоянию на 1 января 2011 года (104 241 плательщик), и на 49,1% больше, чем по состоянию на 1 января 2010 года (78 710 плательщиков).
Постоянно увеличивается и удельный вес субъектов хозяйствования, применяющих УСН, в общем числе субъектов хозяйствования, и на 1 августа 2011 года составляет 30,3%, в то время как на 1 января 2009 года этот показатель составлял 10,2%.
Организации занимают 39,8% (46673) в составе применяющих УСН. При этом из общего числа организаций – субъектов малого предпринимательства УСН применяют 51,6%.
Вместе с тем в целях дальнейшего создания максимально комфортных условий ведения бизнеса для всех уровней работа по совершенствованию УСН продолжается.
Так, Указом Президента Республики Беларусь от 11 августа 2011 г. N 358 "О стимулировании реализации товаров" с 1 апреля 2011 г. для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН, установлена ставка налога в размере 2% в отношении выручки от реализации за пределы Республики Беларусь товаров (работ, услуг), имущественных прав на объекты интеллектуальной собственности, в то время как на основании статьи 289 НК РБ ставка налога в размере 3% от валовой выручки была установлена только в отношении выручки от реализации товаров и услуг за пределы Республики Беларусь.
Пожалуй, самым свежим примером может стать разработка новых положений применения упрощенной системы налогообложения (УСН). Нынешние условия ее применения можно назвать самыми либеральными на территории СНГ. Впрочем, и некоторые другие страны не могут похвастаться столь высоким порогом применения упрощенных систем налогообложения. Так, если в Беларуси малый бизнес может не уплачивать НДС при размере валовой выручки, составляющей 3,4 млрд руб. в год, то в Великобритании (при пересчете на белорусские рубли по состоянию на март 2011 г.) этот показатель составляет 340 млн руб., в Швейцарии – 310 млн руб., Литве – 120 млн руб., Украине – 112 млн руб., Латвии – 60 млн руб., Хорватии – 51 млн руб.
Уже сегодня основные налоги уплачиваются по годовым налоговым декларациям. Так, плательщики НДС вправе самостоятельно выбирать, ежемесячно уплачивать этот налог или ежеквартально. А имея на руках деньги, плательщику проще планировать свой бизнес, инвестировать в его развитие. В других странах обычно устанавливается критерий, при соблюдении которого происходит переход на уплату налога раз в три месяца.
Все новые нормативные
правовые акты в области налогообложения
в последнее время принимаются
исключительно в целях
В соответствии с Указом
Президента Республики Беларусь от 18 июня
2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию
предпринимательской
Для производства и (или) реализации товаров, а также выполнения работ, оказания услуг одновременно индивидуальный предприниматель вправе использовать не более четырех торговых объектов (торговых мест на торговых объектах в совокупности, являющихся самостоятельными торговыми объектами), торговых мест на рынках, объектов, в которых индивидуальные предприниматели оказывают услуги (выполняют работы) потребителям, включая транспортные средства, применяемые для перевозок пассажиров и грузов на основании специального разрешения (лицензии), иных объектов, используемых для осуществления предпринимательской деятельности (для хранения товаров, их переработки и др.) [36].
Плательщиками единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц являются:
1) индивидуальные
2) индивидуальные
- в магазине, торговая и общая площади которого не превышают соответственно 15 и 100 кв. метров (включительно);
- на торговых местах на рынках, в расположенном на торговом месте ином торговом объекте, общая площадь которого не превышает 100 кв. метров (включительно).
При этом общая площадь каждого из используемых объектов для производства, переработки и хранения товаров, предназначенных для торговли в магазине, ином торговом объекте, торговом месте на рынке, не может превышать 100 кв. метров (включительно);
- с использованием торговых автоматов, при развозной и разносной торговле, а также в предусмотренных законодательством формах, осуществляемых без наличия торгового объекта.
Плательщики единого налога освобождаются от уплаты:
- подоходного налога с физических лиц на доходы, получаемые ими при осуществлении видов деятельности, перечисленных в перечне;
- налога на
добавленную стоимость, за
- налога за использование природных ресурсов (экологического налога);
Процентное понижение ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг) рассмотрено в таблице 1.2.
Таблица 1.2 ¾ Процентное понижение ставок единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц, осуществляющих реализацию товаров (работ, услуг)
Процентное понижение ставок |
Показания для применения |
на 25 % в первые три
месяца, начиная с месяца, в котором
индивидуальным предпринимателем начата
предпринимательская деятельнос |
для физических лиц, впервые зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей |
на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу |
плательщиков единого налога, достигших возраста: мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет, независимо от вида получаемой пенсии, а также плательщиков-инвалидов |
на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором утрачено такое право |
плательщиков единого налога - родителей (усыновителей) в многодетных семьях с тремя и более детьми в возрасте до 18 лет |
на 20 % начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло право на льготу, включая последний день месяца, в котором ребенок-инвалид достиг 18-летнего возраста |
плательщиков единого налога, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет |
Примечание — Источник: собственная разработка на основе [36].
От уплаты единого налога освобождаются индивидуальные предприниматели и иные физические лица, реализующие продукцию животноводства (кроме пушного звероводства), пчеловодства и растениеводства (за исключением цветов и семян цветов), при условии предъявления справки, выданной местным исполнительным и распорядительным органом, подтверждающей, что продаваемая этими лицами продукция произведена на земельном участке, предоставленном им в соответствии с законодательством для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества (в отношении продукции пчеловодства – при условии предъявления ветеринарно-санитарного паспорта пасеки или свидетельства, оформленного на основании этого паспорта), а также реализующие лекарственные растения, ягоды, грибы, орехи, другую дикорастущую продукцию. Форма справки утверждается Министерством по налогам и сборам. Плательщики обязаны хранить соответствующие справки на торговых местах на рынках и в торговых объектах.
При наличии у плательщика единого налога права на снижение установленной ставки единого налога одновременно по нескольким основаниям, рассмотренным в таблице 1.2, эта ставка понижается на 45 %.
Налоговая декларация (расчет) по единому налогу представляется индивидуальными предпринимателями в налоговый орган по месту постановки их на учет не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности; индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, – не позднее дня, предшествующего дню начала деятельности.
Единый налог уплачивается (доплачивается) в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком курса евро по отношению к белорусскому рублю, действующего на первое число месяца, в котором производится уплата (доплата) налога:
- индивидуальными предпринимателями – ежемесячно не позднее 28-го числа месяца, предшествующего месяцу осуществления деятельности, облагаемой единым налогом; индивидуальными предпринимателями, зарегистрированными впервые, – не позднее дня, предшествующего дню осуществления такой деятельности;
- физическими лицами, не осуществляющими предпринимательскую деятельность, – до начала реализации товаров [36].
Доплата налога, осуществляется не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором образовалась сумма превышения фактически полученной выручки над 20-кратной суммой единого налога, исчисленной за соответствующий календарный месяц.
Таким образом, предприниматели по-прежнему смогут выбирать различные способы уплаты налогов: общую систему налогообложения, которой придерживается подавляющее число юридических лиц, упрощенную систему или систему уплаты единого налога. Это своего рода продление льготного административного режима по уплате платежей в бюджет. То есть это не льгота с точки зрения объема уплаты платежей, а с точки зрения самих процедур. Эта льгота будет сопровождаться повышенным требованием к тому, чтобы не было никаких «серых» схем, никаких отклонений от действующего законодательства.
Вместе с тем, в дальнейшем для сбалансирования структуры розничной торговли в стране будут создаваться условия для расширения сети гипермаркетов, чтобы предприниматели занимались не перепродажей товаров, а их производством. Государство заинтересовано в том, чтобы граждане занимались теми видами деятельности, которые бы приносили больший эффект экономике
В целях реализации государственной политики в сфере поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь законодательством могут предусматриваться:
Для создания благоприятных условий для развития бизнеса Совет по развитию предпринимательства разработал комплекс мер. В нем содержится 11 блоков, объединяющих подходы в различных направлениях стимулирования и поддержки предпринимательства в сфере налогообложения и имущественных отношений; финансово-кредитной поддержки малого и среднего предпринимательства; административной ответственности за правонарушения в экономической сфере, оплаты труда, экспортной и инвестиционной деятельности и др.